Макроэкономическая ситуация в Беларуси в августе 2021 года характеризовалась выработкой органами власти дальнейшей (более определенной) стратегии поведения белорусских властей, в связи с принятыми Европейским союзом и США экономическими санкциями против Беларуси. В продолжении тенденций отмеченных в июле 2021 года можно отменить дополнительные направления развития «антисанкционных мероприятий» белорусских властей: апелляция к Российской Федерации по поводу установления единых цен на нефть и газ, а также выделение дополнительных кредитов, апелляция к странам Евразийского экономического союза с просьбой поддержать Беларусь в «борьбе с европейскими и американскими санкциями», разработка предложений по повышению налогов на частный бизнес в 2022 году, «засекречивание» отдельных статистических данных и так далее. Что следует ожидать белорусскому бизнесу от новой стратегии поведения белорусских властей? Попробуем ответить на данные вопросы в нашем мониторинге макроэкономической ситуации в Беларуси за август 2021 года.
Курс белорусского рубля
В августе 2021 года наблюдалась следующая динамика курсов иностранных валют. Так, стоимость 1 доллара США с 1 августа 2021 года по 1 сентября 2021 года выросла с 2,4997 до 2,5041 белорусских рублей за 1 доллар США. Курс Евро за август 2021 года снизился с 2,9741 до 2,9613 белорусских рублей за 1 евро. При этом минимальное значение курса доллара США было 17 августа 2021 года и составило 2,4958 белорусских рубля за 1 доллар США. В свою очередь минимальное значение курса Евро было установлено 16 августа 2021 года и составило 2,9345 белорусских рубля за 1 Евро. Фактически в Беларуси в августе продолжилось, начатое ещё в мае, «валютное чудо», когда курс белорусского рубля практически на протяжении всего месяца укреплялся по отношению к иностранным валютам. При этом особенностью августа 2021 года было то, что в течении всего месяца курсы иностранной валюты торговался ниже «психологические отметки» в 2,5 белорусских рубля за 1 доллар США и 3 белорусских рубля за 1 Евро.
В августе 2021 года продолжилась политика Национальный банк Республики Беларусь по «финансовой стабильности» в Беларуси посредством «ручного регулирования» курса белорусского рубля в определенном стоимостном коридоре. Напомним, что на 1 января 2021 года курс доллара США составлял 2,579 белорусских рублей за 1 доллар СЩА, а курс Евро составлял на 1 января 2021 года 3,168 белорусских рублей за 1 Евро. Фактически за восемь месяцев 2021 года белорусский рубль укрепился по отношению доллару США на 2,90%, при этом к Евро курс белорусского рубля укрепился с начала года на 6,52%.
Факторы, которые повлияли на «валютную стабильность» белорусского рубля все те же на протяжении всех 8 месяцев 2021 года. Во-первых, это благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, которая помогает Национальному банку Республики Беларусь в 2021 году стабилизировать курс белорусского рубля. Так, по данным Национального банка Республики Беларусь положительное сальдо внешнеэкономической торговли по товарам и услугам за 6 месяца 2021 года сложилось в размере «плюс» 782,4 млн. долларов США. Данное положительное сальдо на 234,4 млн. долларов США больше аналогичного показателя за 5 месяца 2021 года.
Приток валюты от внешней торговли позволил Национальному Банку Республики Беларусь увеличить по состоянию на 1 августа 2021 года золотовалютные резервы Национального банка, по сравнению с 1 июля 2021 года на 33,1 млн. долларов США. По сравнению с 1 января 2021 года золотовалютные резервы сократились всего лишь на 26,1 млн. долларов США, что свидетельствует о достаточно успешной «валютной политике» Национального банка Республики Беларусь за 8 месяцев 2021 года. Как отмечалось ранее, в предыдущих мониторингах ООО «БелШтойерн», во втором полугодии 2021 года на курс белорусского рубля определяющим фактором влияния будет «политический фактор».
«Политический фактор», является вторым по упоминаю, но первым по значимости валютным фактором во втором полугодии 2021 года. В ситуации, когда белорусским властям практически удалось не только сохранить своих золотовалютные резервы, но и получить дополнительные 920 млн. долларов США от Международного валютного фонда, то практически не возникает сомнения, что Национальному банка удастся «стабилизировать» курс белорусского рубля до конца 2021 года. При этом «окончательные сроки» стабилизации белорусского рубля во многом будут зависеть от политических процессов в Беларуси (внесение изменений в Конституцию, новые выборы и так далее). Для получения благоприятного для власти результата будут создаваться все условия «финансовой и экономической стабильности в Беларуси» вне зависимости от европейских и американских санкций, благо их прямое действие начнется не ранее 2022 года.
Как это может повлиять на белорусский бизнес? Как отмечалось в предыдущих мониторингах ООО «БелШтойерн», в ближайшие месяцы белорусский бизнес должен строить свою стратегию поведения исходя из предпосылок относительной «стабильности» белорусского рубля с минимальным риском девальвации белорусского рубля, но с высокой вероятностью возможных новых ограничений и запретов во внешнеэкономической деятельности и на валютном рынке. Исходя из того, как будет складываться спрос и предложения валюты на Белорусской валютно-фондовой бирже, возможны как введение обязательной продажи валюты, так и введение запрета на определенные внешнеэкономические операции (запрет на импорт определенных европейских и американских товаров), но вполне возможен и либеральный вариант, когда новых валютных ограничений пока не будет.
В этой связи, в сентябре курс белорусского рубля по отношению к доллару США прогнозируется в диапазоне 2,48-2,58 белорусских рубля за 1 доллар США, а курс Евро прогнозируется в диапазоне 2,90-3,10 белорусских рубля за 1 Евро. При этом в текущей макроэкономической ситуации в сентябре 2021 года возможны существенные колебания курса белорусского рубля (как это уже было в июле) в связи с тем, что белорусский рубль все более зависим от российского рубля и поэтому практически всегда повторяет траекторию и динамику изменения российского рубля по отношению к доллару США и Евро.
При этом в случае введения новые европейских и американских экономических санкций возможно изменение сроков действия «валютной стабильности» белорусского рубля, так как белорусская экономика является очень зависимой от внешней торговли узкого круга стратегически важных товаров (калийные удобрения, нефтепродукты) и услуг (транспортные услуги и услуги резидентов ПТВ). Поэтому введение прямых санкций против стратегически важных белорусских экспортных товаров и услуг, а также белорусской банковской системы может существенно нарушить «валютную стабильность» в Беларуси.
Важным фактором для белорусского валютного рынка является и стратегия поведения белорусского бизнеса и физических лиц на белорусском валютном рынке в условиях «белорусской валютной стабильности». Так, по состоянию на 1 августа 2021 года депозиты юридических лиц в валюте составили 5 119,3 млн. долларов США и с начала года уменьшились на 0,7%. В это же время депозиты физических лиц на 1 августа 2021 года составили 5 128,1 млн. долларов США и с начала года сократились на 12,3%. Как видно из данных динамики валютных депозитов белорусский бизнес доверяет государству больше нежели граждане, а следовательно, больше нежели белорусские граждане верит в экономическую и валютную стабильность в Беларуси, больше доверяет белорусской банковской системе. Во многом именно белорусский бизнес способствует существующей «валютной стабильности» в Беларуси в 2021 году.
Динамика ВВП
За 7 месяцев 2021 года уровень ВВП по данным официальной статистики составил 103,3% от уровня прошлого года. Данный показатель не изменился относительно показателей роста ВВП за 6 месяцев 2021 года. Фактически рост ВВП Беларуси в июле 2021 года остановился. В чем же причина?
Оценивая динамику роста ВВП через призму поступлений в республиканский бюджет, можно отметить следующие тенденции в экономическом развитии Беларуси. С учетом применяемого в статистике дефлятора ВВП за 7 месяцев 2021 года в размере 116% можно оценить уровень поступлений государственных финансов (республиканский бюджет и Фонд социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН)). Так, поступления государственных финансов составили за 7 месяцев 2021 года 100,9% уровня прошлого года. По сравнению с 6 месяцами 2021 года динамика поступлений государственных финансов сократилась. Ранее напомним рост поступлений был 101,6%. При этом темп роста поступлений в республиканский бюджет за 7 месяцев 2021 года составил 106,8% (был 105,7%), а в ФСЗН – 93,6% (был 96,6%).
Как видно из данных показателей динамика поступлений государственных финансов за 7 месяцев 2021 года сократилась, что ставит под сомнение объективность статистических данных. Возможно, рост ВВП обусловлен другими факторами (ростом складских запасов, но официальные статистические данные по складским запасам не публикуются) или иные валовые доходы, а значит и нет возможности подтвердить или опровергнуть данное предположение. За счет чего еще может расти ВВП, если начиная со втором квартала 2021 года при росте поступлений в республиканский бюджет происходит все более существенное снижение поступлений в ФСЗН.
Анализируя показатели поступления в бюджет за 7 месяцев 2021 года следует отметить продолжение тенденций, отмечаемых в прошлом мониторинге. Во-первых, практически стабильными являются поступления по НДС – 101,0% от уровня прошлого года. При этом следует отметить, что с каждым месяцем прирост НДС увеличивается. За июль прирост НДС составил 0,2 процентных пунктов, а значит увеличение ставки НДС и отмена льгот по отдельных товарам привели все-таки к росту поступлений в бюджет, хотя возможно и не в таких суммах, как ожидали органы власти.
Во-вторых, отмечаемая в предыдущем мониторинге тенденция по существенному росту поступления по акцизам (за 6 месяцев 2021 года было 105%) претерпела тенденцию к снижению. Так по итогам 7 месяцев 2021 года рост поступления по акцизам составил лишь 101,4%. Видимо политика властей по еженедельному повышению цен на автомобильное топливо и ежемесячному росту цен на сигареты привело к простому сокращению спроса со стороны населения. Цены на подакцизные товары достигли того уровня, когда любое повышение цены ведет к простому сокращению спроса на данный товар.
В-третьих, отмечается дальнейшее падение темпов роста поступлений от внешнеэкономической деятельности. Если за 6 месяцев 2021 года такой рост по поступлениям от внешнеэкономической деятельности составлял 149,8% от уровня прошлого года, то за 7 месяцев 2021 года такой рост составил 127%. Похоже экономические санкции начинают постепенно действовать, сокращая внешнеэкономическую активность белорусского бизнеса.
В-четверых, отмечается по итогам 7 месяцев 2021 года и снижение темпов роста по налогу на прибыль. Так, если за 6 месяцев 2021 года прирост поступлений налога на прибыль составлял 183,7% от уровня 2020 года, то за 7 месяцев 2021 года этот показатель составил уже 166,7%. Похоже общая макроэкономическая ситуация оказывает более существенное влияние на работу белорусского бизнеса, нежели об этом заявляют белорусские власти, а значит и доходность белорусского бизнеса не такая существенная, даже на фоне «бумажной бухгалтерской прибыли», связанной с курсовыми разницами, о чем писалось в прошлом мониторинге за июль 2021 года.
Как это может повлиять на белорусский бизнес? Постатейный анализ динамики поступлений налогов в республиканский бюджет позволяет сделать следующие уточненные предположения о развитии белорусской экономики во второй половине 2021 года. Во-первых, аномальная внешнеэкономическая активность белорусского бизнеса начала 2021 года уже идет на спад, что ежемесячно отражается на сокращении поступлений в бюджет от внешнеэкономической деятельности.
Во-вторых, государство понимает, что резервов и ресурсов для стимулирования внутреннего рынка за счет роста зарплат населения нет, а значит и нет особого экономического смысла и в росте ставок НДС. При этом прироста поступления НДС можно обеспечить за счет отмены льгот по НДС, о чем и свидетельствует последний указ А.Г. Лукашенко № 315 от 19 августа 2021 года «Об отмене оснований для применения льгот».
В-третьих, государство похоже достигло потолка в приросте цен на подакцизную продукцию, что привело к сокращению поступлений по акцизам. В этой связи в августе уже не отмечалось ежемесячное повышение цен на автомобильное топливо, а цены на отдельные виды сигарет с 1 сентября 2021 года даже будут понижены. Населению и бизнесу нужно «переварить» существующий уровень цен на подакцизные товары, чтобы восстановить спрос на них.
В-четвертых, государство начало понимать, что вышеперечисленные факторы наряду с сокращением поступлений в ФЗСН ведут к сокращению доходной части бюджет, а значит нужно что-то предприниматель. В этой связи весьма показательными являются дела белорусских властей против белорусских субъектов хозяйствования, в основе которых лежат «исключительно налоговые правонарушения». В качестве примера в разделе «Экономические маркеры» рассмотрим дела ООО «Пандадок» и КПУ «Журналистская мастерская Пресс-клуб».
Экономические маркеры
В августе 2021 года, по мнению автора, можно выделить следующие экономические маркеры, характеризующие экономическую ситуацию в Беларуси. Во-первых, заявления, сделанные властями относительно влияния экономических санкций на ситуацию в Беларуси. Во-вторых, реальные экономические последствия от санкций, которые ощутил на себе белорусский бизнес и белорусская экономика. В-третьих, это перечень мероприятий и новаций, которые планируют принять власти по отношению к белорусскому бизнесу в ближайшие годы. В-четвертых, прекращены уголовные дела за неуплату налогов, против ООО «Пандадок» и КПУ «Журналистская мастерская Пресс-клуб».
1) В целом белорусские власти оптимистически смотрят на развитие белорусской экономики не смотря на европейские и экономические санкции. Так 27 августа в Петрикове А.Г. Лукашенко заявил, что: "Мы, напротив, ищем новые адреса поставок, новые возможности доставки товара. В калийных удобрениях из Беларуси сегодня заинтересованы такие гиганты, как Китай, Бразилия, Индия, и множество других стран, - заметил А.Г. Лукашенко. - Мир велик. Из-за пандемии коронавируса на планете еще острее встал вопрос обеспечения продовольствием, продуктами питания, следовательно, и удобрениями".
На встрече с Министром транспорта А.Г. Лукашнеко оценивая влияние европейских санкций на транспортного комплекса Беларуси заявил: "Я реально смотрю на вещи. Конечно, может быть какой-то сбой. Но он должен быть кратковременным. И, наверное, должен уже закончиться. Потому что все мы понимали, что они нас в покое не оставят и будут все время этими санкциями подпитывать, образно говоря». «Экспорт транспортных услуг за полугодие превышает $2 млрд, а это в свою очередь почти половина от общего объема внешней торговли услугами. "Это огромные масштабы, огромная сумма. Мы - транзитная страна", - подчеркнул А.Г. Лукашенко.
На встрече с журналистами 9 августа 2021 года А.Г. Лукашенко заявил, что: «экспорт действительно важен для страны, так как значительные объемы производимой продукции предназначены для поставки на внешние рынки. Однако рынки Европейского союза и США, которые сейчас вводят санкции, для Беларуси не являлись приоритетными, отечественную продукцию туда никогда особо и не пускали, отметил Президент. Он также напомнил, что Беларусь практически все время находилась под влиянием тех или иных санкций».
На этой же встрече А.Л. Лукашенко ответил и на угрозы Литвы остановить транзит калийных удобрений. "Начали крутить-вертеть. Выстрелили себе в ногу. А сейчас хотят закрыть нам порты для того, чтобы грузить химические калийные удобрения", - сказал А. Лукашенко. Александр Лукашенко заявил, что в таком случае Беларусь перенаправит потоки в другие порты - на территории России. "Слушайте, мы поставим эти объемы. В Мурманске загрузим. Это не вопрос. И по северному морскому пути кратчайшим путем поставим в Китай. Это наш основной рынок. И в Индию - юго-восток, - отметил белорусский лидер. - Пока мы не загнали друг друга в угол, выходить из этой ситуации надо сейчас. Но мяч на той стороне". В свою очередь премьер министр Беларуси Роман Головченко 13 августа 2021 года заявил, что к декабрю Беларусь будет полностью готова к перевалке удобрений через альтернативные точки. "Сейчас работаем в плотном контакте с российскими партнерами. Изучаем, где наибольшая маржинальность при отгрузке, другие логистические тонкости, связанные с судами определенного типа, складами, мощностями для хранения".
Подводя итоги заседания Евразийского межправительственного совета, которое прошло 19-20 августа в Чолпон-Ате (Кыргызстан) премьер-министр Беларуси Роман Головченко ответил, что "ЕЭК внимательно отслеживает ситуацию (с внешними экономическими санкциями). Надеюсь, комиссия к следующему саммиту глав государств подготовит информацию и предложения о том, каким будет коллективный ответ. Пока об этом еще рано говорить. Возможно, это будут меры компенсационного характера, меры поддержки той страны - участницы ЕАЭС, которая подвергается этому давлению. На данный момент это Беларусь и Россия, но с учетом того, как непредсказуемо развивается ситуация, эта проблема может стать актуальной абсолютно для любого государства".
Как это может повлиять на белорусский бизнес? Оценивая мнение белорусских властей на влияние европейских экономических санкций на белорусскую экономику, можно отметить следующее. Во-первых, белорусские власти считают, что экономические санкции скоро отменят, так как Беларусь транзитная страна, без которой «невозможно обойтись», а белорусские товары «настолько уникальны», что нужны всему миру.
Во-вторых, в том случае, если экономические санкции все же не будут отменены, то белорусские власти надаются на помощь России, как в экспорте калийных удобрений через российские порты, так и в косвенной поддержке белорусской экономики через внутрироссийские (равные) цены на природных газ
В-третьих, и это новация августа 2021 года, Беларусь надеется на поддержку стране ЕАЭС в противостоянии европейским и американским санкциям. Данная поддержка может быть выражена, как в форме неких финансовых компенсаций Беларуси, так и в выработке некоего «коллективного ответа» на внешние экономические санкции.
Фактически августа 2021 года в очередной раз подтвердил, что действующие власти убеждены или пытаются сделать вид, что европейские и американские экономические санкции не окажут существенного влияния на экономику Беларуси. Все возможные отрицательные влияния экономических санкций по мнению властей «будут компенсированы» с помощью России и стран ЕАЭС (что пока обсуждается и не очевидно).
2) Если же оценивать реальные последствия экономических санкций для Беларуси, то август 2021 года принес следующие противоречивые последствия применения санкций со стороны Европейского союза и США в отношении Беларуси. С одной стороны, были введены прямые санкции против ЗАО «АБСОЛЮТБАНКА», что привело приостановке перевода денежных средств в иностранной валюте, а также приостановке платежей в системе «VISA» и «Western Union». Также и у других белорусских банков начали возникать проблемы с получением платежей в иностранной валюте из-за границы.
С другой стороны 23 августа 2021 года Международный валютный фонд выделил 920 млн. долларов США Беларуси (читай – действующей власти) для борьбы с коронавирусом. Целевой характер использования денег МВФ никто контролировать не будет, а значит данные деньги могут быть использованы действующей властью на любые цели.
С июля 2021 года Государственный таможенный комитет перестал публиковать на своем сайте данные об импорте и экспорте товаров в разрезе групп ТН ВЭД ЕАЭС. Фактически данные таможенной статистики внешнеэкономической деятельности стали государственным секретом.
Как это может повлиять на белорусский бизнес? Реальность влияния экономических санкций на белорусский бизнес свидетельствует о том, что те субъекты предпринимательства, которые напрямую попали под действия санкций испытывают реальные трудности во внешнеэкономической деятельности. Пример Абсолютбанка наиболее показателен.
С другой стороны, европейские и американские экономические санкции пока носят выборочный и непоследовательный характер, что позволяет получать деньги от МВФ, а значит и стабилизировать текущую финансово-экономическую ситуацию с помощью «западных денег».
Третий момент, на который следует обратить внимание, это не желание властей, чтобы кто-либо, кроме самой власти, смог оценивать реальные последствия влияния экономических ситуаций на внешнюю торговлю Беларуси. Отсюда и «засекречивание» данных внешнеторговой таможенной статистики.
Итоги августа 2021 года показывают, что внешние экономические санкции будут дифференцировано влиять на разные отрасли белорусской экономики. И в то время, как одни сферы бизнеса будут терпеть убыток, другие направления бизнеса (не связанные с Европейским союзом И США) получат дополнительные бонусы и прибыли. Природы не терпит пустоты, поэтому там, где один бизнес получит убыток, другой бизнес получит прибыль.
Важным в данной ситуации является тот факт, что власти пытаются «скрыть» реальную ситуацию во внешнеэкономической деятельности Беларуси, а это значит, что данная «мода» на сокрытие статистической информации об экономической ситуации в Беларуси может перекинуться и на другие сферы и показатели деятельности белорусской экономики. Это значит, что белорусский бизнес не сможет составлять среднесрочные и долгосрочные бизнес-прогнозы своей деятельности в Беларуси на основании точных статистических данных и должен будет ориентироваться в своей работе либо на краткосрочные бизнес-планы, либо на интуицию.
3) Если оценивать планы властей по отношению к белорусскому бизнесу в ближайшие годы, то можно выделить следующие направления действий.
3А) 19 августа на встрече с Министром по налогам и сборам и председателем КГК А.Г. Лукашенко определил свое отношение к белорусскому бизнесу: «умные бизнесмены меня услышали, что политика и бизнес — это вещи разные», «Мы ни в коем случае не должны превратить в моду - задушить какого-то предпринимателя и бизнесмена.» "Я хочу, чтобы бизнесмены меня услышали, что никто с ними сводить счеты не будет. Кто-то ошибся, кто-то заблудился, кто-то неправильно понял что-то. Надо с ними объясниться. Я готов даже на моем уроне это делать, если вы найдете соответствующую форму. Но тех, кто работал честно у нас, тех, кто хочет к нам прийти работать, мы должны их принимать как своих людей, которые создают благо для народа и государства. Перегибов нельзя допускать ни в коем случае. Я не вижу таких перегибов, но не хочу, чтобы они были в будущем". "Нельзя, чтобы ты набивал свои карманы, а люди вели полунищенское существование. Вы помните, в канун выборов я ставил жестко вопрос, что нам надо установить среднюю заработную плату, ниже которой нельзя, и вообще бизнесмены, частные структуры должны чуть-чуть выше, чем среднюю зарплату, платить. Это ой как не понравилось бизнесу: "Как это я отдам деньги?!". Так эти же люди на тебя работают, приносят тебе деньги. Это же не значит, что ты, грубо говоря, 10% им отдал, а 90% себе в карман положил. Такой бизнес никому не нужен".
3Б) 17 августа на встрече с руководством Совета Министров рассматривался законопроект "Об урегулировании неплатежеспособности". В основе проекта документа уход от банкротства к реабилитации проблемных предприятий. Также изменилась концепция законопроекта - акцент сделан на защите организаций от шоков, вызванных неблагоприятными внешними факторами. "При этом хочу сказать, что преодоление этих шоковых барьеров - прежде всего забота трудовых коллективов и руководителей этих трудовых коллективов", - подчеркнул Александр Лукашенко.
"Кроме того, предусмотрено, что будем отходить от судебного сопровождения всех этапов рассмотрения дел об экономической несостоятельности. Мною было поручено не перегружать суды несвойственными вопросами, потому что завалили суды разного рода проблемами экономического характера, спорными вопросами, связанными с экономикой. Раньше эти вопросы решались в местных органах власти, - отметил А.Г. Лукашенко. - Координирующая роль в вопросах финансового оздоровления окончательно сосредоточится в Правительстве, отраслевых органах власти и исполкомах".
3В) На встрече 5 августа с руководителем профсоюзов Беларуси М. Ордой А.Г. Лукашенко заявил: "Больной вопрос - создание первичных организаций прежде всего в частных структурах. Если до сих пор есть еще отдельные, которые не поняли, значит, надо в Правительстве немедленно обсудить эти вопросы и внести конкретные предложения вплоть до ликвидации частных структур, которые отказываются иметь профсоюзные организации".
3Г) По данным Министерства по налогам и сборам на 1 июля 2021 года, в налоговых органах состоят на учете 272,9 тыс. индивидуальных предпринимателей, что больше, чем в соответствующем периоде 2020 года, на 8,8 тыс., или на 3,3%. При этом среди обсуждаемых властями новаций для индивидуальных предпринимателей на 2022 год предлагается увеличение подоходного налога для ИП с 16% до 18%, запрет на наем работников и отмена единого налога по многим видам деятельности.
Как это может повлиять на белорусский бизнес? 3А) Если перевести слова А.Г. Лукашенко с Министром по налогам и сборам и председателем КГК на обычный язык, то можно отметить следующие основные тезисы: 1. Бизнесмены, которые пойдут в политику будут наказываться. 2. «Удушение» предпринимателей и бизнеса вроде бы было, но пока это не вошло в моду. 3. Никаких перегибов и ошибок в отношении к белорусскому бизнесу с точки зрения властей не было. 4. Власти сами будут определять какой бизнес нужен, а какой нет исходя из своих представлений о социальной справедливости.
Данные тезисы должны насторожить белорусский бизнес, которые не является крупным и важным с точки зрения существующей власти. Фактически государство декларирует возможность применения «внесудебных и незаконных методов» в отношении белорусского бизнеса, который занимается политикой или «набиванием собственных карманов». Всему белорусскому бизнесу известны особенности правоприменительной практики в Беларуси, в особенности 33 статьи Налогового кодекса, а следовательно все наказания белорусского бизнеса будут происходить исключительно в рамках существующего белорусского законодательства. В этой связи каждый белорусский бизнесмен должен задуматься о перспективах своего бизнеса в Беларуси исходя из своего политического мировоззрения, социально ответственности бизнеса и привлекательности (доходности) своего бизнеса для контролеров с точки зрения дополнительного начисления налогов в бюджет.
3Б) С целью избегания социальных конфликтов и недовольства населения государство и далее будет поддерживать убыточные и неплатежеспособные предприятия. При этом банкротства таких предприятий не будет, а будут разрабатываться мероприятия местными органами власти и правительством для поддержания «жизнеспособности» таких предприятий.
На практике неплатежеспособными и убыточными, как правило являются государственные предприятия, так как частные предприятия в данном случае просто банкротятся. В этой связи государство планирует и в дальнейшем тратить бюджетные деньги на поддержку экономически неэффективных государственных предприятий, проводить очередные мероприятия по объединению предприятий или передаче убыточных предприятий частному бизнесу лояльному существующей власти. В любом случае ожидать экономических реформа и изменения экономической политики в государстве белорусскому бизнесу в ближайшее время не стоит.
3В) Возникновение в очередной раз вопроса о создании профсоюзов на частных предприятиях свидетельствует о желании властей не только усилить контроль за работой частных предприятий, но и получить дополнительный инструмент влияния на частный бизнес. Профсоюзы в текущей экономической и политической ситуации по сути являются «глазами и ушами властей» на каждом конкретном предприятии, а значит создание профсоюзов позволит властям оценивать реальную экономическую ситуацию в частном белорусской бизнесе с точки зрения политической лояльности частности бизнеса и его «налогоёмкости» – готовности платить больше налогов в бюджет.
В этой связи вопрос создания профсоюзов на частных предприятиях в ближайшее время может стать индикатором экономической ситуации в стране. Если экономическая ситуация в государстве существенно ухудшится, то государство снова может активизировать свою работу по созданию профсоюзов, что получать дополнительные налоги и дополнительную информацию о лояльности частного бизнеса. Если же экономическая ситуация в Беларуси стабилизируются, то о «профсоюзном вопросе» возможно снова забудут на неопределенный срок.
3Г) Судьба белорусских индивидуальных предпринимателей в Беларуси в 2022 году весьма туманна и тревожна. Судя по многочисленным высказываниям чиновников от власти в 2022 году белорусских ИП, ждут существенные изменения в налоговом законодательстве и в условиях осуществления деятельности. Среди наиболее ожидаемых и вероятных новаций 2022 года следует отметить: рост налоговых ставок, запрет на привлечение наемных лиц и запрет на занятие определенными видами деятельности.
В этой связи белорусские индивидуальные предприниматели желающие и далее работать в Беларуси должны провести анализ своей финансового-экономической деятельности с точки зрения новаций белорусского законодательства. Важным является оценка того: будет ли являться эффективным ваш бизнес в условиях новых налоговых ограничений, и что нужно сделать, чтобы бизнес стал снова эффективным. При этом необходимо рассматривать, как варианты смены организационно-правовой формы деятельности, так и смену видов деятельности, так и смену организации бизнес-процессов индивидуального предпринимателя.
4) В конце августа 2021 года были прекращены уголовные дела за неуплату налогов, против ООО «Пандадок» и КПУ «Журналистская мастерская Пресс-клуб». По заявлениям Генеральной прокуратуры Беларуси уголовное дело в отношении ООО «Пандадок» было прекращено в связи с тем, что обвиняемые признали свою вину, возместили причиненный ущерб (более 38 тыс. рублей) и уплатили уголовно-правовую компенсацию в размере свыше 77 тыс. рублей.
Уголовное дело в отношении КПУ «Журналистская мастерская Пресс-клуб» было прекращено в связи с тем, что обвиняемые признали свою вину в полном объеме и дали показания об обстоятельствах преступления. Возместили причиненный ущерб и уплатили уголовно-правовую компенсацию в аналогичном размере. Общая сумма неуплаченных налогов превысила 110 тыс. рублей. В такой же сумме похоже была уплачена и уголовно-правовая компенсация (то есть еще 110 тыс. рублей).
Как это может повлиять на белорусский бизнес? Данные уголовные дела в очередной раз показывают особенности стратегии белорусский властей по отношению к белорусскому бизнесу и общественным организациям. Данная стратегия заключается в том, что любой белорусский субъект хозяйствования (далее – юридическое лицо), которое будет заподозрено в нелояльности к существующей власти будет обвинено в неуплате налогов. Далее руководство такого юридического лица будет арестовано, с описью и изъятием всех документов и компьютерной техники.
Уголовное дело будет длиться столько времени сколько времени потребуется руководству юридического лица, чтобы: а) признать свою вину; б) дать признательные показания по обстоятельствам уголовного дела; в) уплатить в бюджет начисленные государственными контролирующими органами суммы налогов; г) уплатить в бюджет начисленные государственными контролирующими органами суммы уголовно-правовой компенсации (читай – штраф за нелояльность властям).
Данная стратегия позволяет действующей власти получить двойную выгоду. С одно стороны таким образом наказываются нелояльные власти юридические и физические лица. С другой стороны власти получают дополнительные поступления в бюджет, что весьма важно в текущей сложной макроэкономической ситуации. Вопрос только в том, кого будут проверять власти тогда, когда «закончатся» нелояльные власти юридические лица? Пока же стоит ожидать в ближайшие месяцы осени прекращения и иных громких «налоговых» уголовных дел на вышеперечисленных условиях.
Обобщая изложенное, можно отметить, что в августе 2021 года более четко обрисовались последствия экономических санкций для белорусской экономики. Очевидно, что данные последствия для разных представителей белорусского бизнеса будут различными, как по характеру влияния, так и по направленности влияния (прибыль или убыток). Дополнительно август 2021 года принес понимание того, как власти оценивают влияние экономических санкций на белорусскую экономики и как планируют «бороться» с последствиями этих экономических санкций. Для белорусского бизнеса важным выводом августа является тот факт, что власти «не признают проблемы» экономических санкций для белорусской экономики, а значит ничего существенного менять в своей экономической политике не будут. При этом белорусский бизнес фактически становится «заложником» текущей экономической ситуации в Беларуси. Если экономическая ситуация в Беларуси ухудшится и денег в бюджете не будет хватать, то белорусскому бизнесу подымут налогу, вспомнят о необходимости создания профсоюзов и припомнят отношение частного бизнеса к событиям 2020 года. Если же экономическая ситуация в Беларуси будет более-менее стабильной, то белорусский бизнес сможет работать в условиях тех экономических ограничений и запретов, которые установят Европейский союз, США и их экономические союзники.
Для того, чтобы быть в курсе всех возможных белорусских экономических новаций, влияющих на работу Вашего бизнеса и принятия оптимальных бизнес-решений, следите за мониторингами макроэкономической ситуации в Беларуси, составленными экспертами ООО «БелШтойерн». Ближайший мониторинг макроэкономической ситуации в Беларуси за сентябрь 2021 года, читайте на нашем сайте ООО «БелШтойерн» до 10 октября 2021 года.
Если у Вас есть пожелания или рекомендации по включению в макроэкономический мониторинг иных показателей, или оценке иных экономических аспектов белорусской действительности, либо Вы желаете провести финансово-экономический мониторинг деятельности своего бизнеса с выработкой антикризисной модели или стратегий поведения для Вашего бизнеса в текущей макроэкономической ситуации, то можете обращаться на электронный адрес: alex_asper@mail.ru или по телефону + 375 29 6 782 182 (Александр). Ваши пожелания и рекомендации будут по возможности учтены в ближайшем мониторинге макроэкономической ситуации в Беларуси, составленном ООО «БелШтойерн» либо эксперты ООО «БелШтойерн» окажут Вам консультационные услуги по оптимизации работы Вашего бизнеса с учетом текущей макроэкономической ситуации в Беларуси.
Александр Жук, аудитор, директор ООО "БелШтойерн"
01 сентября 2021 года