+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

Мы предлагаем следующие виды финансово-экономической оценки результатов работы бизнеса в Республике Беларусь:

Финансово-экономический анализ соответствия требованиям законодательства бухгалтерской отчетности,бухгалтерского и налогового учета, важен в следующих случаях:

  • 1) Проведение финансово-экономического анализа позволяет выявить ошибки при ведении бухгалтерского и налогового учета.
  • 2) Проведение финансово-экономического анализа позволяет минимизировать риск нарушения налогового законодательства, а значит позволяет избежать штрафов со стороны налоговых органов.
  • 3) Проведение финансово-экономического анализа выявляет злоупотребления и некомпетентность со стороны главного бухгалтера предприятия.
  • 4) Проведение финансово-экономического анализа позволяет повысить эффективность работы предприятия: оптимизировать налоги, определить причины убыточной работы, определить финансовое состояние инвестора и так далее.
  • 5) Обращение в ООО "БелШтойерн" позволяет выработать юридически грамотные решения по спорным и не урегулированным законодательством вопросам налогового, бухгалтерского и хозяйственного права.

Как организовать качественный внутренний аудит бизнеса

Периодический ежегодный аудит финансово-экономической деятельности является один из базовых условий успешного бизнеса в Республики Беларусь. К сожалению, не все белорусские субъекты предпринимательства могут получить профессиональные и качественные услуги по аудиту финансово-хозяйственной деятельности бизнеса.

Недостатки внешнего аудита

Во-первых, качественные аудит зачастую являются достаточно дорогой услугой, особенно для предприятий имеющим сложное финансово-экономическое положение. Во-вторых, классический белорусский аудит, как правило, основан на стандартной процедуре выборочной проверке бухгалтерского и налогового учета, с целью подтверждения достоверности бухгалтерского баланса, что далеко не всегда является основной целью заказчика аудита, желающего получить объективную информацию о финансово-экономическом состоянии бизнеса, получить рекомендации по повышению эффективности ведения бизнеса. В-третьих, бизнесу зачастую достаточно трудно найти профессионального аудитора, который не только будет «поучать», как надо вести бухгалтерский и налоговый учет на предприятии, но и станет «другом» для бизнеса, который расскажет о рисках возможных нарушений и резервах повышения эффективности ведения бизнеса. В-четвертых, при привлечении внешних аудиторов зачастую возникают вопросы коммерческой тайны и вопросы соблюдения бизнесом налогового законодательства в ситуации достаточно вольного и широкого трактования норм 33 статьи Налогового кодекса Республики Беларусь. Последнее усугубляется законодательной обязанностью для аудиторов информировать контролирующие органы о нарушениях законодательства в определенных случаях, что ставит аудиторов в роль частных квази-контролеров налогового законодательства на стороне государства.

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства в настоящее время перед белорусским бизнесом, возникает закономерный вопрос о том, как провести качественный аудит финансово-экономической деятельности бизнеса, который бы соответствовал реальным целям и пожеланиям бизнеса и при этом не привел к бы прямым отрицательным последствиям для вашего субъекта предпринимательства? Одним из очевидных ответов на данный вопрос может быть проведение самостоятельного внутреннего аудита без привлечение сторонних предприятий или индивидуальных предпринимателей. Возможно ли это на практике? Да, возможно.

Первый шаг качественного внутреннего аудита

Аудит – это проверка финансовой и хозяйственно-экономической деятельности учреждения, предприятия или индивидуального предпринимателя проводимая независимыми специалистами. Ключевым понятием в данном определении является наличие независимых специалистов, которые могут провести проверку финансово-экономической деятельности бизнеса. Таким образом, первым элементов эффективного внутреннего аудита является определение независимых специалистов, которые смогут провести эффективный внутренний аудит.

Независимым объективным специалистов для внутреннего аудита может быть работник, непосредственно не связанный с выполнение управленческих финансово-экономических процедур на предприятии. Исходя из штатного расписания и должностных инструкций таким должностным сотрудником может быть финансовый директор, внутренний аудитор, начальник планового или финансового отдела или иной специалист предприятия, имеющий экономическое образование или юридическое образование, со знанием основ экономики и бухгалтерского учета.

В отдельных случаях внутренний аудит может проводить директор или учредитель бизнеса, хорошо знающий специфику работы своего субъекта предпринимательства, а также имеют соответствующие знания в сфере экономики, бухгалтерского учета и юриспруденции. Определение независимого исполнителя для внутреннего аудита является первым и наиболее важным шагом в проведении самостоятельного эффективного внутреннего аудита финансово-экономической деятельности бизнеса. Именно от того, кто будет проводить внутренний аудит во многом и будет определяться эффективность и ценность проводимого внутреннего аудита для вашего бизнеса. В этой связи при наличии кадровых возможностей целесообразно ежегодно менять перечь специалистов, проводящих внутренний аудит бизнеса.

Второй шаг качественного внутреннего аудита

Вторым шагом в проведении самостоятельного внутреннего аудита является определение целей внутреннего аудита. Классический белорусский аудит связан исключительно с оформлением аудиторского заключения о достоверности бухгалтерского баланса с приложениями к балансу. На практике такое обязательное аудиторское заключение (далее – обязательный аудит) нужно в трех случаях.

Во-первых, обязательный аудит требуется некоторым организациям в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Во-вторых, обязательных аудит некоторым субъектам хозяйствования, которые планируют получить кредиты в банках. В-третьих, обязательный аудит может требоваться в случае изменения состава собственников субъектов хозяйствования, в том случае, когда новый собственник хочет убедиться в том, что все отраженные в балансе активы и пассивы предприятия реально существуют. В остальных случаях обязательный аудит для белорусского субъекта хозяйствования вообще то и не нужен.

А что это за другие обстоятельства? Рассмотрим шесть наиболее чаще встречающихся в белорусской деловой практике случая, хотя на практике их может быть значительно больше. Эти нижеперечисленные деловые обстоятельства и определяют реальные цели внутреннего аудита финансово-экономической деятельности предприятия.

1) В деловой практике белорусского бизнеса зачастую возникают ситуации, когда у предприятия существуют сложности с расчетами, а проще говоря возникает ситуация, когда у предприятия отсутствуют деньги на расчетном счете. В данном случае фактическое наличие активов и пассивов вряд ли даст ответ директору или учредителю предприятия ответ на вопрос: «Почему на расчетном счете периодически или постоянно не хватает денег?»

Для ответа на данный вопрос необходимо проанализировать движение денег на расчетном счете, оценить соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, провести оценку доходов и расходов предприятия за определенный «контрольный период», как правило квартал, и иные аналитические действия. Целью внутреннего аудита в данном случая является оценка движения денежных потоков на предприятии, и определение причин, по которым поступление денег в данном конкретном «контрольном периоде» было меньше нежели расход этих денег. На основании данной оценки производится и выработка рекомендаций по устранению проблемы дефицита денег на расчетных счетах субъекта хозяйствования.

2) В деловой практике белорусского бизнеса зачастую возникают ситуации, когда предприятия имеют «сложности» с уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Данные «налоговые сложности» как правило выражаются в следующих ситуациях: а) при наличии задолженности по платежам в бюджет; б) при доначислении дополнительных налогов и штрафов по результатам проверок белорусских государственных контролирующих органов; в) при существенном влиянии налогов на показатели финансово-экономической деятельности бизнеса. В этой ситуации наличии аудиторского заключения с констатацией факта о том, что предприятие не имеет методологических ошибок при исчислении налогов вряд ли даст ответ директору или учредителю предприятия ответ на вопрос: «Почему предприятие платит столько много налогов или почему у контролирующих органов есть претензии к бизнесу, который постоянно проверяли аудиторы, которые выдавали положительные аудиторские заключения?»

Для ответа на данный вопрос необходимо проанализировать уровень налоговой нагрузки, оценить применяемую на предприятии систему налогообложения, проанализировать существующие на предприятии бизнес-схему управления и налоговой оптимизации на предмет из соответствия статье 33 Налогового кодекса Республики Беларусь. Целью внутреннего аудита в данном случае будет оценка существующего уровня налоговой нагрузки и определение факторов, влияющих на сложившейся уровень налоговой нагрузки, определение внутренних и внешних рисков нарушения налогового законодательства.

Привлечение внешнего аудитора в данной ситуации является не всегда обоснованным решением, так как по законодательству аудиторы обязаны предоставлять информацию в Комитет государственного контроля о финансовых операциях, подлежащих особому контролю. К таким финансовым операциям, подлежащим особому контролю, может, например относится ситуация, если сумма финансовой операции равна или превышает 2000 базовых величин для физических лиц либо равна или превышает 20 000 базовых величин для организаций и индивидуальных предпринимателей. На практике многие аудиторы оценивают финансовые операции, связанные с налоговой оптимизацией, как операции подлежащие особому контролю, со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными для бизнеса последствиями.

В этом случае все мероприятия налоговой оптимизации и оценки налоговых рисков лучше проводить средствами внутреннего аудита, так как это позволит сохранить конфиденциальность и коммерческую тайну предприятия. При этом внешних консультантов по вопросам налоговой оптимизации лучше всего привлекать в ситуации выработки общих методологических подходов к оценки действующий системы налогообложения бизнеса, а не в вопросах разработки детальных схем налогового планирования и налоговой оптимизации.

3) В деловой практике белорусского бизнеса зачастую возникают ситуации, когда предприятия имеют длительный устойчивый период убыточной работы, который ведет к невозможности получения дивидендов учредителями бизнеса. В этой ситуации наличии аудиторского заключения с констатацией факта о том, что предприятие в целом правильно отражает выручку и затраты в бухгалтерском и налоговом учете вряд ли даст ответ директору или учредителю предприятия ответ на вопрос: «Почему предприятие убыточно, и что нужно сделать, что выйти на безубыточную работу?»

Для ответа на данный вопрос необходимо проанализировать систему продаж предприятия, оценить структуру затрат, а также соотношение внереализационных доходов и расходов предприятия. Целью внутреннего аудита в данном случае будет являться оценка рентабельности продаж, анализ соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат, расчет операционного левериджа и так далее. Фактически внутренний аудит в данном вопросе в отличии от обязательного аудита должен строиться не только на бухгалтерских и налоговых вопросах, но и на оценке экономических и юридических причин убыточной деятельности бизнеса.

4) В деловой практике белорусского бизнеса зачастую возникает вопрос оценки эффективности использования активов предприятия. В первую очередь речь идет об оценке эффективности использования основных средств, материалов, товаров, готовой продукции, денежных средств. В этой ситуации наличии аудиторского заключения с констатацией факта о том, что в бухгалтерском учете предприятие в целом правильно отражается стоимость основных средств, материалов и готовой продукции учете вряд ли даст ответ директору или учредителю предприятия ответ на вопрос: «Эффективно ли используются активы предприятия, и какие еще существуют варианты для эффективного использования активов предприятия?»

Для ответа на данный вопрос необходимо проанализировать уровень загрузки основных средств, проинвентаризировать оборачиваемость и остатки материалов, товаров и готовой продукции на предмет их ликвидности и необходимости для бизнеса. Целью внутреннего аудита в данном случае будет являться оценка необходимости наличия существующих основных средств, характер их использования, определение необходимости в наличии существующих остатков материалов и оценить эффективность существующей номенклатуры реализуемых предприятием товаров и готовой продукции. В отличии от внешнего аудита внутренний аудит в данном случае является более эффективным инструментом анализа, так как учитывает специфику работы предприятия и основывается скорее на экономическом анализе, нежели на проверки бухгалтерских и налоговых аспектов учета активов бизнеса.

5) В деловой практике белорусского бизнеса зачастую возникает проблема дефицита кадров на предприятии. В первую очередь речь идет и ситуации, когда предприятие не может в течении длительного времени заполнить существующие вакансии на предприятии. В этой ситуации наличии аудиторского заключения с констатацией факта о том, что в бухгалтерском и налоговой учете предприятие в целом правильно отражается порядок начисления заработной платы и налогов из заработной платы вряд ли даст ответ директору или учредителю предприятия ответ на вопрос: «Почему предприятие в течении длительного времени не может найти подходящих работников?»

Для ответа на данный вопрос необходимо проанализировать существующий уровень оплаты труда на предприятии в сравнении со средним уровнем оплаты труда у конкурентов и в регионе работы бизнеса, оценить подходы предприятия к подбору персонала в вопросах требований к кандидатам, условий, предоставляемых работникам и так далее. Целью внутреннего аудита в данном случае будет определение финансовых или ментальных причин, по которым предприятие не может заполнить существующие на предприятии вакансии, а также выявить резервы существующего штатного расписания на предприятии для оптимизации бизнес-процессов без привлечения дополнительных работников. В отличии от внешнего аудита внутренний аудит в данном случае позволяет точно определить внутренние проблемы, повлекшие к дефициту кадров на предприятии, а также оценить внешние факторы, которые необходимо учитывать при поиске новых работников предприятия.

6) В деловой практике белорусского бизнеса зачастую возникает вопрос о том какие перспективы и цели у действующего бизнеса и какие существуют направления повышения эффективности бизнеса. В первую очередь речь идет и ситуации, когда предприятие столкнулось с ситуацией изменения белорусского законодательства или существенного изменения макроэкономических условий ведения бизнеса в Республике Беларусь В этой ситуации наличии аудиторского заключения с констатацией факта о том, что в бухгалтерском и налоговой учете предприятие в целом все хорошо вряд ли даст ответ директору или учредителю предприятия ответ на вопрос: «А как на работу бизнеса могут повлиять новая трактовка законодательства со стороны контролирующих органов, или возможная девальвация белорусского рубля, или повышение налоговых ставок в новой редакции Налогового кодекса и так далее?»

Для ответа на данный вопрос необходимо определить перечень возможных внешних факторов, которые могут оказать существенное влияние на бизнес, и проанализировать влияние каждого из возможные внешний факторов на финансово-экономическое положение предприятия. Целью внутреннего аудита в данном случае будет определение внешних факторов, а также их ранжирование по степени из возможного влияния на бизнес. При этом в отличие от внешнего аудита внутренний аудит в данной ситуации позволяет наиболее точно определить какие внешние факторы могут оказаться наиболее существенными для бизнеса, а также позволяют выработать наиболее эффективные методы их нейтрализации с учетом специфики бизнеса и целей учредителей по развитию бизнеса.

Третий шаг качественного внутреннего аудита

Третьим шагом качественного внутреннего аудита является реализация на практике результатов проведения внутреннего аудита финансово-экономической деятельности предприятия. Практическая реализация итогов проведения внутреннего аудита финансово-экономической деятельности предприятия как правило тесно связана со следующими важными преимуществами внутреннего аудита перед внешним аудитом бухгалтерской отчетности.

Во-первых, внутренний аудит предполагает полную конфиденциальность, а это значит, что учредитель и директор имеют возможность принимать наиболее оптимальные и важные для бизнеса решения без боязни того, что информация об итогах аудита может попасть к белорусским контролирующим органам. Последнее особенно важно в случае использовании схем налоговой оптимизации, информация о которых может иметь весьма неблагоприятные последствия для белорусского бизнеса.

Во-вторых, реализация результатов «правильно проведенного» внутреннего аудита всегда направлена на повышение эффективности ведения бизнеса, а это значит, что в реализации результатов внутреннего аудита должны быть заинтересованы не только учредители бизнеса, но и все его работники. Вовлечение сотрудников предприятия в реализацию на практике результатов внутреннего аудита во многом зависит от того, как руководство бизнеса сможет «донести» до сотрудников необходимость и важность нововведений в сложившуюся бизнес-модель предприятия.

В-третьих, при проведении внутреннего аудита наиболее полно и точно учитывается специфика проверяемого бизнеса, его проблемные вопросы и риски, а это значит, что рекомендации и пожелания внутреннего аудита должны быть направлены на реальное повышение эффективности ведения бизнеса. В этой связи внутренний аудит на практике наиболее полно соответствует требованиям бизнеса в данный конкретный момент времени.

В-четвертых, так как внутренний аудит проводится действующими сотрудниками предприятия или учредителями, то это означает экономию денежных средств предприятия на привлечение внешних, зачастую очень дорогостоящих, аудиторов. Последнее особенно актуально для убыточных предприятий, а также предприятий имеющих сложности с наличие денег на расчетном счете.

В-пятых, внутренний аудит может быть использован бизнесом для подготовки своих менеджеров, поскольку, выполнение работы по внутреннему аудиту дает сотрудникам возможность хорошо изучить многие функции в компании. В дальнейшем сотрудники, проводившие внутренний аудит, могут стать кадровым резервом для замещения должностей высших менеджеров бизнеса.

В случае, если предприятие не имеет кадровых или иных возможностей для проведения самостоятельного внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности, то приведенный выше алгоритм проведения самостоятельного внутреннего аудита может быть использован для выбора стороннего профессионального аудитора по договору оказания аудиторских услуг. Кроме того, приведенный выше алгоритм проведения самостоятельного внутреннего аудита является основой для определения перечня вопросов и пожеланий, которые белорусский бизнес должен предъявлять к аудиторским компаниями и индивидуальным предпринимателям, оказывающим аудиторские услуги. Дополнительно отметим, что в случае дефицита денежных средств или вопроса необходимости сохранения конфиденциальности или коммерческой тайны на предприятии более приемлемым может быть вариант не проведение внешнего аудита, а привлечение консалтинговой компании, которая окажет методологические консультационные услуги по организации эффективной системы внутреннего аудита с учетом имеющегося кадрового потенциала и специфики работы Вашего бизнеса.

ООО «БелШтойерн» предлагает методологические консультационные услуги по организации эффективной системы внутреннего аудита с учетом имеющегося кадрового потенциала и оказывает услуги по мониторингу существующей системы внутреннего аудита на предприятии с учетом специфики работы Вашего бизнеса. Если Вы заинтересованы в создании качественной и эффективной системе внутреннего аудита финансово-экономической деятельности Вашего бизнеса, то Вы можете обращаться за консультациями по телефону (+375) 29 678 21 82 (А1) (Александр) или на электронную почту: alex_asper@mail.ru.

  • Александр Жук
  • 24 сентября 2023 года
  • Что такое "Комплексный налоговый аудит"? Читаем здесь ...
    Звоните по следующим телефонам и Вы убедителсь во всём вышеперечисленном сами:

    +375 29 678 - 21 -82 (А1)

    + 375 29 254 - 89 - 15 (МТС)

    Особенности аудита резидентов ПВТ

    Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий» (далее – Декрет № 12) (с учетом изменений и дополнений) в Республике Беларусь законодательно определена особая категория субъектов предпринимательства - резиденты Парка высоких технологий (далее – резидент ПВТ). В качестве резидентов Парка высоких технологий могут быть зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, представившие в администрацию Парка определенный перечень документов и осуществляющие либо планирующие осуществлять один или несколько видов деятельности, определенных в пункте 3 главы 2 Декрета № 12.

    Резидентам ПВТ предоставлен ряд существенных льгот в области налогообложения, трудового законодательства, валютного законодательства и так далее. При этом одним из условий деятельности резидентов ПВТ является необходимость прохождения ежегодного обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, согласно пункту 3 статьи 22 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», а также обязанность ежеквартально производить администрации Парка отчисления в размере 1 процента от выручки (дохода).

    Учитывая требования законодательства, предъявляемые к резидентам ПВТ, предлагаем Вашему вниманию данный материал, являющийся практической рекомендацией для резидентов ПВТ по выбору аудиторской организации или аудитора-индивидуального предпринимателя (далее – аудитора) для проведения обязательного годового аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. С целью упрощения алгоритма выбора резидентами ПВТ аудитора для проведения обязательного аудита предлагаем рассмотреть следующие основные критерии или факторы, которые необходимо (желательно) учитывать, при выборе аудитора: 1) цена аудита; 2) сроки аудита; 3) состав аудиторской группы; 4) наличие сторонних рекомендаций; 5) перечень предоставляемых аудитором услуг; 6) профессиональный уровень аудитора.

    Цена аудита

    Стоимость аудиторский услуг является первым по важности, а зачастую и единственными критерием при выборе аудитора для проведения обязательного аудита резидентами ПВТ. Особенно актуален данный вопрос для начинающих (вновь зарегистрированных) компаний – резидентов ПВТ. Сразу же отметим, что высококвалифицированный аудитор «не будет работать бесплатно», а поэтому стоимость аудиторских услуг может быть (на первый взгляд) достаточно высокой. При этом у резидента ПВТ всегда есть возможность поиска и выбора наиболее приемлемого по цене варианта аудита. Поэтому при оценке критерия стоимости аудиторских услуг важно понимать, какие именно услуги входят в договор оказания аудиторских услуг, а также то, насколько профессионально будут оказаны аудиторские услуги, о чем речь пойдет далее.

  • Здесь же отметим, что на практике зачастую встречается ситуация, когда при проведения обязательного аудита резидента ПВТ аудитор касается только вопросов, связанных с проверяемым периодом, а на вопросы, касающиеся других периодов, не отвечает, либо готов отвечать за дополнительную плату по отдельному договору. При этом, с другой стороны, на практике возможна и ситуация, когда аудитор отвечает не только на вопросы по аудируемому (прошлому) бухгалтерскому периоду, но и отвечает на вопросы по текущему отчетному бухгалтерскому периоду. Последнее весьма важно так как позволяет избежать текущих ошибок, а значит и повышает достоверность бухгалтерского и налогового учета резидента ПВТ.
  • Вышеуказанная ситуация является лишь одним из примеров тех факторов, которые могут оказать влияние на стоимость аудиторских услуг. Перечень других факторов, оказывающих влияние на стоимость аудиторских услуг, будет рассмотрен далее и позволит более комплексно и объективно подойти к выбору аудитора – претендента на проведение обязательного аудита резидента ПВТ.
  • Сроки аудита

  • Вторым критерием, который учитывается при выборе аудитора на проведение обязательного аудита резидента ПВТ – это сроки проведения аудита. Как правило большинство субъектов предпринимательства желают, чтобы их бухгалтерскую отчетность проверили до момента сдачи баланса, то есть в феврале-марте года следующего за отчетным. Но так как в этом период желаются быть проверенными не только резиденты ПВТ, но и все белорусские субъекты предпринимательства, которым по законодательству требуется обязательный аудит, то стоимость аудиторских услуг в данный период наиболее высокая. При этом зачастую возникают ситуации, когда аудиторские организации «сдвигают» ранее оговоренные в аудиторском договоре сроки ссылаясь на некие «объективные факторы», при этом стоимость аудиторских услуг при этом не снижается.
  • В этой связи для того, чтобы получить аудиторское заключение в ранее оговоренные сроки и при этом не переплачивать за аудиторские услуги можно использовать два инструмента. Во-первых, аудиторскую проверку можно проводить поэтапно, что не только повышает качество аудита, так как проверка проводится «по свежим следам» только что проведенных финансово-экономических операций, а значит все ошибки можно устранить оперативно, но и позволяет быть уверенным в том, что аудиторское заключение будет подготовлено в заранее оговоренные в договоре сроки.
  • Во-вторых, можно четко определить в договоре сроки оказания аудиторских услуг с установлением ответственности аудитора за нарушение этих сроков. В этом случае резиденту ПВТ следует быть готовым к более высокой стоимости аудита, а также к тому, что аудит может быть проведен недостаточно качественно в связи с недостаточно квалифицированным составом аудиторской группы. Последнее относится к ситуации, когда резидента ПВТ проверяет аудиторская организация в составе нескольких аудиторов.
  • Состав аудиторской группы

  • Третьим фактором, который необходимо учитывать при определении стоимости аудиторских услуг является состав аудиторской группы, проводящей аудит. В ситуации, когда аудиторскую проверку проводит аудиторская группа, а не аудитор-индивидуальный предприниматель, зачастую возникает ситуация, когда в составе группы помимо аудитора включаются иные лица (помощники или ассистенты аудитора). Помощники или ассистенты аудитора, как правило, не являются аудиторами, хотя они при этом проверяют вопросы финансово-хозяйственной деятельности наряду с аудиторами.
  • Что важно знать в ситуации, когда для аудита привлекаются ассистенты аудитора? Во-первых, важно понимать, что ассистенты аудитора имеют более низкую профессиональную квалификацию, чем аудиторы, а поэтому в тех вопросах, которые проверяют ассистенты аудитора больше вероятность не выявления ошибок в бухгалтерском и налоговом учете. Во-вторых, оплата труда ассистентов аудиторов существенно ниже оплаты труда аудиторов, а значит и аудит с привлечением ассистентов аудитора по факту, но не практике, должен быть дешевле.
  • В заключение отметим, что привлечение ассистентов аудитора не всегда означает, что аудит проведен некачественно. Привлечение ассистентов аудитора означает лишь те факты, которые были озвучены ранее: возрастает риск ошибок и более низкая цена аудиторских услуг, так как стоимость работы ассистентов аудитора ниже, чем у аудиторов. В этой связи для того, чтобы выбрать действительно качественный аудит зачастую важно наличие рекомендаций от дружественных организаций, которые ранее уже проводили аудит.
  • Наличие внешних рекомендаций

  • Четвертый фактор, которые необходимо или желательно учитывать при выборе аудитора для резидента ПВТ – это наличие положительных отзывов от субъектов предпринимательства, которые уже проводили аудит ранее. При этом наиболее оптимальной является ситуация, когда аудит проводили лично знаковые Вам предприятия или индивидуальные предприниматели. В этом случае есть возможность узнать «из первых рук» как возможную стоимость аудита, так и особенности проведения аудита, конкретной аудиторской организацией или аудитором-индивидуальным предпринимателем.
  • Отдельным вопросом, который зачастую возникает при выборе аудитора для резидента ПВТ, является вопрос наличия у аудитора опыта проверки непосредственно или именно резидентов ПВТ ранее. Сразу же отметим, что наличие у аудитора опыта проверки резидентов ПВТ является важным, но не основным (не критическим) или не обязательным условием для выбора того или иного аудитора.
  • Во-первых, существенной особенностью работы резидентов ПВТ является лишь наличие льготных режимов налогообложения, валютного регулирования, трудового законодательства и обязанность в ежеквартальной уплате 1% от выручки (доходов) в пользу резидентов ПВТ. Данные вопросы не являются «непреодолимой трудностью» для любого профессионального аудитора.
  • Во-вторых, многие аудиторы, ссылаясь на наличие «большого опыта» в проверке резидентов ПВТ попросту существенно завышают стоимость аудиторских услуг, которая зачастую не соответствует тому качеству аудиторских услуг, которые эти аудиторы предоставляют. В этой связи зачастую более выгодным и перспективным для Вашего бизнеса резидента ПВТ является привлечение «аудитора со стороны», нежели заключения договора аудиторских услуг «с более опытным, в плане проверок резидентов ПВТ», аудитором. В этом случае важно учитывать в первую очередь не то - какой опыт у аудитора в проверке резидентов ПВТ, а то - какие услуги, и насколько профессионально, оказывает аудитор.
  • Перечень аудиторских услуг

  • Перечень услуг, который оказывает аудитор является пятым и весьма важным фактором для выбора качественного аудита резидентов ПВТ. Так, профессиональные аудиторы помимо непосредственно аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должны оказывать следующий перечень услуг: аудит финансового состояния инвестора, независимую оценку работы предприятия в случае ликвидации, консультации по вопросам бухгалтерского и налогового учета, консультационную помощь при возникновении спорных ситуаций с контрагентами и государственными контролирующими органами и так далее.
  • Если аудитор может оказать аудиторские и иные консультационные услуги комплексно, то это экономит не только время резидента ПВТ (так как нет необходимости каждый раз знакомить нового аудитора со спецификой бизнеса), но и снижает риск разглашения коммерческой, технической и иных финансово-экономических тайн и секретов в работе субъекта предпринимательства – резидента ПВТ. Чем меньше человек знает информацию, тем более надежно данная информация будет защищена.
  • В свою очередь при выборе аудитора, который заявляет о возможности оказания всего комплекса аудиторских услуг, необходимо учитывать и профессионализм аудитора. Как определить профессионализм аудитора?
  • Профессионализм аудитора

  • Профессионализм аудитора является шестым и возможно наиболее важным фактором при выборе аудитора для проведения обязательного аудита резидента ПВТ. Особенностью работы резидентов ПВТ является использование льготных режимов налогообложения, что в ситуации сложностей с формирование республиканского бюджета, повышает риски ведения бизнеса в Беларуси для резидентов ПВТ. Показательным в данном случае является разъяснение инспекции МНС по г. Минску, которые было размещено на официальном сайте 7 мая 2021 года и было удалено 15 мая 2021 года.
  • Разъяснение касалось вопроса уплаты НДС организацией — резидентом Парка высоких технологий (далее — ПВТ), являющейся разработчиком программного обеспечения (мобильного приложения), с сумм операционного сбора (комиссии за продажу), уплачиваемой иностранным организациям (Google Play, App Store) - магазинам мобильных приложений за распространение в сети Интернет программного обеспечения (мобильных приложений). Суть разъяснения сводилась к тому, что НДС платить с операционного сбора (комиссии на продажу) надо.
  • Удаление разъяснения с сайта МНС по г. Минску свидетельствует либо о том, что налоговые органы не уверены в том, что в вышеуказанном случае платить НДС надо. Либо это означает то, что данный вопрос налоговые органы будут теперь проверять «в индивидуальном порядке» на каждом резиденте ПВТ отдельно, а значит уплатить НДС все же придется. А может и не придется, если у резидента ПВТ будет хорошая профессиональная консультационная помощь со стороны профессионального аудитора.
  • Как определить, что аудитор профессионален? Для объективного ответа на данный вопрос необходимо учесть следующие. Во-первых, профессиональный аудитор никогда не дает прямых и точных ответов без прямых и точных ссылок на конкретные легко проверяемые нормы белорусского законодательство. «Я так считаю, я так думаю, это мое профессиональное суждение, так правильно, я лучше знаю и так далее» - далеко не всегда являются показателями или критериями профессионализма аудитора, а зачастую наоборот свидетельствует о некомпетентности аудитора.
  • Во-вторых, профессиональный аудитор никогда достоверно не знает, чем может закончиться спор с контролирующими органами. Правоприменительная практика и трактовка законодательства со стороны государственных и судебных органов зачастую настолько противоречива и непоследовательна, что нельзя быть заранее в чем-то 100% уверенным. Особенно в вопросах налогообложения.
  • В-третьих, объективно оценить профессионализм аудитора можно только после личного общения и работы с аудитором (хотя бы по одному вопросу). Любые рекомендации и советы со стороны не заменят личного общения и личного ощущения о профессиональных качествах аудитора. При этом окончательная объективная оценка может возникнуть только после сравнения в характере работы нескольких аудиторов: «Все познается в сравнении».
  • В заключении отметим, что выбор аудитора для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности резидентом ПВТ является весьма важным вопросом для руководства любого бизнеса. На практике проведение обязательного аудита резидентами ПВТ может стать, как простой формальностью для исполнения требований законодательства, так и привлечением высококвалифицированного профессионального внешнего консультанта, который на практике поможет повысить эффективность бизнеса и избежать ошибок и недоразумений (разночтений), связанных с белорусским налоговым, бухгалтерским, трудовым и валютным законодательством. Последнее зависит от целей и задач, которые ставит руководство резидента ПВТ в процессе выбора аудитора для проведения обязательного аудита.

    При этом не стоит останавливаться (зацикливаться) только на одном аудиторе исключительно потому, что он проверяет Ваш бизнес несколько лет подряд и Вас «вроде бы всё устраивает». Важно найти «своего аудитора», который будет не только формально подходить к вопросам ежегодного проведения обязательного аудита, но и сможет «разговаривать с Вами на одном языке», сможет оказать Вам профессиональную консультационную помощь при возникновении спорных ситуаций с государственными контролирующими органами, при наличии затруднений с организацией налогового и бухгалтерского учета у субъекта предпринимательства – резидента ПВТ, а также с иными вопросами финансово-экономической деятельности резидента ПВТ.

    Если у Вас возникают вопросы с процедурой проведения обязательного аудита резидентов ПВТ или иные бухгалтерские, налоговые или контрольные вопросы, связанные с работой резидента ПВТ в Республике Беларусь, то можно обращаться по телефонам (+375) 29 678 21 82 (А1) или (+375) 29 254 89 15 (МТС) (Александр) или на электронную почту: alex_asper@mail.ru.

  • Александр Жук
  • 17 мая 2021 года
  • Кому нужен аудит в Беларуси?

    Начиная с 2014 года, в Республике Беларусь существенно изменилась законодательство об аудиторской деятельности. Создание Аудиторской палаты в 2020 году существенно сократило количество аудиторских организаций и аудиторов индивидуальных предпринимателей, ужесточив требования к их деятельности. Так кому же нужен аудит в Беларуси в 2020-2021 годах?

    Обязательный аудит

    В первую очередь обязательный аудит нужен для организаций, перечисленных в пункте 3 статьи 22 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». Это следующие категории предприятий и организаций: акционерные общества, Национальный банк, банки, биржи, страховые организации, резиденты Парка высоких технологий, организации, осуществляющие гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды, специальные финансовые организации. Помимо вышеперечисленных организаций существует еще и критерий обязательного аудита по выручке, а именно получение выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере более 500 000 базовых величин в год. В 2020 году обязательный аудит нужно проводить организациям, у которых выручка за 2019 год превысила 12,750 млн. рублей.

  • Следует отметить, что обязательный аудит по итогам работы за 2020 год необходимо провести не позднее 1 июля 2021 года. В случае законодательно установленной обязанности для предприятия в проведении обязательного аудита, полученное аудиторское заключение необходимо представить в Министерство финансов не позднее 15 июля 2021 года.
  • Уклонение от проведения обязательного аудита является административным штрафом согласно статье 12.31 Кодекса об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин. При этом наложение штрафа не освобождает предприятие от необходимости проведения аудита. Даже уплатив административный штраф, предприятие все равно должно провести обязательный аудит, иначе административный штраф может быть наложен повторно.
  • Ликвидация субъекта хозяйствования

  • Вторым случаем, когда может понадобиться помощь аудитора является ситуация ликвидации или прекращение деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь № 500 от 04.07.2017 года аудиторы имеют право проводить независимую оценку деятельности субъектов при их ликвидации или прекращении деятельности.
  • Почему при ликвидации выгодно привлекать аудитора? Во-первых, аудитора можно привлекать в той ситуации, когда предприятие полностью рассчиталось по своим обязательствам и не имеет кредиторов. В этом случае срок ликвидации сокращается с 6-18 месяцев до 2-3 месяцев. Во-вторых, проверка аудитора на практике заменяет проверки налоговой инспекции, Белгосстраха и Государственного таможенного комитета. То есть данные государственные органы не приходят впоследствии на перепроверку. В-третьих, после проверки аудитора более лояльнее и проще проходят проверки Фонда социальной защиты населения. На практике, как правило, все ограничивается справкой проверки ФСЗН без нарушений.
  • Все перечисленные плюсы ликвидации предприятия с помощью независимой оценки аудитора дополняются возможностью более спокойной и быстрой ликвидации бизнеса без затягивания этого процесса на долгие месяцы. Единственным минус является необходимость платить аудитору за независимую оценку при ликвидации, благо выбор аудиторов в Республике Беларусь достаточно широк и всегда есть возможность выбрать аудитора по соотношению цены и качества.
  • Добровольный аудит

  • Помимо обязательного аудита и случаев ликвидации бизнеса на практике возникает множество ситуаций, когда без помощи аудитора сложной или невозможно обойтись. Речь в данном случае идет о ситуациях, когда аудитор может оказать профессиональную консультационную помощь для минимизации финансовых потерь для бизнеса.
  • Во-первых, помощь аудитора может понадобиться, когда руководство предприятия не достаточно компетентно в финансовых или бухгалтерских вопросах и поэтому не может проконтролировать, например, правильность исчисления налогов или правильность расходования денежных средств на предприятии. На практике весьма важным является умение директорам определить перечень показателей, которые он контролирует и которые позволяют директору определить направление и эффективность развития своего бизнеса. В противной ситуации директор может «и не заметить», как предприятие пришло к банкротству.
  • Во-вторых, помощь аудитора может потребоваться, когда у предприятия сменяется главный бухгалтер или существует напряжение в отношениях между директором и главным бухгалтером. В этом случае важным является оценка со стороны аудитора порядка организации налогового, бухгалтерского и управленческого учета на предприятии для понимания роли и компетентности главного бухгалтера предприятия. В практике последних лет участились случаи, когда главные бухгалтера пользуются занятостью или недостаточной финансовой компетентностью руководства предприятия и используют возможности предприятия в собственных корыстных целях. В этой ситуации важно периодически перепроверять работу главных бухгалтеров вне зависимости от необходимости проведения обязательного аудита не предприятии.
  • В-третьих, помощь аудитора может потребоваться в случае ожидания плановой проверки на предприятии. Именно предварительная проверка аудитор существенно сокращает вероятность обнаружения ошибок на предприятии, а также сокращает сумму возможных дополнительный начислений штрафов, налогов и иных санкций со стороны государственных контролирующих органов. Особенно важна аудиторская проверка для предприятий, вовлеченных в политические процессы в Беларуси, так как на этих предприятиях с большой долей вероятности в конце 2020 года или в 2021 году будут назначены плановые или внеплановые налоговые или иные проверки.
  • В-четвертых, помощь аудитора может потребоваться предприятиям, у которых имеются финансовые проблемы, которые могут выражаться в убыточно работе предприятия, росте кредиторской задолженности, в наличии задолженности по налогам, в отсутствии денег на расчетном счете предприятия. Наличие всех вышеперечисленных факторов свидетельствует об ошибках и просчетах в управленческом или бухгалтерском учете, неверном экономическом или налоговом планировании работы предприятия. Оказать практическую консультационную помощь в решении данных вопросов может оказать профессиональный аудитор, который разбирается в экономических и юридических вопросах, может указать на ошибки в бухгалтерском и налоговом учете.
  • В заключении отметим, что хороший аудитор на практике является «финансовым доктором» для любого предприятия или индивидуального предпринимателя. Поэтому каждому белорусскому субъекту хозяйствования важно иметь в своем распоряжении контакты с аудитором, которому доверяешь, и услуги которого подходят Вашему бизнесу по соотношению качества и цены. Не обязательно постоянно обращаться к аудитору за помощью, но всегда важно иметь возможность обратиться за консультационной помощью к аудитору, чтобы Ваш бизнес не понес невосполнимых потерь и пережил все невзгоды, которые переживает белорусская экономика в последние годы. Желаю всем найти своего аудитора, который поможет Вам сделать Ваш бизнес более рентабельным, удачным, живучим и экономически эффективным.
  • Александр Жук
  • 11 ноября 2020 года
  • Если Вы хотите заказать инициативный или обязательный профессиональный аудит для Вашего бизнеса, то Вы можете обратиться к Аудитору - Индивидуальному предприниателю Жуку Александру Леонидовичу по следующим телефонам: (29 678 21 82 (ВЕЛКОМ) и 29 254 89 15 (МТС) (Александр)) или написать на электронный адрес: alex_asper@mail.ru .

    Аудитор - индивидуальный предприниматель Жук Александр Леонидович работает с 2007 года, является членом Аудиторской палаты Республики Беларусь, зарегистрирован на сайте Министерства финансов Республики Беларусь в качестве аудитора, который имеет право проводить независимую оценку деятельности предприятия при проведении ликвидации предприятия или индивидуального предпринимателя.

    Аудитор-индивидуальный предприниматель Жук Александр Леонидович, оказывает аудиторские услуги клиентам в г. Минске и Минском районе (возможны коммандировки по Минской области).

    Цена аудита - ДОГОВОРНАЯ, ДОСТУПНАЯ, БЮДЖЕТНАЯ и определяется в ходе переговоров исходя из финансового положения Вашего бизнеса. Я не проверяю "лишних" вопросов, и не включаю в стоимость аудита "дополнительные" дни для оформления рабочей документации. Вы платите только за ту аудиторскую ппроверку, которая Вам действительно нужна... Не переплачивайте за ненужные Вам и некачественные аудиторские услуги.

  • Особенности аудита в Беларуси в 2020 году

    АП

    АП

    ИП Жук А.Л. предлагаем выгодные финансовые условия при заключении аудиторских договоров на проведения обязательного аудита, добровольного аудита, аудита по заданию и независимой оценки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя при ликвидации (прекращении деятельности).

    СТОИМОСТЬ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ - ПРИЕМЛЕМАЯ, ДОГОВОРНАЯ С УЧЕТОМ ВАШЕГО ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПОЖЕЛАНИЙ.

    ПРИ ЗАКАЗЕ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БОНУС - СКИДКУ НА КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ ООО "БЕЛШТОЙЕРН".

    С 1 января 2020 года меняется порядок проведения аудиторских проверок в Республике Беларусь. Новации предусмотрены новой редакцией Закона Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности". Наиболее существенным и значимым изменением в Законе об аудиторской деятельности стало учреждение Аудиторской палаты Республики Беларусь. С 1 янваяря 2020 года членами Аудиторской палаты должны стать все аудиторские организации и аудиторы-индивидуальные предприниматели. За участие или членство в Аудиторской палате аудиторы должны будут уплачивать вступительные и ежегодные членские взносы. Очевидно, что сумма взносов аудитором увеличит себестоимость аудиторских услуг, а значит стоимость аудита для белорусских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Минске и в целом в Беларуси возрастет. Что делать в этой ситуации белорусскому бизнесу? Необходимо выбирать недорогой (бюджетный), но при этом качественный аудит. Как это сделать читайте ниже на нашем сайте. Здесь же мы остановимся на особенностях экономической политики в Республики Беларусь, которые должен учитывать белорусский бизнес при выборе аудиторской организации или аудитора-индивидуального предпринимателя в 2020 году.

  • Во-первых, важной тенденцией последних лет стало сокращение количества выборочных проверок со стороны государственных контролирующих органов. В этой ситуации зачастую аудиторская проверка является единственным индикатором для оценки работы бизнеса, его соответсвия требованиям законодательства. В этой ситуации качество проводимого аудита не только позволяет определить правильность ведения бизнеса в Беларуси, но и позволяет определить недостаки в работе бизнеса, выработать рекомендации и предложения по улучшению бизнес процессов на предприятии. В этой связи профессиональным и эффективным будет тот аудит, который не только выявляет нарушения действующего законодательства, но тот аудит, который дает рекомендации по улучшению качестве ведения бизнеса в Беларуси. Важным при этом является качество предоставленных аудитором рекомендаций. Следует учитывать особеннности белорусского законодательства при использовании рекомендаций аудитора иначе предприятие может стать очередным объектом выборочной проверки государственных контролирующих органов.
  • Во-вторых, наиболее существенное влияние на хозяйственную деятельность белорусского бизнеса оказывает уровень налоговой нагрузки. В этой связи в ходе проведения аудита профессиональный аудитор может дать рекомендации по повышению качества налогового учета, а также может посоветовать, как самостоятельно оптимизировать уровень налоговой нагрузки на предприятии. В качестве Вашего помощника в этом случае может стать книга аудитора индивидуального предпринимателя, имеющего 20-летний практически опыт работы, Жука Александра Леонидовича "Налоговое планирование в Беларуси: Теория и практика". Данная книга размещена на нашем сайте бесплатно и может использоваться в качестве инструмента позволяющего самостоятельно оптимизировать уровень налоговой нагрузки для Вашего бизнеса.
  • В-третьих, следует отметить, что отмена Указа № 488, связанного с лжепредпринимателями изменило подходы в работе государственных контролирующих органов. Так, государственные контролеры, в особенности Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, при наличии оперативной информации о нарушении налогового законодательства направляет запросы на беседу или сразу присылает требование о дополнительном начислении и уплате налогов в бюджет. В этой связи важным фактором или качеством профессионального аудитора является его умение оказать практическую экономическую и юридическую помощь в возможных спорах с контролирующими органами. Аудитор выдавая заключение о достоверности Вашего бухгалтерского или налогового учета подтверждает его соответсвие требованиям действующего законодательства, а значит априори должен Вам помогать в случае конфликтных ситуаций с контролирующими органами. Данная норма не закреплена в законодательстве, но при этом является ярким критерием профессионализма аудитора.
  • Следует отметить, что оценить качество и професиионализм аудитора и его возможности по проведению эффективного аудита в 2020 году в ситуации постоянно изменяющихся экономических и юридических условиях, можно только в том случае, если ВЫ заключили договор аудиторских услуг с аудитором индивидуальным предпринимателем. В противном случае, когда Вы заключаете договор с аудиторской организацией, то получаете "кота в мешке", так как заранее неизвестно какой аудитор из нескольких возможных придет к Вам на проверку. Это может быть как высокопрофессиональный аудитор, так и начинающий аудитор-стажер, так и аудитор пенсионер, который уже завершил свою трудовую деятельность и использует аудит в качестве подработки в свободное от отдыха или дачи время. Готовы ли Вы рисковать своим бизнесом заключая договор с аудиторской организацией? Каждый решает сам. Белорусская же практика показывает, что наиболее эффективным является инициативный эксклюзивный аудит заказанный именно у аудитора - индивидуального предпринимателя.
  • Если Ваш аудитор не соответствует вышеперечисленным критериям, то Вам необходимо искать нового аудита. Профессиональный аудитор - это не только финансовый доктор для любого белорусского бизнеса (юридического лица или индивидуального предпринимателя), но и внештатный финансовый директор для Вашего бизнеса - человек, который может Вам посоветовать, как действовать в той или иной ситуации. Поэтому эффективная работа возможна только с тем аудитором (финансовым доктором и директором), которому полностью доверяешь и уже неоднократно проверил сам или которого рекомендовали люди, которым сам доверяешь. Ищите и найдите своего аудитора (финаносового доктора и директора для Вашего бизнеса), которому Вы полностью доверяете, и который оправдает Ваше доверие высоким профессионализмом, порядочностью и честным отношением к своей работе. Только работа со своим проверенным аудитором позволит повысить эффективность бизнеса и получить максимальный положительный эффект для бизнеса от услуг аудитора.
  • Если Вы хотите заказать инициативный или обязательный эксклюзивный профессиональный аудит для Вашего бизнеса, то Вы можете обратиться к Аудитору - Индивидуальному предприниателю Жуку Александру Леонидовичу по следующим телефонам: (29 678 21 82 (ВЕЛКОМ) и 29 254 89 15 (МТС) (Александр)) или написать на электронный адрес: alex_asper@mail.ru .

    Аудитор - индивидуальный предприниматель Жук Александр Леонидович работает с 2007 года, является членом Аудиторской палаты Республики Беларусь, зарегистрирован на сайте Министерства финансов Республики Беларусь в качестве аудитора, который имеет право проводить независимую оценку деятельности предприятия при проведении ликвидации предприятия или индивидуального предпринимателя.

    Аудитор-индивидуальный предприниматель Жук Александр Леонидович, оказывает аудиторские услуги клиентам в г. Минске и Минском районе (возможны коммандировки по Минской области).

    Цена аудита - ДОГОВОРНАЯ, ДОСТУПНАЯ, БЮДЖЕТНАЯ и определяется в ходе переговоров исходя из финансового положения Вашего бизнеса. Я не проверяю "лишних" вопросов, и не включаю в стоимость аудита "дополнительные" дни для оформления рабочей документации. Вы платите только за ту аудиторскую ппроверку, которая Вам действительно нужна... Не переплачивайте за ненужные Вам и некачественные аудиторские услуги.

  • Александр Жук
  • 22 января 2020 года
  • Как получить бюджетный (недорогой или дешевый), но при этом эффективный и качественный аудит в Минске?

    С 28 октября 2019 года вступает в силу новая редакция Закона Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности". Основным изменением в Законе стало учреждение Аудиторской палаты. Членами аудиторской палаты должны стать все аудиторские организации и аудиторы-индивидуальные предприниматели. За участие в Аудиторской палате аудиторы должны будут уплачивать вступительные и ежемесячные членские взносы. Сумма взносов увеличит себестоимость аудиторских услуг, а значит стоимость аудита для белорусских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Минске и в целом в Беларуси возрастет. Причем рост цен на аудиторские услуги следует ожидать уже в 4 квартале 2019 года. Что делать в этой ситуации белорусскому бизнесу? Как получить бюджетный (недорогой или дешевый), но при этом качественный аудит в Минске и в целом Беларуси? Сейчас объясним как.

  • Аудит следует подразделять на обязательный и инициативный. Кстати с 1 января 2020 года под обязательный аудит по критерию выручки будут подпадать только те субъекты белорусского бизнеса у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) за год превысит 500 000 (пятьсот тысяч) базовых величин. Для субъектов бизнеса подпадающих под обязательный аудит следует выработать следующие критерии выбора аудиторской организации или аудитора-индивидуального предпринимателя.
  • Во-первых, важным критерием является цена или стоимость аудиторской услуги. При этом стоимость аудиторской услуги следует оценивать не по стоимости часа работы аудитора или стоимость аудита за день работы, а стоимость аудита всего - стоимость всей аудиторской проверки. Почему важным показателем является выбор именно общей стоимости аудиторской услуги? Дело в том, что многие аудиторские организации с целью привлечения клиентов искусственно занижают стоимость аудиторской проверки за день. При этом для того, чтобы компенсировать эту заниженную стоимость аудиторские организации либо привлекают ассистентов аудиторов или низкоквалифицированных аудиторов (молодых специалистов или пенсионеров), либо аудиторские организации с заниженной стоимостью дня аудиторской проверки зачастую включают избыточное количество дней проверки на несущественные вопросы или на оформление аудиторской документации. Но следует ли переплачивать аудиторской организации за такую работу? Пусть каждый решает сам.
  • Во-вторых, при выборе между аудиторской организацией или аудитором индивидуальным предпринимателем следует учитывать специфику работы предприятия. Дело в том, что если предприятие осуществялет один вид деятельности (например, оптовая торговля или ремонт обуви), то более выгодным и эффективным для предприятия может быть выбор именно в пользу индивидуального предпринимателя аудитора, а не аудиторской организации. Почему? Один вид деятельности предполагает и наличие однотипных хозяйственных и бухгалтерских операций, а значит и возможные ошибки будут однотипны. Следовательно с проверкой однородных операций справится и один человек аудитор индивидуальных предприниматель. При этом предприятие получит не только более дешевый аудит (известно, что стоимость проверок у аудиторских организаций всегда выше), но и более эффективный аудит. Эффективность аудита в этом случае связана с тем, что предприятие общается с одним человеком, который отвечает сам за свою работу, а значит более ответственно относится к своей работе - аудиторской проверке. В аудиторских организациях аудиторы наемные лица, которые не всегда ответственно относятся к своей работе, а значит качество аудиторской проверки при этом может быть существенно ниже. Другое дело, если предприятие осуществляет несколько видов деятельности и при этом имеет существенные обороты, с которыми одному человеку физически справиться невозможно. В этом случае без услуг аудиторской организации для проведения обязательного аудита не обойтись.
  • При выборе аудиторов для инициативного аудита первоначально следует определиться с тем, следует ли вообще проводить аудит. Так, предприятие всегда может провести собственный внутренний аудит без привлечения услуг сторонней организации. В качестве помощника в этом случае может быть книга аудитора индивидуального предпринимателя, имеющего 20-летний практически опыт работы, Жука Александра "Налоговое планирование в Беларуси: Теория и практика". Данная книга размещена на нашем сайте бесплатно и может использоваться в качестве инструмента оценки эффективности работы предприятия при проведении внутреннего аудита. Если внутреннего аудита не достаточно для оценки работы предприятия, то необходимо помнить следующее при выборе аудитора для инициативного аудита.
  • Во-первых, следует определиться с перечнем вопросов и задач, которые необходимо проверить или выяснить в ходе инициативного аудита. Выбор целей и вопросов, которые необходимо проверить в ходе инициативного аудита, позволит существенно сэкономить деньги на аудит, так как позволит избежать проверки ненужных или несущественных вопросов. Кроме того, знание целей аудита позволит выбрать именно того аудитора, проверка которого окажется наиболее эффективной и полезной для Вашего бизнеса.

  • Выбор аудитора для инициативного аудита является второй, но при этом не менее важной состовляющей эффективного и недорогого аудита для белорусского бизнеса. Так, при выборе аудитора следует учитывать, как его профессиональные знания (специальные знания, умения и квалификацию, опыт работы по данным вопросам, стаж работы и т.д.), так и человеческие качества. К последним в частности относится доброжелательность, тактичность, вежливость, порядочность и так далее. В качестве примера профессионализма аудитора, следует оценивать ответы аудитора на поставленные Вами вопросы. Профессиональный аудитор не только всегда отвечает со ссылками на нормы законодательства, но и предлагает клиенту возможные варианты действий в той или иной сложной ситуации.
  • Сразу же отметим, что оценить качества аудитора, который будет проводить проверку, можно только в случае заключения договора аудиторских услуг с аудитором индивидуальным предпринимателем. Если Вы заключаете договор с аудиторской организацией, то получаете "кота в мешке", так как заранее неизвестно какой аудитор придет к Вам на проверку. Это может быть как высокопрофессиональный аудитор, так и начинающий аудитор-стажер, так и аудитор пенсионер, который уже завершает свою трудовую деятельность и использует аудит в качестве подработки в свободное от дачи время. Готовы ли Вы рисковать? Каждый решает сам, но при этом практика показывает, что наиболее эффективным является инициативный аудит заказанный именно у аудитора - индивидуального предпринимателя.
  • В заключении дам самый главный совет при выбора аудитора для своего бизнеса. Аудитор - это финансовый доктор для любого бизнеса (юридического лица или индивидуального предпринимателя). Поэтому эффективная работа возможна только с тем аудитором (финансовым доктором), которому полностью доверяешь и уже неоднократно проверил сам или которого рекомендовали люди, которым сам доверяешь. Ищите и найдите своего аудитора (семейного финаносового доктора), которому Вы полностью доверяете, и который оправдает Ваше доверие высоким профессионализмом, порядочностью и честным отношением к своей работе. Только работа со своим проверенным аудитором позволит повысить эффективность бизнеса и получить максимальный положительный эффект для бизнеса от услуг аудитора.
  • Если Вы хотите заказать инициативный или обязательный аудит без риска для Вашего бизнеса, то Вы можете обратиться к Аудитору - Индивидуальному предприниателю Жуку Александру Леонидовичу по следующим телефонам: (29 678 21 82 (ВЕЛКОМ) и 29 254 89 15 (МТС) (Александр)) или написать на электронный адрес: alex_asper@mail.ru .

    Аудитор - индивидуальный предприниматель Жук Александр Леонидович работает с 2007 года, зарегистрирован на сайте Министерства финансов Республики Беларусь в качестве аудитора, который имеет право проводить независимую оценку деятельности предприятия при проведении ликвидации предприятия или индивидуального предпринимателя.

    Аудитор-индивидуальный предприниматель Жук Александр Леонидович, оказывает аудиторские услуги клиентам в г. Минске и Минском районе (возможны коммандировки по Минской области).

    Цена аудита - Договорная, доступная, определяется в ходе переговоров исходя из финансового положения Вашего бизнеса. Я не проверяю "лишних" вопросов, и не включаю в стоимость аудита "дополнительные" дни для оформления рабочей документации. Вы платите только за ту аудиторскую ппроверку, которая Вам действительно нужна... Не переплачивайте за ненужные Вам аудиторские услуги.

  • Александр Жук
  • 05 октября 2019 года
  • Аудит и налоговая оптимизация в Беларуси в 2019-2020 годах

    Одной из важных составляющих успешного ведения бизнеса в Беларуси в 2019-2020 годах является выбор аудитора, который сможет оказать профессиональные, качественные консультационные услуги по порядку ведения бухгалтерского и налогового учета в Беларуси, который поможет оптимизировать уровень налоговой нагрузки и оказать иные консультационные услуги связаные с финансово-экономической деятельностью бизнеса. При выборе аудитора следует учитывать следующие факторы.

  • Во-первых, высокопрофессиональный аудитор - это тот аудитор, который не только может найти ошибку в порядке ведения бухгалтерского и налогового учета, но и может подсказать каким образом избежать ошибок в будущем. То есть профессиональный аудитор как правило дает рекомендации по вопросу организации бухгалтерского и налогового учета таким образом, чтобы избежать ошибок в будущем.
  • Во-вторых, высокопрофессиональный аудитор - это тот аудитор, который может подсказать каким образом следует вести бухгалтерский и налоговый учет, чтобы избежать излишнего внимания со стороны контролирующих органов. Излишнее внимание контролирующих органов к предприятию свидетельствует о том, что управление на предприятии не эффективно. Как правило любая налоговая проверка нацелена на дополнительное доначисление налогов и штрафных санкций, а следовательно ведет к дополнительным затратам и убыткам предприятия.
  • В-третьих, высокопрофессиональный аудитор - это тот аудитор, который может подсказать каким образом следует оптимизировать уровень налоговой нагрузки предприятия. При этом налоговая оптимизация только тогда может считаться эффективной, когда она незаметна для окружающих: партнеров по бизнесу, контролеров, работников предприятия и так далее. Только в этом случае предприятие гарантирует себе отсутствие излишнего внимания со стороны контролирующих органов, а также гарантирует утечку конфиденциальной информации от бывших работников в пользу контролеров или конкурентов. В результате все мероприятия налоговой оптимизации будут приносить реальный экономический эффект и не будут иметь отрицательных последствий в виде внеплановых контрольных проверок. Для того, чтобы понять каким образом это работает, вы можете бесплатно прочитать на нашем сайте книгу аудитора, консультанта по налоговогому планированию Жука Александра "Налоговое планирование в Беларуси: Теория и практика" (2019-2020).
  • В-четвертых, высокопрофессиональный аудитор - это тот аудитор, который готов предоставлять своим постоянным клиентам не только платные консультации, но и готов иногда помогать бесплатно в тех случаях, когда вопросы затрагивают жизненно важные сферы деятельности белорусского бизнеса, и связаны с ранее проведенными или планируемыми аудиторскими проверками.
  • Если Вы хотите заказать аудит у профессионального аудитора, то Вы можете обратиться к Аудитору - Индивидуальному предприниателю Жуку Александру Леонидовичу по следующим телефонам: (29 678 21 82 (ВЕЛКОМ) и 29 254 89 15 (МТС) (Александр)) или написать на электронный адрес: alex_asper@mail.ru .

    Аудитор - индивидуальный предприниматель Жук Александр Леонидович работает с 2007 года, зарегистрирован на сайте Министерства финансов Республики Беларусь в качестве аудитора, который имеет право проводить независимую оценку деятельности предприятия при проведении ликвидации предприятия или индивидуального предпринимателя.

    Аудитор-индивидуальный предприниматель Жук Александр Леонидович, оказывает аудиторские услуги клиентам в г. Минске и Минском районе (возможны коммандировки по Минской области).

    Цена аудита - Договорная, доступная.

  • 28 марта 2019 года
  • Особенности аудита в Беларуси в 2018-2019 годах

    При выборе аудитора для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя в 2018-2019 годах необходимо учитывать следующие особенности белорусского законодательства: новая редакция Налогового кодекса и переход на выборочные проверки. Переход на выборочные проверки сократил количество налоговых проверок в городе Минске в 1 полугодии 2019 года почти в 10 раз, чем в аналогичном периоде 2017 года. В этой связи каждая проверка налоговых органов будет более мотивированной на поиск нарушений, а значит требует более качественной работы бухгалтерской службы предприятия. Учет этих особенностей позволит выбрать аудитора и провести аудит наиболее эффективно и выгодня для предприятия или индивидуального предпринимателя.

  • Во-первых, белорусское законодательство меняется часто и зачастую весьма существенно. Поэтому при выборе аудитора необходимо заранее оговаривать оказывает ли аудитор услуги по консультированию по спорным вопросам налогового и бухгалтерского учета. При этом на белорусском рынке работают аудиторы, которые готовы предоставлять бесплатные консультации в течении года в случае проведения аудиторких проверок на предприятии. Последнее весьма важно в ситуации, когда законодательство неожиданного поменялось, а предприятие не знает как работать в новых условиях. Оперативная и квалифицированная консультация позволит избежать ошибок, что в последующем освободит предприятие от необходимости предоставления уточненных налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов.
  • Во-вторых, в случаях, когда предприятие обязано проводить обязательный аудит, то можно использовать данное обстоятельство для получения и дополнительных консультационных услуг по спорным или неоднозначным вопросам бухгалтерского и налогового учета, которые возникают в хозяйственной деятельности предприятия. Если аудитор готов идти навстречу пожеланиям заказчика и предоставляет дополнительные (возможно и бесплатные) консультации по вопросам заказчика, то значит этот аудитор не только заинтересован в дальнейшем сотрудничестве с предприятияем, но и является настоящим профессионалом в своей работе. Только профессиональный аудитор готов оказывать услуги в полном объеме вне зависимости от того оговорены ли данные услуги в договоре и включены ли они в сумму договора. При этом дополнительным критерием профессионализма аудитора является его умение ссылаться на первоисточники - непосредственно нормативно-правовые акты Республики Беларусь, а не на комментарии и чужие не всегда обоснованные мнения.
  • В-третьих, с 1 января 2019 года в Беларуси вводятся выборочные проверки согласно новым положениям Указа Президента Республики Беларусь № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". В этой связи важно, чтобы аудитор мог не только провести предварительную тестовую аудиторскую проверку для предупреждения возможных нарушений законодательства, но и смог бы оказать консультационную помощь в будущем. Речь в частности идет о возможности подготовки возражений по актам проверок, подготовке жалоб на действия и бездействия контролирующих органов. Указанные умения не только свидетельствуют о высокой степени профессионализма аудитора (готового оказывать весь комплекс возможных услуг), но и существенно удешевляют процедуру прохождения проверки контролирующих органов. Аудитор, которые проводил предварительную тестовую аудиторскую проверку не только знает все особенности работы предприятия или индивидуального предприятия, но и как правило оказывают более дешевые (со скидкой) консультационные услуги по спорным вопросам с контролирующими органами.
  • В-четвертых, с 1 января 2019 года Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2018 года № 159-З введена новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь в которой существенно изменились подходы к начислению и уплате налогов в Республике Беларусь. В этой ситуации при удачном выборе аудитора, Вы получаете возможность не только проверить свою деятельность, например, за 2018 год, но и получить оперативные консультации по текущему налоговому законодательству 2019 года, что позволяет избежать ошибок в своей текущей деятельности. В случае, если аудитор отказывается Вас консультировать по текущим налоговым вопросам в ходе проведения аудиторской проверки, без дополнительной платы, то от услуг данного аудитора лучше отказаться и поискать аудитора, который готов оказать все аудиторские услуги, в том числе консультационные, комплексно по приемлемой цене. На белорусском рынке аудиторских услуг такие аудиторы есть.
  • Если у Вас возникает необходимость в проведении качественного аудита по приемлемой цене, то Вы можете обратиться к Аудитору - Индивидуальному предприниателю Жуку Александру Леонидовичу по следующим телефонам: (29 678 21 82 (ВЕЛКОМ) и 29 254 89 15 (МТС) (Александр)) или написать на электронный адрес: alex_asper@mail.ru .

    Аудитор - индивидуальный предприниматель Жук Александр Леонидович работает с 2007 года, зарегистрирован на сайте Министерства финансов Республики Беларусь в качестве аудитора, который имеет право проводить независимую оценку деятельности предприятия при проведении ликвидации предприятия или индивидуального предпринимателя.

    Аудитор-индивидуальный предприниматель Жук Александр Леонидович, оказывает аудиторские услуги клиентам в г. Минске и Минском районе (возможны коммандировки по Минской области).

    Цена аудита - Договорная.

  • 05 января 2019 года
  • Почему выгодно ликвидировать предприятие или ИП через проверку аудитора?

    С 3 сентября 2017 года вступило в силу Постановление Совета Министров № 500, которым утвержден упрощенный порядок ликвидации белорусских предприятий и индивидуальных предпринимателей. Почему выгоднее ликвидировать бизнес через независимую оценку аудитора, а не через проверку контролирующих органов?

  • При независимой оценке аудитора есть два минуса, которые необходимо знать всем предприятиям и ИП, которые хотят ликвидироваться. Во-первых, независимая оценка аудитора – это платная процедура, поэтому бизнесу необходимо некоторое количество денег, чтобы ликвидироваться. Положительным в данном случае является договорной характер взаимоотношений с аудитором, поэтому всегда можно договориться о приемлемой цене, благо на сайте Министерства финансов опубликован список предприятий и аудиторов предпринимателей, которые оказывают услуги по независимой оценке при ликвидации.
  • Во-вторых, независимая оценка аудитора не освобождает предприятие или предпринимателя от проверки контролеров из ФСЗН. Благо и здесь тоже есть положительные моменты, так как в ходе независимой оценки аудитора могут быть проверены и вопросы, связанные с правильностью исчисления отчислений в ФСЗН. Соответственно последующая проверка контролеров ФСЗН может не обнаружить нарушений.
  • Помимо этих двух условно-отрицательных моментов, в остальном сотрудничество с аудиторами по независимой оценке при ликвидации положительно. Во-первых, независимая оценка при ликвидации – это договорные отношения, а значит все спорные моменты, которые будут выявлены в ходе независимой оценки, могут быть трактованы в пользу проверяемого бизнеса. Не секрет, что белорусское законодательство достаточно сложное, запутанное и неоднозначное. В этой связи важно, чтобы при проверке были правильно трактованы особенности белорусского законодательства.
  • Во-вторых, на практике независимая оценка аудитора позволяет бизнесу избежать проверок со стороны налоговых органов, таможенных органов и Белгосстраха. Последнее связано с тем, что в условиях сокращения количества государственных служащих налоговые органы вынуждены концентрировать свою работу на предприятиях, которые ликвидируются самостоятельно без помощи аудиторов, а на бизнес, которые ликвидируется по постановлению № 500 сил и средств просто не хватает. Та же ситуация и с таможенными органами и с Белгосстрахом. Все вышеперечисленное означает, что предприятию нет необходимости общаться с многочисленными контролерами, а будет достаточно лишь проверки аудитора, что существенно упрощает процедуру ликвидации предприятия.
  • В-третьих, аудитор проводящий независимую оценку при ликвидации предприятия или предпринимателя, заинтересован в беспроблемной ликвидации «своего подопечного» проверяемого предприятия, а значит, как правило, оказывает консультационные услуги на всех стадиях процедуры ликвидации. Данный момент необходимо оговаривать с аудиторами перед заключением договора на независимую оценку. Практика комплексной помощи аудитора при ликвидации бизнеса в Беларуси существует. Цены на такие услуги договорные, что позволяет выбрать приемлемый для бизнеса ценовой вариант.
  • В-четвертых, ликвидация по постановлению № 500 при помощи независимой оценки аудитора означает строго ограниченные сроки ликвидации в течение 2-х месяцев, а значит бизнес получает возможность быстрой и четко прописанной процедуры ликвидации без лишнего ущерба для учредителей.
  • Если у Вас возникают вопросы по процедуре независимой оценке бизнеса при его ликвидации в Беларуси, то можно обратиться по следующим телефонам: (29 678 21 82 (ВЕЛКОМ) и 29 254 89 15 (МТС) (Александр)). Мы работаем в г. Минске и Минском районе. Обращайтесь и мы договоримся о цене и наиболее удобном и простом для Вас варианте ликвидации бизнеса через процедуру независимой оценки. Я имею положительный опыт ликвидации бизнеса в г. Минске (Беларуси) посредствам процедуры независимой оценки согласно постановлению Совета Министров № 500.
  • 19 октября 2018 года
  • Как самому выбрать аудитора в Беларуси (первичный аудит бизнеса) или что важно при выборе аудитора в Беларуси

    Выбор аудитора является сложным и не всегда удачным решением для белорусского бизнеса. Особенно сложно предприятиям или индивидуальным предпринимателям, которые делают этот выбор впервые. Для того, чтобы упростить данную процедуру предлагаем Вам несколько простых рецептов, которые повысят шансы в выборе наиболее эффективного и недорого аудита в Беларуси.

  • 1. На что ориентироваться при выборе аудитора? Практика показывает, что наиболее эффективным является выбор аудитора по рекомендации партнеров по бизнесу или знакомых, которым Вы доверяете. В этом случае Вы можете быть уверены, что аудитор имеет высокую квалификацию и положительные отзывы о своей работе, то есть это высококвалифицированный специалист. Но как быть, если Вам рекомендуют и аудитора – индивидуального предпринимателя и аудиторскую компанию? Что лучше аудитор - индивидуальный предприниматель или аудиторская компания? В каждом случае есть свои плюсы и минусы для бизнеса.
  • 2. Какие выгоды и потери в работе аудиторских компаний? Плюсами работы аудиторской компании являются: а) большой штат аудиторов, который позволяет решать самые сложные законодательные задачи. При этом нужно отметить, что на практике есть сложные законодательные случаи, когда любое решение неоднозначно и окончательный выбор должен сделать само предприятие. б) большое количество аудиторов, что позволяет быстро проводить аудит на предприятиях любого масштаба. Минусы работы с аудиторскими компаниями: а) отсутствие прямого контакта с аудитором. Как правило, на каждую проверку приходит новый аудитор, что не позволяет выбрать понравившегося аудитора при следующей проверке; б) как правило, для аудиторских компаний характерна текучка кадров (особенно для средних аудиторских компаний), поэтому есть вероятность прихода на предприятие неопытного аудитора, который только учиться и который не сможет провести некачественный аудит; в) стоимость аудиторских услуг в аудиторских компания в разы выше, чем у аудиторов – индивидуальных предпринимателей, которым нет необходимо, содержать руководство, офис и платить за прочие расходы крупных компаний.
  • 3. Какие выгоды и потери при работе с аудиторами – индивидуальными предпринимателями? Плюсами работы аудиторов-индивидуальных предпринимателей являются: а) стоимость услуг аудиторов – индивидуальных предпринимателей, как правило, в разы дешевле, чем стоимость аналогичных услуг у аудиторских компаниях. Для сравнения достаточно самостоятельно перезвонить по нескольким объявлениям и сравнить цены между аудиторскими предприятиями и аудиторами предпринимателями; б) при работе с предпринимателем, вы гарантировано работаете со специалистом высокой квалификации, имеющим опыт работы не менее трех лет. Кроме того плохой аудитор предприниматель долго не сможет отработать и скоро разориться; в) при работе с аудитором предпринимателем Вы всегда получаете прямой контакт с конкретным человеком, который может Вам всегда (зачастую и бесплатно) помочь по всем сомнительным вопросам, возникающим в бизнесе. Отрицательными в работе с аудиторами предпринимателями являются следующее: а) ресурс времени и возможности предпринимателя ограничены и поэтому он не всегда может оперативно проверить крупные предприятия. А для крупных предприятий, для которых предусмотрен обязательный аудит по стандартам МФСО аудиторские проверки предпринимателями в Беларуси вообще запрещены; б) качество услуг аудитора – индивидуального предпринимателя зависит от его квалификации и поэтому не все предприниматели могут ответить законодательно аргументировано по всем возникающим вопросам. В этом случае помощь аудиторской компании может быть более квалифицированной, но не всегда.
  • 4. При работе с аудиторами нужно понимать, что аудит – это сфера услуг, а значит необходимо, чтобы между Вами и аудитором было полное доверие и взаимопонимание, а также отсутствовала взаимная неприязнь. Если доверительных и взаимовыгодных отношений при проведении аудита не возникло, то лучше в следующий раз пригласит другого аудитора или при предварительных переговорах отказаться от аудитора. Хороший аудитор – это финансовый доктор для бизнеса. Как лучше не обращаться к доктору, которому вы не доверяете, так лучше не обращаться и к аудитору, которому вы не доверяете. В Беларуси достаточно много аудиторов, среди которых всегда можно выбрать аудитора, которому Вы можете доверить информацию о своем бизнесе.
  • 5. Если сомневаемся в правильности выбора аудитора в Беларуси, то обращайтесь к нам (+ (375) 29 678 21 82 (ВЕЛКОМ) или alex_asper@mail.ru). Мы можем самостоятельно провести качественный аудит или поможем Вам в выборе квалифицированного аудитора.
  • 27 сентября 2018 года