Начиная с 2022 года изменились подходы к составлению и предоставлению учетной политики предприятий в контролирующие органы. Пунктом 1.4.2. статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что налогоплательщик не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, обязан предоставить положение об учетной политике на текущий налоговый период. Такая обязанность распространяется на организации, составляющие отчетность в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности. Ранее учетная политика в налоговые органы предоставлялась по требованию налоговых органов.
Сразу же следует отметить, что учетную политику не требуется предоставлять тем организациям, которые не ведут бухгалтерский учет в соответствии с законодательством: организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, и крестьянские (фермерские хозяйства), ведущие книгу учета доходов и расходов. Также не обязаны предоставлять учетную политику: бюджетные организации; некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность; иностранные организации, не осуществляющие деятельность, на территории Республики Беларусь через постоянное представительство; Национальный банк и его структурные подразделения.
Учетная политика предприятия не только отражает способы ведения бухгалтерского учета на предприятиях, но и определяет особенности ведения налогового учета предприятия, оказывает прямое влияние на уровень налоговой нагрузки на белорусского субъекта предпринимательства. Также учетная политика является исходным документом, с которого начинается любая налоговая проверка или проверка финансово-экономической деятельности предприятия. В этой связи весьма важным является формирование такой учетной политики, которая не только будет соответствовать требованиями законодательства, но которая будет также учитывать особенности организации предпринимательской деятельности на вашем предприятии. Хорошо составления учетная политика – это первый шаг к самостоятельному прохождению проверки государственных контролирующих органов с минимальными финансовыми потерями для Вашего бизнеса.
Базовые элементы учетной политики
Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) учетная политика – это совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией. Учетная политика организации включает в себя:
- применяемые организацией виды учетной оценки;
- план счетов бухгалтерского учета организации;
- разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
- применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.
Учетная оценка - стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности. Учетная оценка должна основываться на принципе осмотрительности. Это означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а учетная оценка обязательств и расходов не должна быть занижена. Учетные оценки прописываются в разделе учетной политике, связанной с бухгалтерским учетом.
В качестве приложений к учетной политике предприятиям разрабатываются: план счетов бухгалтерского учета и разработанные организацией формы первичных учетных документов. Типовой план счетов бухгалтерского учета утвержден постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 50, а вот в приложении к учетной политике должны быть указаны те счета, которые применяются непосредственно в бухгалтерском учете предприятия. Перечень типовых форм первичных бухгалтерских документов утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 360, а вот все остальные формы документов могут разрабатываться субъектами предпринимательства самостоятельно. В этом случае самостоятельно разработанные формы первичных бухгалтерских документов должны соответствовать требованиям законодательства прописанным в статье 10 Закона о бухгалтерском учете, и должны быть оформлены в качестве приложения к учетной политике.
Общий порядок проведения инвентаризации определен в постановлении Министерства финансов Республики Беларусь № 180. Само предприятие должно определить в учетной политике порядок проведения инвентаризации с учетом особенностей организации производственных и управленческих процедур на данном конкретном предприятии. Помимо порядка проведения инвентаризации в учетной политики могут быть прописаны и иные особенности организации и ведения бухгалтерского учета, связанные, например, с наличием филиалов и обособленных подразделений, особенностей учета сырья, полуфабрикатов, незавершенного производства, готовой продукции и так далее.
Учетная политика и бухгалтерский учет
Основой учетной политики предприятия является порядок описания методов и способов ведения бухгалтерского учета на предприятии – описание методов учетной оценки, применяемых на предприятии. Для более подробного и точного описания методов и способов ведения бухгалтерского учета в учетной политике предприятия необходимо использовать следующие неписанные правила.
Во-первых, в учетной политике необходимо прописывать только те учетные оценки, которые касаются непосредственно вашего предприятия. То есть, например, если предприятием не использует в своей производственной или предпринимательской деятельности нематериальные активы, то нет необходимости в учетной политике описывать порядок бухгалтерского учета нематериальных активов. Это не только упростит порядок составления учетной политике, но и сделает учетную политику более соответствующей требованиям законодательства, так как такая учетная политика будет точно отражать порядок и способы ведения бухгалтерского учета на предприятии.
Во-вторых, важным является подробное и точное описание в учетной политике тех особенностей бухгалтерского учета, которые касаются непосредственно особенностей производственных, предпринимательских, бухгалтерских и управленческих процессов на Вашем предприятии. Это может касаться, например, особенностей бухгалтерского учета незавершенного производства, особенностей бухгалтерского учета товаров и так далее. Чем более подробно и точно будут описаны эти особенности бухгалтерского учета Вашего предприятия (особенно если в законодательстве нет четкого описания Вашей ситуации), тем проще в дальнейшем будет доказать правоту своей точки зрения в возможных спорах с контролирующими органами при проверках.
В-третьих, важным является своевременное внесение изменений в учетную политику. Согласно пункту 7 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете изменения в учетную политику вносятся в трех случаях:
1) изменения законодательства Республики Беларусь;
2) изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;
3) принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
При этом следует отметить, что изменение способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости бухгалтерского учета, вносятся с начала отчетного года. Но данное ограничение касается только действующих на предприятии способов ведения бухгалтерского учета, но не касаются ситуации, когда в течении года предприятия начало осуществлять новые виды деятельности, или приобрело активы или обязательства, которых на начало отчетного года не было. В этом случае необходимо внести изменения в учетную политику предприятия.
Данные простые правила составления учетной политики предприятия в целях бухгалтерского учета позволят минимизировать время и усилия на составления учетной политики, сделав ее более простой и удобоваримой к практическому применению в повседневном бухгалтерском учете. Также данные правила позволят вам своевременно и точечно вносить изменения в учетную политику, приводя её в соответствие с требованиями действующего законодательства. Чем больше по объему и сложнее учетная политика, тем проще найти в ней нестыковки и неточности контролирующим органам в ходе проверок.
Учетная политика и налоговый учет
Понятие налогового учета прописано в статье 39 Налогового кодекса Республики Беларусь. Налоговым учетом признается осуществление плательщиками учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.
Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля. Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Следует отметить, что особенности налогового учета предприятия, которые должны быть прописаны в учетной политике предприятия, зависят от требований законодательства и особенностей бухгалтерского учета на предприятии. Так, в учетной политике прописывается форма налогообложения, используемая на предприятии: общий порядок налогообложения или особый режим налогообложения, как-то упрощенная система налогообложения, уплата единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции и так далее.
Особенности налогового учета, связанные с учетной политикой предприятия прописываются в Налоговом кодексе Республики Беларусь и иных нормативных документах. Так, например, в Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь указано более 30 случаев, когда необходимо вносить уточнения в учетную политику предприятия.
Так, например, в случае уплаты предприятием НДС необходимо вносить изменения в учетную политику в случае:
- определения перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, при передаче которых в пределах одного юридического лица Республики Беларусь производятся исчисление и уплата налога на добавленную стоимость (применяется освобождение от налогообложения) (пункт 2.9 статьи 115 Налогового кодекса);
- определения даты отгрузки товаров, но не позднее даты начала транспортировки товаров, в случае если продавец не осуществляет доставки товаров (пункт 2 статьи 121 Налогового кодекса);
- определения дня отгрузки (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав по договорам комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров (пункт 12 статьи 121 Налогового кодекса).
Также законодательством установлены и иные случаи, когда в учетной политике необходимо указывать особенности налогового учета на предприятии. Важным в данной ситуации является указание только тех особенностей налогового учета, которые касаются непосредственного Вашего предприятия и не касаться тех особенностей налогового учета, которые Вашего предприятия не касаются.
Учетная политика и налоговое планирование
Важным, но не обязательным с точки зрения законодательства, является взаимоувязка в учетной политике предприятия бухгалтерского и налогового учета с налоговым планированием на предприятии. Данная особенность учетной политики является элементом управленческого учета предприятия, показателем эффективности управления, наличием взаимосвязи между бухгалтерским и налоговым учетом, а также показателями эффективности работы предприятия. В частности, речь идет о показателе уровня налоговой нагрузки на предприятии.
Элементы налогового планирования учитываются, на стадии выбора учетных оценок бухгалтерского учета, то есть на стадии описании методов и способов ведения бухгалтерского учета на предприятии. Например, в случае применения не линейного, а ускоренного метода начисления амортизации основных средств предприятия получает возможность увеличить свои затраты минимизировав тем самым сумму начисляемого к уплате налога на прибыль. Данное утверждение верно для прибыльных предприятий и не актуально для убыточных субъектов предпринимательства, к каковым зачастую относятся многие белорусские государственные предприятия.
В свою очередь к элементам налогового планирования, связанным с налоговым учетом, относятся ситуации позволяющие минимизировать сумму налогов к уплате или отсрочить сроки уплаты налоговых платежей. Так, например, в случае определения в учетной политике дня отгрузки (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав по договорам комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров для исчисления НДС важно выбрать такую дату, которая позволит позднее включить товары, работы или услуги в налоговую базу. С точки зрения налогового планирования, такой датой является дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателю, заказчику. В этом случае происходит «смещение налоговой нагрузки» на более поздний налоговый период. Особенно «заметно» данное снижение налоговой нагрузки в конце отчетных (квартал) или налоговых (год) периодов.
Применение элементов налогового планирования в учетной политике предприятия учитывает особенности производственных, управленческих и предпринимательских процессах на предприятии и базируется на хорошем знаний особенностей бухгалтерского и налогового учета в Республике Беларусь. Практика показывает, что применения элементов налогового планирования в учетной политике предприятия не только позволяет «корректировать» налоговую нагрузку предприятия, но и в целом повышает эффективность работы предприятия, улучшает показатели его финансово-экономической деятельности.
В заключении отметим, что составление учетной политике является важным элементом управленческого учета на предприятии, который позволяет не только оценить эффективность бухгалтерского и налогового учета на предприятии, но и позволяет получать достоверную информацию об экономическом положении предприятия. Экономически и юридически грамотно составленная учетная политика позволяет не только минимизировать претензии контролирующих органов во время проверок, но и позволяет руководству бизнеса получать своевременную, оперативную и важную информацию о финансовом состоянии Вашего бизнеса, жизненно необходимую для принятия своевременных и эффективных управленческих решений.
ООО «БелШтойерн» предлагает консультационные услуги по: а) оценке соответствия учетной политики Вашего предприятия требованиям законодательства и особенностям организации производственных и управленческих процессов на Вашем предприятии; б) оказанию практической помощи в составлении (правовой и экономической корректировке) уже готовой учетной политики Вашего предприятия с учетом требований законодательства и особенностей бухгалтерского, налогового и управленческого учета на Вашем предприятии; в) по составлению учетной политики Вашего предприятия "с нуля" с учетом особенностей бухгалтерского и налогового учета Вашего предприятия, а также возможностью включения элементов налогового планирования на Вашем предприятии. Стоимость услуги договорная от 600 (шестисот) белорусских рублей и более в зависимости от масштабов бизнеса, порядка ведения бухгалтерского учета, необходимости включения в учетную политику элементов налогового планирования и так далее.
Заказать услугу можно по телефону (+375) 29 678 21 82 (Александр) или по электронной почте: alex_asper@mail.ru
Александр Жук, аудитор, директор ООО "БелШтойерн"
19 декабря 2023 года