Декабрь 2020 года, характеризовался подведением промежуточных итогов прошедшего года, и заявлениями властей о своих планах на 2021 год. При этом планы и намерения властей практически ничем не отличаются от проводимой государством на протяжении последних 26 лет экономической политики, а поэтому ничего хорошего белорусскому бизнесу и населению от наступившего года ждать не следует. Более подробно о планах властей на 2021 год и их возможных последствиях для бизнеса мы расскажем в разделе «Экономические маркеры». Вначале же рассмотрим, какие макроэкономические тенденции в декабре 2020 года наблюдались в изменении двух знаковых макроэкономических показателях: курс белорусского рубля и динамика валового внутреннего продукта (ВВП).
Курс белорусского рубля
В декабре 2020 года наблюдалась следующая динамика курсов иностранных валют. Так, стоимость 1 доллара США с 1 декабря 2020 года по 1 января 2021 года снизился с 2,587 до 2,579 белорусских рублей за 1 доллар США. Курс Евро за декабрь 2020 года увеличился с 3,099 до 3,168 белорусских рублей за 1 евро. Данное изменение свидетельствуют о продолжении целенаправленной политике Национального банка Республики Беларусь по «ручному регулированию» курса белорусского рубля в определенном стоимостном коридоре. Таким стоимостным коридором, как было отмечено нами в предыдущем мониторинге за ноябрь 2020 года, для доллара США был выбран диапазон от 2,50 до 2,70 белорусских рублей за 1 доллар США. Для Евро таким стоимостным коридором в декабре 2020 года был выбран диапазоном от 3,00 до 3,20 белорусских рублей за 1 Евро.
При этом, судя по последней декаде декабря 2020 года Национальному банку все сложнее удерживать курс в заданном стоимостном коридоре, поэтому не исключено сохранение данного расширенного стоимостного коридора и в январе 2021 года. Так, экономически обоснованным в январе 2021 года видится валютный коридор по доллару США в диапазоне от 2,50 до 2,70 белорусских рублей за 1 доллар США. Для Евро таким стоимостным коридором в январе 2021 году будет, скорее всего, выбран диапазон от 3,10 до 3,30 белорусских рублей за 1 Евро.
На продолжение политики «стоимостного коридора» и «ручного регулирования курсом белорусского рубля» в 2021 году указывают и основные показатели денежно-кредитной политики Беларуси на 2021 год, утвержденные указом от 22.12.2020 № 481. Так, властями заложена возможность сокращение золотовалютных резервом Беларуси за год более, чем на 1 миллиард долларов США до 6 млрд долларов США по состоянию на конец 2021 года. Данная сумма с учетом нового 1 миллиардного долларового кредита, который обещает дать Россия в 2021 году, позволят по мнению властей сохранить управляемое плавное снижение курса белорусского рубля в наступившем 2021 году.
На данные оптимистические планы правительства могут повлиять следующие факторы. Во-первых, это «фактор Байдена», а именно вступление 20 января 2020 года в должность нового Президента США. Именно от новой внешнеполитической и экономической политики США во многом зависит то, какие экономические санкции могут быть применены к Беларуси и то, как эти санкции могут повлиять на белорусскую экономику.
Во-вторых, на курс белорусского рубля в 2021 году будет оказывать существенное влияние макроэкономическая политика белорусских властей. Заявленные властями цели на 2021 год о росте доходов населения и минимальной инфляции в условиях неизменной макроэкономической политике и без учета макроэкономических процессов в мире являются заранее невыполнимыми, а значит могут существенно повлиять на курс белорусского рубля. В попытке рублевого стимулирования доходов населения власти могут существенно сократить его долларовый эквивалент в связи с девальвацией белорусского рубля.
В-третьих, на курс белорусского рубля в 2021 году будет оказывать существенное влияние и политическая ситуация в Беларуси. Так в наступившем году в стране планируется проведение Всебелорусского собрание, внесение изменений в Конституцию Республики Беларуси и проведение местных выборов. На основании августовских событий 2020 года можно сказать о том, что любые политические события в Беларуси оказывают существенное влияние на настроение населения и его доверие к власти и банковской системе. По состоянию на 1 декабря 2020 года депозиты населения, в том числе и валютные, составляли более 50% всех депозитов белорусской банковской системы. Поэтому повторение в любой форме летнего оттока вкладов населения из банковской системы не только существенно повлияет на курс белорусского рубля, но может спровоцировать существенные проблемы для белорусской банковской системы и экономики Беларуси в целом.
С учетом изложенных факторов на конец 2021 года курс доллара США может быть в диапазоне от 2,70 до 3,00 белорусских рублей за 1 доллар США. В свою очередь курс Евро может быть в диапазоне от 3,20 до 3,60 белорусских рублей за 1 доллар США. Исходя из данных прогнозов по существенной волатильности (изменчивости) курсов иностранных валют и должен строить свои планы белорусский бизнес на 2021 год.
Динамика ВВП
За январь-ноябрь 2020 года уровень ВВП составил 99,1% от уровня прошлого года, что на 0,3% выше уровня января-октября 2020 года. Данный прирост ВВП наблюдается на протяжении последних двух месяцев, что выглядит несколько странным на общемировом фоне снижения уровня ВВП. Белорусское «экономическое чудо» прироста ВВП можно объяснить двумя факторами.
Во-первых, белорусские государственные предприятия действительно увеличили выпуск продукции в натуральном выражении, что привело к номинальному росту ВВП. Особенностью белорусской статистики по ВВП является то, что ВВП в Беларуси считается не по факту продажи товаров (как во всем мире), а по факту их производства. В этой ситуации рост ВВП в белорусских реалиях может означать не рост продаж, а рост складских запасов. К сожалению, данную версию подтвердить цифрами невозможно, так как Национальный статистический комитет в последнее время перестал публиковать оперативные данные об остатках готовой продукции на складах, а значит невозможно оценить реальность прироста ВВП.
Во-вторых, прирост ВВП в белорусских реалиях может оказаться банальными приписками и недостоверными данными, которые передаются от нижестоящих организаций к вышестоящих. В условиях плановой советской экономической модели, которой придерживается белорусская власть на протяжении последних двух десятилетий основой экономики являются не реальные показатели, а плановые задания. Именно по результатам выполнения плановых показателей, а не по реальному состоянию экономики чиновники и власть оценивают благосостояние и уровень экономического развития в Беларуси. Власти знают проблему искажения государственной статистической отчетности в Беларуси и поэтому ввели уголовную ответственность за искажение статистических данных согласно статье 427 «Служебный подлог» с возможной мерой наказания до 3-х лет лишения свободы. При этом наличие уголовной ответственности не снижает риск приписок и обмана, так за невыполнение плановых заданий чиновника уволят сразу, а приписки могут и «не заметить».
С учетом изложенного не удивительны и планы властей на 2021 год о достижении роста ВВП на 101,8%. Именно такие плановые показатели заложены в указе от 22.12.2020 г. № 480. Если текущая экономическая политика в Беларуси не измениться, то рост ВВП в 2021 году в Беларуси может быть обеспечен тремя факторами: а) ростом складских запасов товаров; б) приписками и недостоверными статистическими данными; в) за счет инфляции, кода реальный уровень цен будет отличаться от официальной статистики, что позволит искусственно завысить уровень роста ВВП.
Если оценивать ВВП Беларуси объективно, например, по показателю поступлений в бюджет, то окажется, что поступления в республиканский бюджет за январь-ноябрь 2020 года составили 92,2% от аналогичного уровня 2019 года (с учетом инфляции). В свою очередь в отчисления в ФСЗН составили 104,6% от уровня прошлого года. То есть в то время, как общие доходы республиканского бюджета падают государство стимулирует экономически не обоснованный рост заработной платы для поддержания внутреннего спроса и роста ВВП.
Подтверждением данного тезиса является динамика поступлений по основным доходным источникам бюджета за 11 месяцев 2020 года с учетом инфляции. Так, поступления НДС составили 106,1%, акцизов 106,7%, поступления от внешнеэкономической деятельности 79,7%, а поступления налога на прибыль 68,4% от уровня прошлого года с учетом инфляции. То есть на фоне общемирового экономического кризиса (снижение поступлений от ВЭД) и ухудшения экономической эффективности работы белорусского бизнеса (снижение поступлений по налогу на прибыль) государство пытается стимулировать внутренний спрос на товары (рост поступлений по НДС и акцизам). Фактически государство стимулирует экономически не обоснованный рост за счет роста оплаты труда, что является основой для роста инфляции и курса иностранных валют (как основного источника сбережений для белорусов).
Если рост курса доллара США и курса Евро мы уже наблюдали в 2020 году, то рост инфляции мы, похоже, будем наблюдать уже в 2021 году. При этом все заявления властей по административному сдерживанию цен либо приведут к дефициту товаров либо будут сопровождаться скрытой инфляцией, когда цена на товар остается прежней, а масса товара уменьшается. При этом власти будут заявлять, что все с инфляцией в стране хорошо, так как рост цен на товары в одной торговой сети компенсируется акциями с дисконтом на похожий товар в другой торговой сети. То есть «в среднем по больнице температура одинаковая», а значит, инфляции нет, а ВВП и дальше в 2021 году будет расти методом искусственного стимулирования спроса или очередных приписок. Легче от этого белорусскому бизнесу вряд ли будет.
Экономические маркеры
В декабре 2020 года белорусскими чиновниками было сделано много заявлений по планируемому развитию Беларуси в ближайшие пять лет. Остановимся на наиболее значимых заявлениях с макроэкономической точки зрения.
Во-первых, 2 декабря 2020 года, выступая в парламенте, Р.А. Головченко анонсировал очередную попытку властей «переформатирования пенсионной системы». Не вдаваясь в подробности ожидаемой реформы, Р.А. Головченко сообщил о том, что планируется «максимально задействовать механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей». Что это может означать на практике?
Особенностью современной белорусской экономической модели является попытка властей контролировать, как можно больше денежных потоков в стране. В этой ситуации заявление органов власти о необходимости задействования механизма частных пенсионных обеспечений может означать, что государство будет пытаться создать новый государственный или полугосударственный (формально частный, но по сути государственный) пенсионный фонд.
В данном фонде планируется персонифицированное аккумулирование пенсионных отчислений граждан Беларуси, с целью возможного дальнейшего повышения пенсий за счет этих отчислений. Сомнительно, что государство откажется от существенного сокращения ставки отчислений в Фонд социальной защиты населения, который в настоящее время является дефицитным и дополнительно финансируемым из бюджета. Скорее всего, государство введет дополнительный «добровольный» процент отчислений в новый пенсионный фонд, который будет преподнесен, как благо для будущих белорусских пенсионеров.
При этом, судя по текущей макроэкономической ситуации, а также сложившейся практике государственного управления денежные средства нового пенсионного фонда, скорее всего, будут направлены на выплату текущих пенсий действующим пенсионерам или направление денег на финансирование государственных убыточных инвестиционных программ. Весьма сомнительно, чтобы государство направило средства нового пенсионного фонда за пределы Беларуси в эффективные инвестиционные проекты. В самой же Беларуси высокоэффективных инвестиционных проектов в последнее время не наблюдается.
Во-вторых, 7 декабря 2020 года, А.Г. Лукашенко провел совещание по экономическим вопросам, в том числе и по плану развития Беларуси на 2021 год. Среди всей массы заявлений следует остановиться на двух темах: недопущении роста цен и обеспечении роста доходов населения в 2021 году. Данные вопросы в условиях белорусской экономической модели на протяжении последних трех десятилетий имеют прямую связь.
Очевидно, что с целью снижения политической и социальной напряженности в обществе, государство помимо кнута запретов и наказаний в 2021 году будет вынуждено применить и пряник роста реальных доходов населения. В современной белорусской экономической модели не менее половины доходов населения в той или иной мере связано с государственным бюджетом. Здесь не только заработные платы бюджетников, но и пенсии государственных служащих, военных и милиционеров выплачиваемые из бюджета. Также здесь необходимо учитывать и заработные платы предприятий, которые получают льготы или дотации из бюджета, или те предприятия, которые напрямую работают с бюджетными организациями или органами государственного управления.
В ситуации стремительного роста дефицита бюджета, наблюдаемого в 2020 году, государство становится перед выбором: или сокращать расходы бюджета, или покрыть возникающий дефицит любыми способами. Сокращение расходов бюджета без проведения радикальных реформ и привлечения иностранных инвестиций однозначно приведет к стагнации и падению белорусской экономики, на что государство в лице А.Г. Лукашенко никогда не пойдет.
Следовательно, власти будут пытаться покрыть дефицит бюджета любыми способами. В ситуации ограничений по возможности внешних заимствований государство будет вынуждено покрывать дефицит бюджета за счет кредитов Национального банка Республики Беларусь, а это фактически эмиссия не обеспеченных ничем белорусских рублей. На практике эта операция проводилась белорусскими властями неоднократно и приводила к одним и тем же результатам – росту инфляции и девальвации белорусского рубля. Не будет исключений и при новой эмиссии 2021 года.
В этой ситуации заявление властей о необходимости установления контроля над ценами есть не что иное, как попытка психологически успокоить электорат, который поддерживает действующую власть. Любому здравомыслящему человеку понятно, что простое печатание необеспеченных белорусских рублей напрямую повлияет на рост инфляции. При этом административный запрет на рост цен приведет либо к дефициту товаров или к переформатированию рынка, когда приближенные к власти коммерческие структуры получат дополнительную прибыль, а остальные коммерческие структуры получат проверки и штрафы. Данные пессимистические перспективы необходимо учитывать белорусскому бизнесу при выработке своих бизнес-планов на 2021 год.
В-третьих, стоить обратить внимание на план выборочных проверок, который был размещен на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь 15 декабря 2020 года. Как и на протяжении последних двух лет власти в наступившем 2021 году продолжили практику сокращения плановых проверок. Так, например, в городе Минске в первом полугодии 2021 года налоговыми органами планируется проверить только 36 субъектов хозяйствования. Похоже, власти пошли по пути «успокоения бизнеса», отказавшись от массовых плановых проверок.
Это обстоятельство не значит, что Ваш бизнес не могут проверить в том же первом полугодии 2021 года. Так, законодательством предусмотрены возможности назначения внеплановых проверок в любое время, и для этого план выборочных проверок не помеха. Кроме того, в последние годы расширилась практика направления предписаний или справок-расчетов в адрес субъектов хозяйствования с предложения доплатить налоги по договорным отношениям с «лжепредпринимательскими структурами». При этом юридических и экономических обоснований того, почему данный субъект хозяйствования является лжепредпринимателем или на каком юридическом основании рассчитаны налоги, данные предписания, как правило, не содержат. Несмотря на это контролирующие органы зачастую доначисляют налоги по таким предписаниям и справкам-расчетам, пользуясь запуганностью и правовой безграмотностью белорусского бизнеса. В этой связи белорусскому бизнесу следует быть готовыми к возможным проверкам или предписания белорусских контролирующих органов в первом полугодии 2021 года.
В-четвертных, следует отметить два указа от 22 декабря 2020 года № 480 и 481, в которых расписаны экономические планы властей на 2021 год. Если оценивать данные планы кратко, то следует отметить, что власть в очередной раз пытается выдать желаемое за действительное. Так, помимо роста ВВП белорусские власти в предстоящем году планируют инфляцию в размере 5% при приросте рублевой денежной базы на 10-13%. Как сохранить уровень инфляции в размере 5% при приросте денежной массы (читай печатание новых необеспеченных белорусских денег) на 13% знают похоже только белорусские власти.
Кроме того, параметры бюджета на 2021 год рассчитывались с учетом среднегодового курса доллара США в размере 2,5678 белорусских рублей за 1 доллар США. Данный показатель уже неоднократно превышался на протяжении последних месяцев 2020 года и на 1 января 2021 года составил 2,5789, а значит с учетом роста девальвационных ожиданий в Беларуси бюджетные планы правительства по доходам и расходам на 2021 год выглядят заведомо нереальными и не выполнимым. Последнее означает, что 2021 год будет для белорусского бизнеса достаточно трудным – связанным с ростом налоговой нагрузки.
Обобщая изложенное, можно отметить, что прогнозы властей на 2021 год, озвученные в декабре 2020 года, вызывают скорее серьезную озабоченность, нежели оптимизм. Если существующая в Беларуси экономическая модель сохраниться и в 2021 году, а это скорее всего и будет, то белорусский бизнес и население ждут еще более сложные, нежели в 2020 году времена. Так, помимо короновируса в 2021 году белорусов будут ожить инфляция, рост курса белорусского рубля, новые запреты, приписки, ограничения, проверки и штрафы. Изменить данные пессимистические прогнозы может только радикальное изменение экономических методов управления в Беларуси, что при существующей власти вряд ли произойдет.
В этой связи для того, чтобы быть в курсе возможных белорусских экономических новаций, влияющих на работу Вашего бизнеса и принятия оптимальных бизнес-решений, следите за мониторингами макроэкономической ситуации в Беларуси, составленными экспертами ООО «БелШтойерн». Ближайший мониторинг макроэкономической ситуации в Беларуси за январь 2021 года, читайте на нашем сайте ООО «БелШтойерн» до 10 февраля 2021 года.
Если у Вас есть пожелания или рекомендации по включению в макроэкономический мониторинг иных показателей, или оценке иных экономических аспектов белорусской действительности, то можете обращаться на электронный адрес: alex_asper@mail.ru или по телефону + 375 29 6 782 182 (Александр). Ваши пожелания и рекомендации будут по возможности учтены в ближайшем мониторинге макроэкономической ситуации в Беларуси, составленном ООО «БелШтойерн».
Александр Жук, аудитор, директор ООО "БелШтойерн"
02 января 2021 года