+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

МОНИТОРИНГ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В БЕЛАРУСИ

Мониторинг макроэкономической ситуации в Беларуси (декабрь 2020 года)

Декабрь 2020 года, характеризовался подведением промежуточных итогов прошедшего года, и заявлениями властей о своих планах на 2021 год. При этом планы и намерения властей практически ничем не отличаются от проводимой государством на протяжении последних 26 лет экономической политики, а поэтому ничего хорошего белорусскому бизнесу и населению от наступившего года ждать не следует. Более подробно о планах властей на 2021 год и их возможных последствиях для бизнеса мы расскажем в разделе «Экономические маркеры». Вначале же рассмотрим, какие макроэкономические тенденции в декабре 2020 года наблюдались в изменении двух знаковых макроэкономических показателях: курс белорусского рубля и динамика валового внутреннего продукта (ВВП).

Курс белорусского рубля

В декабре 2020 года наблюдалась следующая динамика курсов иностранных валют. Так, стоимость 1 доллара США с 1 декабря 2020 года по 1 января 2021 года снизился с 2,587 до 2,579 белорусских рублей за 1 доллар США. Курс Евро за декабрь 2020 года увеличился с 3,099 до 3,168 белорусских рублей за 1 евро. Данное изменение свидетельствуют о продолжении целенаправленной политике Национального банка Республики Беларусь по «ручному регулированию» курса белорусского рубля в определенном стоимостном коридоре. Таким стоимостным коридором, как было отмечено нами в предыдущем мониторинге за ноябрь 2020 года, для доллара США был выбран диапазон от 2,50 до 2,70 белорусских рублей за 1 доллар США. Для Евро таким стоимостным коридором в декабре 2020 года был выбран диапазоном от 3,00 до 3,20 белорусских рублей за 1 Евро.

При этом, судя по последней декаде декабря 2020 года Национальному банку все сложнее удерживать курс в заданном стоимостном коридоре, поэтому не исключено сохранение данного расширенного стоимостного коридора и в январе 2021 года. Так, экономически обоснованным в январе 2021 года видится валютный коридор по доллару США в диапазоне от 2,50 до 2,70 белорусских рублей за 1 доллар США. Для Евро таким стоимостным коридором в январе 2021 году будет, скорее всего, выбран диапазон от 3,10 до 3,30 белорусских рублей за 1 Евро.

На продолжение политики «стоимостного коридора» и «ручного регулирования курсом белорусского рубля» в 2021 году указывают и основные показатели денежно-кредитной политики Беларуси на 2021 год, утвержденные указом от 22.12.2020 № 481. Так, властями заложена возможность сокращение золотовалютных резервом Беларуси за год более, чем на 1 миллиард долларов США до 6 млрд долларов США по состоянию на конец 2021 года. Данная сумма с учетом нового 1 миллиардного долларового кредита, который обещает дать Россия в 2021 году, позволят по мнению властей сохранить управляемое плавное снижение курса белорусского рубля в наступившем 2021 году.

На данные оптимистические планы правительства могут повлиять следующие факторы. Во-первых, это «фактор Байдена», а именно вступление 20 января 2020 года в должность нового Президента США. Именно от новой внешнеполитической и экономической политики США во многом зависит то, какие экономические санкции могут быть применены к Беларуси и то, как эти санкции могут повлиять на белорусскую экономику.

Во-вторых, на курс белорусского рубля в 2021 году будет оказывать существенное влияние макроэкономическая политика белорусских властей. Заявленные властями цели на 2021 год о росте доходов населения и минимальной инфляции в условиях неизменной макроэкономической политике и без учета макроэкономических процессов в мире являются заранее невыполнимыми, а значит могут существенно повлиять на курс белорусского рубля. В попытке рублевого стимулирования доходов населения власти могут существенно сократить его долларовый эквивалент в связи с девальвацией белорусского рубля.

В-третьих, на курс белорусского рубля в 2021 году будет оказывать существенное влияние и политическая ситуация в Беларуси. Так в наступившем году в стране планируется проведение Всебелорусского собрание, внесение изменений в Конституцию Республики Беларуси и проведение местных выборов. На основании августовских событий 2020 года можно сказать о том, что любые политические события в Беларуси оказывают существенное влияние на настроение населения и его доверие к власти и банковской системе. По состоянию на 1 декабря 2020 года депозиты населения, в том числе и валютные, составляли более 50% всех депозитов белорусской банковской системы. Поэтому повторение в любой форме летнего оттока вкладов населения из банковской системы не только существенно повлияет на курс белорусского рубля, но может спровоцировать существенные проблемы для белорусской банковской системы и экономики Беларуси в целом.

С учетом изложенных факторов на конец 2021 года курс доллара США может быть в диапазоне от 2,70 до 3,00 белорусских рублей за 1 доллар США. В свою очередь курс Евро может быть в диапазоне от 3,20 до 3,60 белорусских рублей за 1 доллар США. Исходя из данных прогнозов по существенной волатильности (изменчивости) курсов иностранных валют и должен строить свои планы белорусский бизнес на 2021 год.

Динамика ВВП

За январь-ноябрь 2020 года уровень ВВП составил 99,1% от уровня прошлого года, что на 0,3% выше уровня января-октября 2020 года. Данный прирост ВВП наблюдается на протяжении последних двух месяцев, что выглядит несколько странным на общемировом фоне снижения уровня ВВП. Белорусское «экономическое чудо» прироста ВВП можно объяснить двумя факторами.

Во-первых, белорусские государственные предприятия действительно увеличили выпуск продукции в натуральном выражении, что привело к номинальному росту ВВП. Особенностью белорусской статистики по ВВП является то, что ВВП в Беларуси считается не по факту продажи товаров (как во всем мире), а по факту их производства. В этой ситуации рост ВВП в белорусских реалиях может означать не рост продаж, а рост складских запасов. К сожалению, данную версию подтвердить цифрами невозможно, так как Национальный статистический комитет в последнее время перестал публиковать оперативные данные об остатках готовой продукции на складах, а значит невозможно оценить реальность прироста ВВП.

Во-вторых, прирост ВВП в белорусских реалиях может оказаться банальными приписками и недостоверными данными, которые передаются от нижестоящих организаций к вышестоящих. В условиях плановой советской экономической модели, которой придерживается белорусская власть на протяжении последних двух десятилетий основой экономики являются не реальные показатели, а плановые задания. Именно по результатам выполнения плановых показателей, а не по реальному состоянию экономики чиновники и власть оценивают благосостояние и уровень экономического развития в Беларуси. Власти знают проблему искажения государственной статистической отчетности в Беларуси и поэтому ввели уголовную ответственность за искажение статистических данных согласно статье 427 «Служебный подлог» с возможной мерой наказания до 3-х лет лишения свободы. При этом наличие уголовной ответственности не снижает риск приписок и обмана, так за невыполнение плановых заданий чиновника уволят сразу, а приписки могут и «не заметить».

С учетом изложенного не удивительны и планы властей на 2021 год о достижении роста ВВП на 101,8%. Именно такие плановые показатели заложены в указе от 22.12.2020 г. № 480. Если текущая экономическая политика в Беларуси не измениться, то рост ВВП в 2021 году в Беларуси может быть обеспечен тремя факторами: а) ростом складских запасов товаров; б) приписками и недостоверными статистическими данными; в) за счет инфляции, кода реальный уровень цен будет отличаться от официальной статистики, что позволит искусственно завысить уровень роста ВВП.

Если оценивать ВВП Беларуси объективно, например, по показателю поступлений в бюджет, то окажется, что поступления в республиканский бюджет за январь-ноябрь 2020 года составили 92,2% от аналогичного уровня 2019 года (с учетом инфляции). В свою очередь в отчисления в ФСЗН составили 104,6% от уровня прошлого года. То есть в то время, как общие доходы республиканского бюджета падают государство стимулирует экономически не обоснованный рост заработной платы для поддержания внутреннего спроса и роста ВВП.

Подтверждением данного тезиса является динамика поступлений по основным доходным источникам бюджета за 11 месяцев 2020 года с учетом инфляции. Так, поступления НДС составили 106,1%, акцизов 106,7%, поступления от внешнеэкономической деятельности 79,7%, а поступления налога на прибыль 68,4% от уровня прошлого года с учетом инфляции. То есть на фоне общемирового экономического кризиса (снижение поступлений от ВЭД) и ухудшения экономической эффективности работы белорусского бизнеса (снижение поступлений по налогу на прибыль) государство пытается стимулировать внутренний спрос на товары (рост поступлений по НДС и акцизам). Фактически государство стимулирует экономически не обоснованный рост за счет роста оплаты труда, что является основой для роста инфляции и курса иностранных валют (как основного источника сбережений для белорусов).

Если рост курса доллара США и курса Евро мы уже наблюдали в 2020 году, то рост инфляции мы, похоже, будем наблюдать уже в 2021 году. При этом все заявления властей по административному сдерживанию цен либо приведут к дефициту товаров либо будут сопровождаться скрытой инфляцией, когда цена на товар остается прежней, а масса товара уменьшается. При этом власти будут заявлять, что все с инфляцией в стране хорошо, так как рост цен на товары в одной торговой сети компенсируется акциями с дисконтом на похожий товар в другой торговой сети. То есть «в среднем по больнице температура одинаковая», а значит, инфляции нет, а ВВП и дальше в 2021 году будет расти методом искусственного стимулирования спроса или очередных приписок. Легче от этого белорусскому бизнесу вряд ли будет.

Экономические маркеры

В декабре 2020 года белорусскими чиновниками было сделано много заявлений по планируемому развитию Беларуси в ближайшие пять лет. Остановимся на наиболее значимых заявлениях с макроэкономической точки зрения.

Во-первых, 2 декабря 2020 года, выступая в парламенте, Р.А. Головченко анонсировал очередную попытку властей «переформатирования пенсионной системы». Не вдаваясь в подробности ожидаемой реформы, Р.А. Головченко сообщил о том, что планируется «максимально задействовать механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей». Что это может означать на практике?

Особенностью современной белорусской экономической модели является попытка властей контролировать, как можно больше денежных потоков в стране. В этой ситуации заявление органов власти о необходимости задействования механизма частных пенсионных обеспечений может означать, что государство будет пытаться создать новый государственный или полугосударственный (формально частный, но по сути государственный) пенсионный фонд.

В данном фонде планируется персонифицированное аккумулирование пенсионных отчислений граждан Беларуси, с целью возможного дальнейшего повышения пенсий за счет этих отчислений. Сомнительно, что государство откажется от существенного сокращения ставки отчислений в Фонд социальной защиты населения, который в настоящее время является дефицитным и дополнительно финансируемым из бюджета. Скорее всего, государство введет дополнительный «добровольный» процент отчислений в новый пенсионный фонд, который будет преподнесен, как благо для будущих белорусских пенсионеров.

При этом, судя по текущей макроэкономической ситуации, а также сложившейся практике государственного управления денежные средства нового пенсионного фонда, скорее всего, будут направлены на выплату текущих пенсий действующим пенсионерам или направление денег на финансирование государственных убыточных инвестиционных программ. Весьма сомнительно, чтобы государство направило средства нового пенсионного фонда за пределы Беларуси в эффективные инвестиционные проекты. В самой же Беларуси высокоэффективных инвестиционных проектов в последнее время не наблюдается.

Во-вторых, 7 декабря 2020 года, А.Г. Лукашенко провел совещание по экономическим вопросам, в том числе и по плану развития Беларуси на 2021 год. Среди всей массы заявлений следует остановиться на двух темах: недопущении роста цен и обеспечении роста доходов населения в 2021 году. Данные вопросы в условиях белорусской экономической модели на протяжении последних трех десятилетий имеют прямую связь.

Очевидно, что с целью снижения политической и социальной напряженности в обществе, государство помимо кнута запретов и наказаний в 2021 году будет вынуждено применить и пряник роста реальных доходов населения. В современной белорусской экономической модели не менее половины доходов населения в той или иной мере связано с государственным бюджетом. Здесь не только заработные платы бюджетников, но и пенсии государственных служащих, военных и милиционеров выплачиваемые из бюджета. Также здесь необходимо учитывать и заработные платы предприятий, которые получают льготы или дотации из бюджета, или те предприятия, которые напрямую работают с бюджетными организациями или органами государственного управления.

В ситуации стремительного роста дефицита бюджета, наблюдаемого в 2020 году, государство становится перед выбором: или сокращать расходы бюджета, или покрыть возникающий дефицит любыми способами. Сокращение расходов бюджета без проведения радикальных реформ и привлечения иностранных инвестиций однозначно приведет к стагнации и падению белорусской экономики, на что государство в лице А.Г. Лукашенко никогда не пойдет.

Следовательно, власти будут пытаться покрыть дефицит бюджета любыми способами. В ситуации ограничений по возможности внешних заимствований государство будет вынуждено покрывать дефицит бюджета за счет кредитов Национального банка Республики Беларусь, а это фактически эмиссия не обеспеченных ничем белорусских рублей. На практике эта операция проводилась белорусскими властями неоднократно и приводила к одним и тем же результатам – росту инфляции и девальвации белорусского рубля. Не будет исключений и при новой эмиссии 2021 года.

В этой ситуации заявление властей о необходимости установления контроля над ценами есть не что иное, как попытка психологически успокоить электорат, который поддерживает действующую власть. Любому здравомыслящему человеку понятно, что простое печатание необеспеченных белорусских рублей напрямую повлияет на рост инфляции. При этом административный запрет на рост цен приведет либо к дефициту товаров или к переформатированию рынка, когда приближенные к власти коммерческие структуры получат дополнительную прибыль, а остальные коммерческие структуры получат проверки и штрафы. Данные пессимистические перспективы необходимо учитывать белорусскому бизнесу при выработке своих бизнес-планов на 2021 год.

В-третьих, стоить обратить внимание на план выборочных проверок, который был размещен на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь 15 декабря 2020 года. Как и на протяжении последних двух лет власти в наступившем 2021 году продолжили практику сокращения плановых проверок. Так, например, в городе Минске в первом полугодии 2021 года налоговыми органами планируется проверить только 36 субъектов хозяйствования. Похоже, власти пошли по пути «успокоения бизнеса», отказавшись от массовых плановых проверок.

Это обстоятельство не значит, что Ваш бизнес не могут проверить в том же первом полугодии 2021 года. Так, законодательством предусмотрены возможности назначения внеплановых проверок в любое время, и для этого план выборочных проверок не помеха. Кроме того, в последние годы расширилась практика направления предписаний или справок-расчетов в адрес субъектов хозяйствования с предложения доплатить налоги по договорным отношениям с «лжепредпринимательскими структурами». При этом юридических и экономических обоснований того, почему данный субъект хозяйствования является лжепредпринимателем или на каком юридическом основании рассчитаны налоги, данные предписания, как правило, не содержат. Несмотря на это контролирующие органы зачастую доначисляют налоги по таким предписаниям и справкам-расчетам, пользуясь запуганностью и правовой безграмотностью белорусского бизнеса. В этой связи белорусскому бизнесу следует быть готовыми к возможным проверкам или предписания белорусских контролирующих органов в первом полугодии 2021 года.

В-четвертных, следует отметить два указа от 22 декабря 2020 года № 480 и 481, в которых расписаны экономические планы властей на 2021 год. Если оценивать данные планы кратко, то следует отметить, что власть в очередной раз пытается выдать желаемое за действительное. Так, помимо роста ВВП белорусские власти в предстоящем году планируют инфляцию в размере 5% при приросте рублевой денежной базы на 10-13%. Как сохранить уровень инфляции в размере 5% при приросте денежной массы (читай печатание новых необеспеченных белорусских денег) на 13% знают похоже только белорусские власти.

Кроме того, параметры бюджета на 2021 год рассчитывались с учетом среднегодового курса доллара США в размере 2,5678 белорусских рублей за 1 доллар США. Данный показатель уже неоднократно превышался на протяжении последних месяцев 2020 года и на 1 января 2021 года составил 2,5789, а значит с учетом роста девальвационных ожиданий в Беларуси бюджетные планы правительства по доходам и расходам на 2021 год выглядят заведомо нереальными и не выполнимым. Последнее означает, что 2021 год будет для белорусского бизнеса достаточно трудным – связанным с ростом налоговой нагрузки.

Обобщая изложенное, можно отметить, что прогнозы властей на 2021 год, озвученные в декабре 2020 года, вызывают скорее серьезную озабоченность, нежели оптимизм. Если существующая в Беларуси экономическая модель сохраниться и в 2021 году, а это скорее всего и будет, то белорусский бизнес и население ждут еще более сложные, нежели в 2020 году времена. Так, помимо короновируса в 2021 году белорусов будут ожить инфляция, рост курса белорусского рубля, новые запреты, приписки, ограничения, проверки и штрафы. Изменить данные пессимистические прогнозы может только радикальное изменение экономических методов управления в Беларуси, что при существующей власти вряд ли произойдет.

В этой связи для того, чтобы быть в курсе возможных белорусских экономических новаций, влияющих на работу Вашего бизнеса и принятия оптимальных бизнес-решений, следите за мониторингами макроэкономической ситуации в Беларуси, составленными экспертами ООО «БелШтойерн». Ближайший мониторинг макроэкономической ситуации в Беларуси за январь 2021 года, читайте на нашем сайте ООО «БелШтойерн» до 10 февраля 2021 года.

Если у Вас есть пожелания или рекомендации по включению в макроэкономический мониторинг иных показателей, или оценке иных экономических аспектов белорусской действительности, то можете обращаться на электронный адрес: alex_asper@mail.ru или по телефону + 375 29 6 782 182 (Александр). Ваши пожелания и рекомендации будут по возможности учтены в ближайшем мониторинге макроэкономической ситуации в Беларуси, составленном ООО «БелШтойерн».

Александр Жук, аудитор, директор ООО "БелШтойерн"

02 января 2021 года

Мониторинг макроэкономической ситуации в Беларуси (ноябрь 2020 года)

Ноябрь 2020 года характеризуется сохранением тенденции общей макроэкономической неопределенности и тенденций, начавшихся летом текущего года. Среди новаций следует отметить, заявление властей о необходимости «совершенствования» Налогового кодекса, что свидетельствует о существенных проблемах с формированием государственного бюджета. Более подробно о возможных изменениях налогового законодательства в 2021 году и их последствиях для бизнеса мы расскажем в разделе «Экономические маркеры». Вначале же рассмотрим, какие макроэкономические тенденции в ноябре 2020 года наблюдались в изменении двух знаковых макроэкономических показателях: курс белорусского рубля и динамика валового внутреннего продукта (ВВП).

Курс белорусского рубля

В ноябре 2020 года наблюдалась следующая динамика курсов иностранных валют. Так, стоимость 1 доллара США с 1 ноября 2020 года по 1 декабря 2020 года снизился с 2,635 до 2,587 белорусских рублей за 1 доллар США. Курс Евро за октябрь 2020 года увеличился с 3,078 до 3,099 белорусских рублей за 1 евро. Данное изменение свидетельствуют о продолжении целенаправленной политике Национального банка Республики Беларусь по «ручному регулированию» курса белорусского рубля в определенном стоимостном коридоре. Таким стоимостным коридором в ноябре 2020 года для доллара США был выбран диапазон от 2,50 до 2,60 белорусских рублей за 1 доллар США. Для Евро таким стоимостным коридором в ноябре 2020 года был выбран диапазоном от 3,00 до 3,10 белорусских рублей за 1 Евро.

При этом, судя по последней декаде ноября 2020 года Национальному банку все сложнее удерживать курс в заданном стоимостном коридоре, поэтому не исключено расширение данного стоимостного коридора в декабре 2020 года. Экономически более реальным в декабре 2020 года видится валютный коридор по доллару США в диапазоне от 2,50 до 2,70 белорусских рублей за 1 доллар США. Для Евро таким стоимостным коридором в декабре 2020 году будет, скорее всего, выбран диапазон от 3,00 до 3,20 белорусских рублей за 1 Евро.

На расширение данного стоимостного коридора влияют следующие факторы. Во-первых, конец года всегда являлся временем выплаты государства по всем своим внешним обязательствам, не выплаченным в течение года. При этом, исходя из складывающейся внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации, речь не идет о пролонгации или рефинансировании внешнего долга, а речь идет о необходимости погашения этих внешних долгов.

Во-вторых, в преддверии Нового года у белорусов традиционного растут девальвационные ожидании, которые многократно усиливаются на фоне текущей макроэкономической и политической неопределенности. Вопрос лишь в том, насколько сильно данные девальвационные ожидания белорусов смогут повлиять на курс белорусского рубля с учетом того, что их основной девальвационный эффект уже был реализован в августе 2020 года.

В-третьих, помимо двух вышеперечисленных отрицательный фактора на курс белорусского рубля может положительно повлиять его фактическая «привязка к курсу российского рубля». На фоне появляющейся информации об успешном испытании всё большего количества антиковидных вакцин растет и оптимизм мировых рынков по выходы из мирового локдауна. Этот оптимизм в свою очередь «толкает вверх» цены на нефть – основной фактора влияющий на курс российского рубля. В этой ситуации формальная «привязка» белорусского рубля к российскому рублю может оказаться положительным фактором по стабилизации курса белорусского рубля в краткосрочной перспективе декабря 2020 года.

Динамика ВВП

За январь-октябрь 2020 года уровень ВВП составил 98,9% от уровня прошлого года, что на 0,2% выше уровня августа-сентября 2020 года. Данный прирост, по-видимому, обусловлен номинальным ростом средней заработной платы, которая в октябре увеличился на 21 рубль, а также некоторым ростом поступлений в республиканский бюджет.

Относительно роста заработной платы можно отметить следующую противоречивость. С одной стороны средняя заработная плата растет, с другой стороны поступления отчислений в ФСЗН в октябре по сравнению с сентябрем сократились. На практике это может означать, что рост средней заработной плате происходит с одновременным сокращением количества работающих белорусов. То есть люди увольняются либо самостоятельно, либо их увольняют... Последнее означает рост скрытой безработицы в Беларуси.

Относительно поступлений в бюджет можно отметить следующее. Если за январь-сентябрь 2020 года поступления в бюджет составили 92,1% от аналогичного уровня 2019 года, то за январь-октябрь 2020 года поступления в бюджет уже составили 95,3% от уровня 2020 года. Фактический прирост был обеспечен за счет НДС и доходов от внешнеэкономической деятельности (читай таможенные платежи). Похоже, бизнес активизировал внешнеэкономическую деятельность на фоне ожидаемого принятия новых экономических санкций со стороны Европейского союза (более подробно читайте далее в разделе «Экономические маркеры»).

Очевидно, что это временный конъюнктурный рост поступлений в республиканский бюджет, который в дальнейшем может привести к еще большему сокращению поступлений в государственный бюджет. Об этом косвенно свидетельствует и сокращение поступлений в республиканский бюджет по налогу на прибыль за 10 месяцев 2020 года на 28% по сравнению с 2019 годом. Фактически белорусский бизнес в складывающейся макроэкономической и политической ситуации несет существенные убытки, и фактически находится в фазе стагнации. Последнее свидетельствует о том, что реальное падение ВВП в Беларуси более существенно, нежели об этом отчитывается официальная статистика.

Экономические маркеры

В ноябре 2020 года А.Г. Лукашенко было сделано заявление, которое можно считать экономическим маркером, который будут определять экономическое будущее Беларуси в среднесрочной перспективе, а именно в 2021 году. Так, заявление А.Г. Лукашенко, сделанное 10 ноября 2020 года о необходимости создания профсоюзных организаций на частных предприятиях. В случае не создания профсоюзных на частных организациях до конца 2020 года А.Г. Лукашенко обещал ликвидировать эти частные предприятия.

Фактически речь о перспективах создания дополнительных инструментов влияния на частный бизнес, а именно создания формальных оснований для ликвидации частных предприятий не угодных властям. На практике речь может идти, как о случаях политического преследования бизнеса, так и использования «профсоюзного аргумента» конкурентами и государственными органами для конкурентной борьбы и передела рынка товаров и услуг в Беларуси.

На момент написания данного материала не был издан указа или иной нормативный документ, который определял порядок создания профсоюзных организаций на частных предприятиях, а также процедуру наказания частных предприятий при отсутствии профсоюзных ячеек на них. В этой связи пока сложно понять затронет данная «профсоюзная эпопея» только крупный и средний частный бизнес или всех, и какова будет процедура наказания и контроля за исполнением данного «профсоюзного поручения». Необходимо понимать, что для контроля над исполнением любого нормативного документа требуется наличие людских и финансовых ресурсов, а поэтому 100% контроль над исполнением любого решения властей на практике не возможен. Всегда можно найти лазейки для неисполнения или затягивания исполнения того или иного решения органов власти. В этой связи «профсоюзное наказание» на первом этапе затронет, скорее всего, предприятия крупного частного бизнеса, а также тот частный бизнес, который занимает активную политическую позицию.

В целом же «профсоюзный вопрос» свидетельствует о том, что власти будут пытаться усилить контроль над белорусским бизнесом. Насколько сильным будет этот контроль, можно будет судить по двум факторам. Во-первых, это по факту того, каким будет план выборочных проверок на первое полугодие 2021 года, а именно увеличиться ли общее количество проверок бизнеса в 2021 году. Об этом мы узнаем после 15 декабря 2020 года – даты публикации плана выборочных проверок на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Во-вторых, это план по штрафным санкциям, который будет заложен в проекте республиканского бюджета на 2021 года, а именно насколько это план по штрафам будет увеличен. Об этом мы сможем узнать в последних числах декабря 2020 года – по дате принятия Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2021 год».

Вторым маркером ноября 2020 года стало заявление Европейского союза о подготовке 3-го пакета санкций против белорусских властей. Данные санкции планируется распространить на белорусский бизнес, поддерживающий существующий белорусский политический режим. Следует, иметь ввиду, что любые экономические санкции имеют постепенный длительный и продолжительный эффект. То есть экономический эффект от санкции наступает не с даты принятия решения, а через определенное время - производственный цикл, то есть период начиная с момента приобретения сырья до момента реализации продукции.

Экономические санкции, как правило, направлены на прерывание этого производственного цикла на одной из стадий – стадии покупки сырья (если сырье импортное) или стадии производства (если оборудование импортное) или стадии реализации (если товар реализуется на экспорт). При этом, если белорусский бизнес связан с Европейским союзом на стадии покупки сырья или стадии производства, то экономические санкции повлияют тогда, когда закончатся запасы сырья или сломается оборудование. В свою очередь, если белорусский бизнес связан с Европейским союзом на стадии реализации товаров, то санкции начнут влиять с момента физического запрета на пересечение товарами границы. В любом случае экономический эффект от Европейских санкций можно будет оценить не ранее 1 квартала 2021 года.

Обобщая изложенное, можно отметить, что ноябрь 2020 года не внес определенность в сложившуюся в Беларуси макроэкономическую ситуацию. Скорее наоборот, появляется ощущение того, что все больше экономических и политических факторов будут оказывать влияние на белорусские макроэкономические процессы в среднесрочной перспективе. А это значит, что все более неопределенным представляется макроэкономическая ситуация в Беларуси в 2021 году. При этом указанная неопределенность может быть как со знаком «минус», так и со знаком «плюс» в зависимости от развития политической ситуации в Беларуси. Именно политический фактор в последние месяцы является определяющим в развитии макроэкономической ситуации в Беларуси.

Для того, чтобы быть в курсе возможных белорусских экономических новаций следите за мониторингами макроэкономической ситуации в Беларуси, составленными экспертами ООО «БелШтойерн». Ближайший мониторинг макроэкономической ситуации в Беларуси за декабрь 2020 года, читайте на нашем сайте ООО «БелШтойерн» до 10 января 2021 года.

Если у Вас есть пожелания или рекомендации по включению в макроэкономический мониторинг иных показателей, то можете обращаться на электронный адрес: alex_asper@mail.ru или по телефону + 375 29 6 782 182 (Александр). Ваши пожелания и рекомендации будут по возможности учтены в ближайшем мониторинге макроэкономической ситуации в Беларуси, составленном ООО «БелШтойерн».

Александр Жук, аудитор, директор ООО "БелШтойерн"

03 декабря 2020 года

Мониторинг макроэкономической ситуации в Беларуси (октябрь 2020 года)

Октябрь 2020 года характеризуется сохранением общих макроэкономических тенденций, начавшихся летом текущего года. Среди новаций следует отметить, заявление властей о необходимости «совершенствования» Налогового кодекса, что свидетельствует о существенных проблемах с формированием государственного бюджета. Более подробно о возможных изменениях налогового законодательства в 2021 году и их последствиях для бизнеса мы расскажем в разделе «Экономические маркеры». Вначале же рассмотрим, какие макроэкономические тенденции в октябре 2020 года наблюдались в изменении двух знаковых макроэкономических показателях: курс белорусского рубля и динамика валового внутреннего продукта (ВВП).

Курс белорусского рубля

В октябре 2020 года наблюдалась следующая динамика курсов иностранных валют. Так, стоимость 1 доллара с 1 октября 2020 года по 1 ноября 2020 года увеличилась с 2,624 до 2,635 белорусских рублей за 1 доллар США. Курс Евро за октябрь 2020 года увеличился с 3,073 до 3,078 белорусских рублей за 1 евро. Данное изменение столь незначительно, что можно говорить о некой стабилизации курса белорусского рубля в октябре 2020 года. Но, что стоит за этими внешне привлекательными цифрами и сколько стоила государству стабилизация курса белорусского рубля?

Динамика курса белорусского рубля в октябре 2020 года выявила два основных фактора, которые будут влиять на курс белорусского рубля в среднесрочной перспективе (ближайшие 6-12 месяцев). Во-первых, это попытка Национального банка Республики Беларусь регулировать курс белорусского рубля в определенном стоимостном коридоре. Таким стоимостным коридором для доллара США был выбран диапазон от 2,50 до 2,60 белорусских рублей за 1 доллар США. Для Евро таким стоимостным коридором был выбран диапазоном от 3,00 до 3,10 белорусских рублей за 1 Евро. При этом при возможности Национальный банк пытается приблизиться к нижнему значению указанного стоимостного коридора.

Следует отметить, что на протяжении почти всего октября Национальному банку удавалось придерживаться данного стоимостного коридора, если бы не второй фактор, существенно влияющий на курс белорусского рубля. Таким фактором является динамика отношения российского рубля по отношению к иностранным валютам. На примере последней декады октября – первой декады ноября 2020 года можно ярко проследить насколько существенно белорусский рубль стал зависеть от своего российского тезки.

Падение курса российского рубля потянуло за собой и курс белорусского рубля. Это выразилось в выходе стоимости доллара США за рамки стоимостного коридора в 2,60 белорусских рублей за 1 доллар США. Данное превышение не означало изменение рамок коридора, а было вынужденной мерой в условиях фатальной зависимости Беларуси от России, которая усилилась с августа 2020 года. Фактически Национальный банка не может проводить полностью самостоятельную курсовую политику и должен постоянно учитывать экономическую ситуацию в России.

На данное обстоятельство указывают следующие факты. Так, выделение 16 октября 2020 года кредита в 500 миллионов долларов США со стороны контролируемого Россией Евразийского банка развития позволило Национальному банку проводить более смелую курсовую политику, но с оглядкой на Россию. Поэтому, как только курс российского рубля вырос Национальный банк «вернул» стоимость доллара в ранее установленный стоимостной коридор. Так, на 9 ноября 2020 года курс доллара США установлен в размере 2,578 белорусских рубелей за 1 доллар.

Насколько долго Национальный банк сможет придерживаться политики валютного коридора, во многом будет зависеть от текущей политической ситуации в Беларуси. Последняя складывается из двух факторов: 1) заинтересованность России и 2) заинтересованность белорусских властей в сохранении текущей политической ситуации. Заинтересованность России будет проявляться в выделении дополнительных кредитов на поддержание существующей экономической модели. Это жизненно необходимо в текущей экономической ситуации, так как, несмотря на «российский кредит» в 500 миллионов долларов США золотовалютные резервы Национального банка выросли только на 164,2 миллионов долларов США по состоянию на 1 ноября 2020 года. А это значит, что белорусские власти вынуждены тратить свои золотовалютные резервы на погашение долгов и поддержание относительной стабильности курса белорусского рубля.

Степень заинтересованности белорусских властей в сохранении стабильности курса белорусского рубля будет зависеть от политической активности граждан в ближайшее время. Известно, что в белорусской экономической модели именно курс белорусского рубля является для населения и бизнеса основными индикатором или символом «здоровья белорусской экономики». Поэтому власти вынуждены уделять большое внимание стабильности курса белорусского рубля, чтобы убедить белорусское население и бизнес в том, что в стране всё экономически предсказуемо и стабильно.

Динамика ВВП

Для создания видимости стабильности экономической ситуации в Беларуси, похоже, используется и показатель динамики ВВП, который на протяжении последних двух месяцев (август-сентябрь) «застыл» на уровне 98,7% от уровня прошлого года. Данным значение показателя власти фактически пытаются убедить население и бизнес в том, что в Беларуси хотя и произошло ухудшение экономической ситуации из-за мировой пандемии короновируса, но оно не столь существенное, как во всех остальных странах мира. Но так ли это на самом деле?

Анализ поступлений в бюджет свидетельствует о том, что реальное падение ВВП в Беларуси более существенно. Так за январь-сентябрь 2020 года поступления в бюджет составили 92,1% от аналогичного уровня 2019 года. При этом падении было бы более существенным, если бы не поступления по НДС, которые выросли за январь-сентябрь 2020 года на 113,4% по отношению к уровню прошлого года.

На столь существенный рост поступления по НДС повлиял в первую очередь рост внутреннего спроса простимулированный государством посредством роста заработной платы. Последнее наглядно просматривается на динамике поступлений в Фонд социальной защиты населения, напрямую зависящих от уровня оплаты труда в Беларуси.

Так, если в январе-августе 2020 года поступления в ФСЗН составили 98,1% от аналогичного уровня 2019 года, то в январе-сентябре 2020 года поступления в ФСЗН составили уже 110,2% от аналогичного уровня 2019 года. Столь существенный рост поступлений в ФСЗН напрямую увязан с дополнительными выплатами населению, которыми государство преследовало экономические или политические цели, но которые в итоге привели к дополнительным поступлениям в ФСЗН.

Станет ли искусственное стимулирование роста оплаты труда, фактором роста ВВП покажет время. Сейчас же отметим, что на протяжении последних двух десятилетий попытка добиться роста ВВП исключительно за счет экономически не обоснованного роста заработных плат ни к чему хорошему не приводила, а являлась основным фактором ускорения инфляции и девальвации белорусского рубля. В этой связи сокращение кредитного портфеля банков за сентябрь 2020 года на 0,6 млрд. рублей свидетельствует не только об ужесточении денежно-кредитной политики Национального банка в целях сохранения стабильности уровня инфляции, но является фактором стагнации белорусской экономики.

Экономические маркеры

Основным экономическим маркером октября 2020 года, по мнению автора, является заявление, сделанное А.Г. Лукашенко 12 октября 2020 года на совещании с Министром финансов и Министром по налогам и сборам Республики Беларусь. Речь на данном совещании шла о необходимости «совершенствования» Налогового кодекса Республики Беларусь.

Напомним, что с 1 января 2019 года вступила в действия полностью обновленная редакция Налогового кодекса Республики Беларусь, которая существенно поменяла действующую с 2003 года Общую часть Налогового кодекса, и действующую с 2010 года Особую часть Налогового кодекса. Принятие столь кардинальных изменений в налоговом законодательстве было аргументировано властями, как необходимость окончательного усовершенствования налогового законодательства в Беларуси. Не прошло и двух лет, как власти заявили о необходимости нового «совершенствования». Чем вызвана необходимость данного совершенствования? Попробуем разобраться.

2020 год характерен существенным сокращением доходов бюджета. На фоне пандемии короновируса на доходы бюджета влияют и политические процессы, начавшие в Беларуси летом 2020 года. В этой ситуации государство будет пытаться внести изменения в налоговое законодательство таким образом, чтобы привлечь дополнительные доходы в бюджет, заявляя одновременно, что налоговое законодательство Беларуси при этом станет лучше и более совершенным. Какие это могут быть изменения?

Во-первых, речь пойдет, скорее всего, об отмене ряда налоговых льгот или об усложнении процедуры их получения. При этом затронет этот процесс, скорее всего, резидентов Парка высоких технологий, которые в 2020 году оказались наименее лояльными к существующей в Беларуси власти. Возможно, речь пойдет даже об отмене Декрета № 12 от 22.09.2005 года «О Парке высоких технологий», либо о включении налоговых положений Декрета № 12 в обновленный Налоговый кодекс, но уже с другими условиями налогообложения.

Также под сокращение, скорее всего, попадут и льготы по подоходному налогу и налогу на прибыль в части дивидендов, которые не выплачивались в течение 3 и 5 лет. Данные порядок налогообложения был достаточно либеральным и нацеленным на привлечение инвестиций. В условиях сложностей с формированием бюджета государству нет необходимости в льготировании доходов «белорусских буржуйчиков», которые не довольны существующей политической системой в Беларуси. В этой связи белорусскому бизнесу следует хорошо задуматься о возможности применения льгот по выплате дивидендов до конца 2020 года, пока такая льгота еще существует.

Во-вторых, государство может пойти по своему «любимому пути» совершенствования процедур налогового администрирования, при котором ставки налогов не меняются, но при этом фактическая налоговая нагрузка на бизнес возрастает. Речь в первую очередь идет о порядке принятия к вычету НДС по импортируемым в Беларусь товарам. Мы еще хорошо помним, когда при импорте товаров из дальнего зарубежья принимать к вычету НДС, сначала можно было через 90 дней, потом через 60 дней, а в этом году в месяце уплаты.

Очевидно, что существующий в 2020 году справедливый порядок принятия к вычету НДС не устраивает власти, так как не позволяет получать дополнительный НДС в бюджет, а значит, изменения в 2021 году в данном вопросе, скорее всего, будут. На данную мысль наталкивают и складывающаяся в текущем году практика налогового администрирования по начислению НДС на товары, импортируемые из Российской Федерации (ввозной российский НДС).

Так в некоторых налоговых инспекциях отказываются принимать ежемесячную декларацию по ввозному российскому НДС в ситуации, если общий НДС предприятие платит ежеквартально. В этих инспекциях требуют и общую декларацию по НДС, и декларацию по ввозному российскому НДС сдавать в один и тот же период: месяц или квартал. Не убеждает налоговых инспекторов и тот аргумент, что государством установлен особый порядок декларирования, уплаты и принятия к вычету ввозного российского НДС. По сути, властями предпринимается попытка искусственным путем изменить порядок налогового администрирования по ввозному российскому НДС для привлечения дополнительный налоговых доходов в бюджет.

В-третьих, ждут белорусов в 2021 году, наверное, и изменения налоговых ставок по некоторым налогам. Речь в первую очередь пойдет, скорее всего, о налоге при упрощенной системе налогообложения и подоходном налоге. Налог при упрощенной системе налогообложения уплачивается «белорусскими буржуйчиками», который пытаются устроить революцию в Беларуси, а значит, скорее всего, в 2021 году будут должны уплачивать больше налогов. Подоходный налог, хотя формально и уплачивается из доходов населения, фактически исчисляется и перечисляется в бюджет предприятиями, а значит, на фоне обещанного властями в 2021 году роста доходов населения не будет столь заметен для населения.

Помимо двух вышеперечисленных налогов возможны, хотя, по мнению автора, и менее вероятны, изменения налоговых ставок и по основным налогам: налогу на прибыль и НДС. Изменение ставки по налогу на прибыль в условиях экономического спада вряд ли приведет к росту доходов бюджета, а, скорее всего, вынудит бизнес активизировать работу по оптимизации налоговой нагрузки по налогу на прибыль. Изменение ставки по НДС помимо возможного роста поступлений в бюджет, очевидно, приведет и к росту инфляции, а значит и недовольства населения. В сложившейся политической ситуации власти вряд ли пойдут на обострение социальной напряженности в обществе. Хотя полностью исключать возможность повышения налоговой ставки по НДС не стоит.

Обобщая изложенное можно отметить, что, судя по заявлениям и действиям властей, в 2021 году белорусский бизнес и население могут ожидать существенные экономические изменения. Характер и существенность этих изменений будет зависеть от той макроэкономической ситуации, которая сложиться в Беларуси к концу 2020 года. Для того, чтобы быть в курсе возможных белорусских экономических новаций следите за мониторингами макроэкономической ситуации в Беларуси, составленными экспертами ООО «БелШтойерн». Ближайший мониторинг макроэкономической ситуации в Беларуси за ноябрь 2020 года, читайте на нашем сайте ООО «БелШтойерн» до 10 декабря 2020 года.

Если у Вас есть пожелания или рекомендации по включению в макроэкономический мониторинг иных показателей, то можете обращаться на электронный адрес: alex_asper@mail.ru или по телефону + 375 29 6 782 182 (Александр). Ваши пожелания и рекомендации будут по возможности учтены в ближайшем мониторинге макроэкономической ситуации в Беларуси, составленном ООО «БелШтойерн».

Александр Жук, аудитор, директор ООО "БелШтойерн"

07 ноября 2020 года

Как самостоятельно оценить макроэкономическую ситуацию в Беларуси

2020 год в очередной раз выявил уязвимость и нестабильность белорусской экономики перед внешними и внутренними экономическими и политическими факторами и процессами. Особенно ярко это проявилось в банковской сфере и на валютном рынке Беларуси. В этой связи перед белорусским бизнесом встает вопрос о том: «Возможно ли самостоятельно, без привлечения внешних экспертов, спрогнозировать макроэкономическую ситуацию в Беларуси в среднесрочном периоде?» Попробуем дать положительный ответ на данный вопрос на примере анализа некоторых макроэкономических показателей, статистика по которым общедоступна.

Для начала необходимо определить, какие элементы макроэкономической политике в Беларуси необходимо анализировать. Чтобы не распыляться на всех макроэкономических показателях остановимся на трех:

1. курс белорусского рубля,

2. динамика валового внутреннего продукта (ВВП)

3. экономические маркеры.

Данные для анализа можно получит в открытом доступе на сайтах Министерства финансов Республики Беларусь, Национального Банка Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь. Правда следует сделать оговорку, что многие показатели публикуются с месячным опозданием, что не позволяет оперативно оценить всю «макроэкономическую картину».

Курс белорусского рубля

Курс белорусского рубля традиционно является главным индикатором экономического здоровья белорусской экономики. Стабильность курса белорусского рубля по отношению к основным валютам (доллар США, Евро и российский рубль) свидетельствует о «здоровье белорусской экономики» и наоборот. Фактически курс белорусского рубля является для современной белорусской экономики тем же, чем являются показатель температуры тела для человека – первым признаком здоровья или болезни.

Для того, чтобы определить насколько объективным и закономерным является динамика курса валюты можно проанализировать следующие макроэкономические показатели:

- золотовалютные резервы;

- государственный долг;

- сальдо внешнеэкономической деятельности;

- динамика депозитов населения.

Золотовалютные резервы характеризуют возможности Национального банка Республики Беларусь по ручному управлению курсом белорусской валюты. Чем выше золотовалютные резервы, тем больше возможностей у государства по регулированию курса белорусской валюты. При этом в белорусских реалиях золотовалютные резервы напрямую увязаны с государственным долгом Беларуси.

Государственный долг, а именно его валютная составляющая, является макроэкономическим показателем, который характеризует возможности правительства по регулированию курса белорусского рубля. В белорусских реалиях государство в лице правительства привлекает внешние валютные заимствования для финансирования белорусской экономики. Валютные заимствования конвертируются в Национальном банке в белорусские рубли, увеличивая тем самым золотовалютные резервы Национального банка.

Сальдо внешнеэкономической деятельности – это макроэкономический показатель, характеризующий возможности белорусских субъектов хозяйствования влиять на курс белорусского рубля. Если сальдо внешнеэкономической деятельности положительное, то субъекты хозяйствования продают на внутреннем рынке больше валюты, чем покупают. А значит, курс белорусского рубля увеличивается. В обратной ситуации отрицательного сальдо внешнеэкономической деятельности субъекты хозяйствования иностранной валюты больше покупают, чем продают. А значит, курс белорусского рубля снижается.

Депозиты населения – это макроэкономический показатель, характеризующий возможности населения по влиянию на курс белорусского рубля. В текущих белорусских реалиях иностранная валюта зачастую является основным и единственным средством сбережения для населения. Особенно ясно это проявляется в период экономической нестабильности сопровождающейся девальвационными ожиданиями населения, а, следовательно, и ростом спроса со стороны населения на покупку валюты. В обратной ситуации экономической стабильности население предпочитает хранить сбережения в белорусских рублях, процентные ставки по которым обычно выше, чем по валютным депозитам. В этом случае спрос на иностранную валюту со стороны населения снижается.

Рассмотрим пример анализа вышеперечисленных факторов на курс белорусского рубля в августе-сентябре 2020 года. Так, стоимость доллара с 1 августа 2020 года по 1 октября 2020 года увеличилась с 2,43 до 2,62 белорусских рублей за 1 доллар США. Курс евро за 2 месяца увеличился с 2,90 до 3,07 белорусских рублей за 1 евро.

Какие факторы повлияли на курс белорусского рубля. Во-первых, следует отметить сокращение суммы депозитов населения в банках с 25,6 млрд. рублей на 1 августа до 23,2 млрд. рублей на 1 октября 2020 года. Фактически населения сняло со счетов в банках почти 1 млрд. долларов США по текущему курсу или 2,4 млрд. белорусских рублей.

Вторым менее существенным показателем оказавшим влияние на курс белорусского рубля стало отрицательное сальдо внешней торговли. Так, в августе 2020 года отрицательное сальдо внешней торговли Республики Беларусь увеличилось на 94 млн. долларов США.

Третьим фактором, который оказал положительное влияние на курс белорусского рубля, стало сокращение золотовалютных резервов Национального банка с 8,86 млрд. долларов США на 1 августа до 7,32 млрд. долларов США по состоянию на 1 октября 2020 года. То есть Национальный банк пытался ручным способом за счет сокращения золотовалютных резервов регулировать курс белорусского рубля.

Благо этому способствовало и правительство. Так общий государственный долг по данным Министерства финансов вырос с 1 августа по 1 сентября на 4,7 млрд. белорусских рублей до уровня 57,8 млрд. белорусских рублей.

Как в дальнейшем будет колебаться курс белорусского рубля, будет зависеть от всех вышеперечисленных факторов. Здесь же следует отметить, что «депозитный фактор» влияния населения на курс иностранных валют остается существенно более значимым, нежели возможности Национального банка по ручному управлению за счет золотовалютных резервов.

Рост ВВП

Динамика ВВП является стандартным общемировым показателем, характеризующим макроэкономическую ситуацию в государстве. Оставляя за скобками достоверность и объективность белорусского статистического показателя динамики ВВП, отметит его важность в связке с другими макроэкономическими показателями.

Объективность и достоверность белорусской динамики ВВП можно «проверить» посредством сопоставления следующих макроэкономических показателей, составляющие ВВП:

- доходы бюджета;

- динамика заработной платы;

- динамика кредитов банка.

Вышеперечисленные макроэкономические показатели, по мнению автора, являются основными показателями, характеризующими «достоверность» показателя рост ВВП, с учетом особенностей белорусской экономической модели. В этой связи доходы бюджета являются основным показателем, характеризующим реальный рост ВВП в Беларуси. В условиях высокой налоговой нагрузки и неоднозначности многих статистических показателей в Беларуси на экономику именно доходы бюджета являются наиболее объективным критерием оценки реальности роста ВВП.

Помимо прямой взаимосвязи с ростом ВВП показатели доходов бюджета позволяют понять и объективности иных статистических показателей, составляющих ВВП. Например, объективность показателя роста заработной платы. Так, если отмечается рост поступлений в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН), значит должен отмечаться и реальный рост заработной платы в Беларуси, и наоборот.

В свою очередь рост заработной платы зачастую увязан и с ростом кредитов выдаваемых населению. Чем больше уверенности у населения в динамике своих доходов в среднесрочной перспективе, тем больше населения готово брать кредиты.

Для бизнеса рост кредитного портфеля говорит либо об оживлении деловой активности, а значит о росте ВВП или об экономической стагнации и необходимости пополнения собственными оборотными средствами при падении ВВП.

Рассмотрим пример влияние всех вышеперечисленных факторов на динамику ВВП в Беларуси на примере макроэкономических показателей белорусской экономики в августе-сентябре 2020 года. По данным Национального статистического комитета ВВП за 8 месяцев 2020 года сократился и составил только 98,7% от уровня прошлого года.

При этом, судя по данным поступления налогов в бюджет, реальное падение ВВП может быть более существенным. Так поступления налогов в республиканский бюджет сократились на 9,9% и составили за 8 месяцев 2020 года 14,5 млрд. рублей. Менее существенно, «только» на 2% сократились и поступления в ФСЗН за 8 месяцев 2020 года. В этой связи вызывает сомнение отраженный в статистике ежемесячный рост заработной платы.

В свою очередь рост кредитного портфеля клиентов банка за август 2020 года на 2,5 млрд. рублей, связан с ростом задолженности субъектов хозяйствования и в условиях падения ВВП свидетельствует скорее об ухудшении финансовой ситуации в белорусском бизнесе, нежели о его улучшении. В этой связи, если государство не примет реальных экономических мер по стимулированию экономического роста, то можно прогнозировать дальнейшее падение ВВП в Беларуси в 2020 году.

Экономические маркеры

Что такое экономические маркеры? Экономические маркеры - это нестандартные события, решения и действия органов власти в сфере политики, экономики, права, которые позволяют понять и прогнозировать макроэкономическую политику государства в среднесрочной перспективе. Как правило, речь может идти о каких-либо знаковых нормативных актах, действиях или решениях органов государственной власти.

Например, начиная с лета 2020 года, активизировалась работа контролирующих органов по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Речь в частности идет о деле «Белгазпромбанка», «Белтяжмаша», «Банка Развития», программистов, диспетчеров службы такси и так далее. Данная тенденция связана с двумя факторами политической и экономической.

Не останавливаясь на политической составляющей данных дел, отметим их экономические последствия. Очевидно, что впервые, начиная с апреля 2019 года (времени отмены печально известного указа о лжепредпринимателях № 488) государство активизировало контрольную работу и возбуждение уголовных дел по экономическим причинам неуплаты налогов. Фактически это свидетельствует о том, что помимо политических причин, государство пытается пополнить государственных бюджет в условиях спада деловой активности во время пандемии короновируса.

Если это утверждение верно, то в ближайшем месяце нас ждут новые громкие уголовные дела по фактам неуплаты налогов. А это значит, что все представители крупного и среднего бизнеса в среднесрочной перспективе должны быть готовыми к получению уведомлений контролирующих органов о неуплате налогов или к внеплановым налоговым проверкам.

Обобщая изложенное можно отметить, что каждый руководитель бизнеса может самостоятельно прогнозировать макроэкономическую ситуацию в Беларуси посредством анализа выбранного им уникального набора макроэкономических показателей. Предложенный автором перечень показателей является лишь одним из возможных многочисленных вариантов. Для этого необходимо лишь время, знание макроэкономических законов и взаимосвязей, а также немного аналитического склада ума. Те руководители бизнеса, которые не обладают «лишним временем», смогут ежемесячно бесплатно читать мониторинг макроэкономической ситуации в Беларуси, составленный экспертами ООО «БелШтойерн». Ближайший мониторинг макроэкономической ситуации в Беларуси, читайте на нашем сайте ООО «БелШтойерн» 10 ноября 2020 года.

Если у Вас есть пожелания или рекомендации по включению в макроэкономический мониторинг иных показателей, то можете обращаться на электронный адрес: alex_asper@mail.ru или по телефону + 375 29 6 782 182 (Александр). Ваши пожелания и рекомендации будут по возможности учтены в ближайшем мониторинге макроэкономической ситуации в Беларуси, составленном ООО «БелШтойерн».

14 октября 2020 года

Александр Жук, аудитор, директор ООО "БелШтойерн"

ВНЕШТАТНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР

ООО "БелШтойерн" предлагает услугу "Внештатный финансовый директор", которую оказывает лично директор ООО "БелШтойерн" Жук Александр Леонидович (аудитор, консультант по налоговому планированию, автор книг "Налоговое планирование" и "Налоговое планирование в Беларуси: теория и пратика", а также автор многочисленных публикаций по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, финансового анализа, бизнес-планирования). Мы предлагаем Вам три возможных варианта сотрудничества:

  • Вариант 1 "Бюджетный Внештатный Финансовый директор" - данная услуга включает в себя:

  • - разовая консультация с выездом на предприятие или к индивидуальному предпринимателю с консультацией на месте по вопросам бухглатерского и налогового учета, финансового анализа, трудового и хозяйственного права;

    СТОИМОСТЬ УСЛУГИ - до 500 (пятиста) белорусских рублей ;

  • Вариант 2 "Стандартный Внештатный Финансовый директор" - данная услуга включает в себя следующий перечень работ:

  • - 1 раза в месяц выезд на предприятие с консультацией на месте по вопросам бухглатерского и налогового учета, финансового анализа, трудового и хозяйственного права, бизнес-планирования;

    - неограниченное в течении месяца количество дистанционных вопросов-консультаций (по телефону или электронной почте) по вопросам бухглатерского и налогового учета, финансового анализа, трудового и хозяйственного права, бизнес-планирования;

    - оказание консультационной помощи в прохождении проверок контролирующих органов, подготовка запросов в государственные органы власти, подготовка ответом на запросы и претензии государственных органов власти;

    СТОИМОСТЬ УСЛУГИ - до 1 000 (одной тысячи) белорусских рублей в МЕСЯЦ ;

  • Вариант 3 "Эксклюзивный Внештатный Финансовый директор" - данная услуга включает в себя следующий перечень работ:

  • - 2 раза в месяц выезд на предприятие с консультацией на месте по вопросам бухглатерского и налогового учета, финансового анализа, налоговой оптимизации, трудового и хозяйственного права, бизнес-планирования, бюджетирования работы бизнеса;

    - разработка практических рекомендаций по оптимизации бизнес-процессов на предприятии и минимизации убытков и потерь в условиях короновируса или иных временных ограничений и запретов, устанавливаемых государственными органами власти;

    - неограниченное в течении месяца количество дистанционных вопросов-консультаций (по телефону или электронной почте) по вопросам бухглатерского и налогового учета, финансового анализа, трудового и хозяйственного права, налоговой оптимизации, бизнес-планирования, бюджетирования работы бизнеса;

    - оказание консультационной помощи в прохождении проверок контролирующих органов, подготовка запросов в государственные органы власти, подготовка ответом на запросы и претензии государственных органов власти;

    - оказание практической помощи в выработке схем налоговой оптимизации и достижении минимального уровня налоговой нагрузки на бизнес в рамках действующего законодательства;

    - оказание услуг по внутреннему аудиту работы бухглатерии, финансовой и планово-экономической службы, юридической службы, кадровой службы предприятия с точки зрения повышения эффективности работы предприятия - достижения максимальной прибыли ;

    СТОИМОСТЬ УСЛУГИ - до 2 000 (двух тысяч) белорусских рублей в МЕСЯЦ;

    Мы предлагаем систему КОМПЛЕКСНОГО КОНСАЛТИНГА позволяющего получить высококвалифицированную помощь ВНЕШТАТНОГО ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА для предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые умеют считать деньги и ценят профессиональный подход к своему делу. Предложение действительно для субъектов хозяйствования г. Минска и Минского района.

    Если Вы заинтересовались Нашим предложением то звоните по телефонам + 375 29 678 21 82 (А1) или + 375 29 254 89 15 (МТС) (АЛЕКСАНДР ЖУК) и мы выберем для Вас идельную форму сотрудничества исходя из Ваших пожеланий и финансовых возможностей.

    01 мая 2021 года

    Кто такой внештатный финансовый директор?

    В практической работе белорусские предприятия малого и среднего бизнеса зачастую сталкиваются с ситуацией, когда не хватает юридических или экономических знаний для решения оперативных вопросов, влияющих на финансовые результаты работы предприятия. Например, как правильно заключить договора с поставщиками или покупателями, чтобы и закон не нарушить и при этом получить экономическую выгоду для бизнеса? Как организовать налоговый и бухгалтерский учет таким образом, чтобы соблюсти нормы законодательства и при этом уплачивать минимально возможные налоги? Как организовать управленческий учет, чтобы оперативно оценивать результаты работы предприятия и принимать экономически обоснованные и полезные для предприятия управленческие решения? Каким образом организовать планирование бизнеса, чтобы видеть перспективу развития своего бизнеса? В решении всех этих вопросов может помочь финансовый директор, который может выполнять следующие должностные обязанности.

    Во-первых, финансовый директор может осуществлять оперативный контроль над системой бухгалтерского учета предприятия. Данный оперативный бухгалтерский контроль включает в себя: а) анализ учетной политики предприятия с выработкой предложений по оптимизации системы бухгалтерского учета; б) оценка правильности отражения первичных бухгалтерских документов в программном продукте ведения бухгалтерского учета (1С Бухгалтерия); в) оценка правильности составления первичных бухгалтерских документов; г) выработка предложений по оптимизации системы бухгалтерского учета.

    Во-вторых, финансовый директор может осуществлять оперативный контроль над системой налогового учета предприятия. Данный оперативный налоговый контроль включает в себя: а) проверку налоговых деклараций на их соответствие требованиям законодательства; б) выработка предложений по оптимизации системы налогового учета, направленную на минимизацию сумм уплаченных налогов; в) организацию взаимодействия с контролирующими органами (подготовка запросов по разъяснениям налогового законодательства, подготовка ответов на вопросы налоговых органов).

    В-третьих, финансовый директор может осуществлять оперативный контроль над кадровой работой предприятия. Данный оперативный кадровый включает в себя: а) анализ соответствия трудовых договоров и контрактов требованиям законодательства; б) оперативный контроль над своевременным и правильным расчетом оплаты труда; в) выработку предложения по оптимизации системы оплаты труда (система поощрений и наказаний).

    В-четвертых, финансовый директор может осуществлять оперативный контроль над работой с договорами. Данный оперативный контроль включает в себя: а) оценку предмета договора и его содержания на предмет их соответствия законодательству; б) оценка предмета договора и его содержания на предмет их экономической выгоды для предприятия (система расчетов, система прав и обязательств предприятия).

    В-пятых, финансовый директор может осуществлять оперативный контроль над платежной дисциплиной предприятия. Данный оперативный контроль над платежной дисциплиной включает в себя: а) анализ поступления и расходования денег со счетов предприятия; б) оценку структуры дебиторской и кредиторской задолженности; в) соблюдение предприятием платежной дисциплины (своевременный расчет по своим обязательствам, избегание штрафных санкций); г) выработка предложений по совершенствованию платежной дисциплины на предприятии.

    В-шестых, финансовый директор может осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данный финансово-экономический анализ включает в себя: а) анализ показателей платежеспособности и ликвидности предприятия; б) определение причин убыточной работы предприятия (в случае необходимости); в) выработка предложений по повышению эффективности ведения бизнеса (повышению рентабельности работы).

    В-седьмых, финансовый директор может осуществлять бизнес-планирование работы предприятия. Данное бизнес-планирование включает в себя: а) проведение расчетов бизнес-плана развития предприятия; б) выработка предложений по планированию работы предприятия в среднесрочном и долгосрочном периоде.

    В-восьмых, финансовый директор может осуществлять оценку рисков работы предприятия. Данный анализ рисков включает в себя: а) оценку сезонности работы предприятия; б) оценку зависимости предприятия от ограниченного количества покупателей или поставщиков; в) оценку рисков нарушения законодательства; г) оценку рисков управляемости бизнесом.

    Почему предприятиям малого и среднего бизнеса выгоднее работать с внештатным, а не штатным финансовым директором? Выгода работы с внештатным финансовым директором заключается в следующем: 1) экономия денежных средств, так как нет необходимости платить ежемесячно, а можно работать по мере необходимости (по факту возникновения проблемных ситуаций); 2) есть возможность привлечения высококвалифицированного специалиста за разумную плату, так как внештатный финансовый директор работает не на постоянной основе (не «высиживает часы» по трудовому договору), а работает только над конкретными задачами, за решение которых и получает деньги; 3) есть возможность привлекать специалиста имеющего богатый практический опыт в актуальных экономических, юридических, налоговых и бухгалтерских вопросах, так как внештатный финансовый директор работает с предприятиями многих или схожих сфер деятельности; 4) получается налоговая экономия для предприятия, так как нет необходимости платить налоги (подоходный налог, отчисления в Фонд социальной защиты населения) из заработной платы финансового директора.

    Как выбрать своего внештатного финансового директора? Для того, чтобы найти своего внештатного финансового директора необходимо: 1) При возможности необходимо получить рекомендации от знакомых, коллег, друзей или родственников о предполагаемом внештатном финансовом директоре; 2) Провести собеседование с кандидатом во внештатные финансовые директора на предмет его человеческих или профессиональных качеств. Первое впечатление весьма существенно и должно стать определяющим при выборе внештатного финансового директора; 3) Заключить договор на выполнение разового задания, чтобы определить профессиональные качества внештатного финансового директора и возможности дальнейшего сотрудничества; 4) Заключить пробный среднесрочный договор (на один квартал) для выполнения определенного объема работ, необходимого для определения возможности долгосрочного, доверительного и взаимовыгодного сотрудничества с внештатным финансовым директором; 5) Определиться со своим внештатным финансовым директором, который станет действенным помощником в вопросах внутреннего аудита, повышения эффективности ведения бизнеса, планирования и прогнозирования развития бизнеса на краткосрочную или среднесрочную перспективу.

    18 декабря 2019 года

    Если у Вас возникают экономические, юридические и бухгалтерские вопросы и проблемы в работе Вашего бизнеса и Вам необходимы услуги внештатного финансово директора на взаимовыгодной основе, то Вы можете обращаться в ООО "БелШтойерн". Мы поможем Вам оптимизировать бизнес-процессы вашего предприятия, повысить эффективность работы Вашего бизнеса на наиболее выгодных для Вас условиях. Обращайтесь к Нам и мы обязательно поможем ВАМ получить положительный экономический эффект от сотрудничества с нами.

    + 375 29 678 21 82 (ВЕЛКОМ) + 375 29 254 89 15 (МТС) или пишите alex_asper@mail.ru

    Первая ознакомительная консультация по телефону - БЕСПЛАТНО.

    Александр Жук, директор ООО "БелШтойерн"

    Почему предприятие убыточно?

  • Руководители предприятия зачастую задаются вопросом: "Почему предприятие убыточно?" Как провести экспресс-анализ причин убыточности предприятия быстро? Для того чтобы определить причины убыточности предпрития необходимо понять следующее:
  • 1) Убыточность определяется на конкретную отчетную дату и поэтому показывает результаты работы предприятия за конкретный промежуток времени. Значит определение причин убыточности - это определение результатов работы предприятия именно за конкретный период. В этой связи для определения причин убыточности предприятия необходимо брать данные за отчетный период: квартал, полугодие или год. Для простоты анализа данные лучше брать из бухгалтерского учета, например, программы 1С Бухгалтерия. Составление оборотно-сальдовой ведомости по всем счема бухгалтерского учета в программе 1С Бухгалтерии позволяет наиболее быстро и просто получить данные для анализа причин убыточности предприятия.
  • 2) Определение причины убыточности предприятия - это определение перечня факторов, которые повлияли на образование убытка на предприятии. Если мы правильно определим причины убыточности, то мы сможем управлять факторами, которые влияют на причины убыточности, а значит сможем избежать убытков в будущем. Например, анализ оборотно-сальдовой ведомости по счетам бухгалтерского учета в программе 1С Бухгалтерия позволяет определить какие факторы являются определяющими.
  • Если убыток получен по счету 90 "Выручка от реализации товаров, работ, услуг", то это значит, что основным фактором, который повлиял на убыточную работу предприятия была основная деятельность: производство и реализация товаров, работ, услуг.
  • Если убыток был получен по счету 91 "Прочие доходы и расходы", то следовательно основной причиной убытка были результаты финансовой или инвестиционной деятельности предприятия. В качестве примера образования убытков по данному бухгалтерскому счету можно отметить проценты по кредитам банка или курсовые разницы, возникающие от переоценки обязательств в валюте.
  • 3) Наиболее простое и очевидное объяснение убытков - это превышение доходов над расходами. Но почему это произошло? На убыток влияют два фактора: а) доходы и б ) расходы. Предприятие может влиять как на размер доходов, так и на размер расходов. При этом в зависимости от того, какой фактор оказал основное влияние на убытки предприятия (текущая деятельность или финансово-инвестиционная деятельность) будет различным и порядок анализа финансово-экономического состояния предприятия.
  • 4) Анализ доходов - это определение возможности предприятия влиять на размер своей выручки. Для этого необходимо понять насколько изменчив спрос на товары, работы и услуги предприятия. Какие факторы влияют на изменчивость этого спроса. Такими факторами могут быть цена, качество, реклама, сроки поставки товара, выполнения работ или оказания услуг и так далее. Может ли предприятие повлиять на эти факторы без увеличения затрат?
  • 5) Анализ затрат - это распределение затрат на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные затраты - это затраты, которые не влияют от размера выручки предприятия. На практике это как правило заработная плата работников не связанных с продажами, например, главный бухгалтер, или арендная плата за офис. Чем меньше условно-постоянных затрат, тем меньше предприятие зависит от размера выручки, и тем меньше вероятность убыточности предпрития. Условно-переменные затраты - это затраты, которые напрямую зависят от выручки предприятия. На практике - это например покупная стоимость товаров в торговле. То есть, чем больше товаров будет продано, тем больше будет выручки, но тем же больше будут и условно-переменные затраты. В этой связи важно знать соотношение условно-переменные затрат и выручки. Данное соотношение в торговле называется - торговая наценка.
  • 6) Последний этап анализа убыточности это сравнение факторов влияющих на доходы и затраты предприятия, определения возможностей предприятия по влияюние на эти факторы и выработка мероприятий, которые позволят предприятия избавиться от убытка и достичь рентабельной безубыточной работы.
  • 7) Важно отметить, что правильный анализ причин убыточности предприятия является основой для налогового планирования налога на прибыль. Особенно актуальным данный вопрос стал в связи с вступлением с 1 января 2019 года новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь. В даннной редакции Налогового кодекса существенно скорректированы многие подходы к исчислению налога на прибыль, а значит без анализа финансово-экономической деятельности предприятия не обойтись.
  • ОПУБЛИКОВАНО: 05.01.2019 года

    Анализ финансового состояния предприятия

    Почему у предприятия нет денег на счете? Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно понять следующее:

    1) Остаток денежных средств на счете предприятия - это финансовый показатель, который говорит о том, что денежные доходы предприятия выше его денежных расходов. То есть, если денег на счете предприятия нет, то это значит, что в настоящее время предприятие расходует больше денег, чем получает. Чтобы понять причины такой ситуации необходимо провести временной и структурый анализ движения денежных потоков на предприятии;

    2) Временной анализ - это анализ соответствия между сроками поступления денег и сроками их расходования. Наиболее просто - это обяснить на примере оптовой торговли. Так, если предприятие покупает товар у поставщиков по предоплате или с отсрочкой меньшей, чем отсрочка по товарам реализованным, то с большой долей вероятности у предприятия будет дефицит денежных средств и проблемы с расчетами. В этом случае денежные средства от реализации товаров будут поступать позже, чем предприятие вынуждено рассчитываться со своими поставщиками. Следовательно будут вымываться денежные средства предприятия и оно столкнется с проблемой неплатежей и скорее всего будет банкротом. Обратная ситуация, когда предприятие будет процветать - это случай, когда отсрочка поставщикам больше нежели отсрочка покупателям. В этом случае деньги от покупателей поступают раньше, чем предприятие должно рассчитаться с поставщиками. Следовательно у предприятия всегда есть на расчетном счете остаток денежных средств и это предприятие будет платежеспособным и успешным в бизнесе. Аналогичная схема проведения временного анализа и для производственных предприятий, предприятий сферы услуг и так далее.

    3) Структурный анализ системы расчетов предполагает анализ структуры доходов и расходов предприятия в сравнении. Здесь важно понять сколько денег расходуется на расчеты с поставщиками, а сколько на внутренее потребеление (заработная плата, аренда и так далее). Анализ структуры доходов необходимо проводить по категориям покупателей (например, розница или опт) и характеру поступлений (разовые платежи или постоянные поступления). Структурны сравнительный анализ доходов и расходов не только позволяет определить превышают ли доходы расходы или нет, но и понять резервы для повышения доходов и снижения расходов.

    4) Наиболее эффективный способ управления денежными потоками - это составление графика платежей, когда предприятие знает когда и сколько денег оно получит, а также знает когда и сколько денег оно должно заплатить. Составление графика платежей - это необходимый элемент планирования движения денежными потоками на предприятии без которого невозможно достичь положительного денежного остатка по счетам, а проще говоря невозможно добиться ситуации, когда у предприятия всегда есть деньги на счете для оплаты своих обязательств.

    5) Предлагаемый анализ движения денжных потоков и составление графика платежей дожны проводиться ежемесячно или ежквартально в зависимости от экономической ситуации на предприятии или сезонности характера работы предприятия. Важно помнить, что только системная работа с денежными потоками позволит добиться эффективной работы предприятия и не бояться, что у бизнеса возникнут проблемы неплатежей.

    ОПУБЛИКОВАНО 31.10.2018 года.

    ООО «БелШтойерн» оказывает комплекс консалтинговых услуг в сфере финансов, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права в Республике Беларусь, г. Минске и Минском районе.

    ООО «БелШтойерн» готова оказать квалифицированную консультационную помощь в случаях необходимости проверки финансового состояния собственного предприятия или Вашего белорусского контрагента. Мы готовы предложить комплексный анализ финансового состояния предприятия, его платежеспособности, налоговой и платежной дисциплины, состояния бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности. Работаем с предприятиями и индивидуальными предпринимателями г. Минска и Минского района.

    ООО «БелШтойерн» оказывает консультационные услуги по управленческому учету, финансовому анализу платежеспособности и убыточности, консультации по налогообложению и бухгалтерскому учету белорусских предприятий любой формы собственности и любых видов деятельности. Если Вы иностранный инвестор и ищете надежного профессионального финансового консультанта на белорусском рынке, то Вам следует обратиться именно к нам. Мы поможем Вам составить полную и объективную картину финансового состония белорусского предприятия с учетом национальных особенностей бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права. Звоните, пишите и мы Вам обязательно поможем. Мы работаем с предприятиями и индивидуальными предпринимателями г. Минск и Минский район.

    Первая ознакомительная консультация – БЕСПЛАТНО!

    ООО «БелШтойерн» предлагает бизнесменам и инвесторам, посещающим Республики Беларусь, услуги по ознакомлению с особенностями белорусского налогового законодательства, хозяйственного права, ведению бизнеса, поиска деловых партнеров в Беларуси. alex_asper@tut.by + 375 29 678 21 82 Александр

    "BelSteuern" Ltd. offers business visiting the Republic of Belarus to familiarize themselves with the peculiarities of the Belarusian tax legislation, business law, business management, and search for business partners in Belarus. alex_asper@tut.by + 375 29 678 21 82 Alexander

    "BelSteuern" Sp. Z oo oferuje biznesowym odwiedzającym Republikę Białorusi w celu zapoznania się ze specyfiką białoruskiego ustawodawstwa podatkowego, prawa gospodarczego, zarządzania biznesem oraz poszukiwania partnerów biznesowych na Białorusi. alex_asper@tut.by + 375 29 678 21 82 Alexander

    Copyright © 2014 - 2021 ООО "БелШтойерн".