Факторный анализ рисков в работе белорусского бизнеса в 2021 году
С весны 2020 года белорусский бизнес впервые столкнулся с глобальными экономическими проблемами и последствиями, вызванными мировыми экономическими ограничениями, обусловленными в свою очередь всемирной пандемией коронавируса. Характер и степень ограничений были настолько существенны, что для белорусского бизнеса весьма актуальным встал вопрос возможности факторного анализа, оценки и управления экономическими, политическими и иными рисками, возникающими в работе белорусского бизнеса. По мнению автора, в текущей макроэкономической и политической ситуации в Республике Беларусь можно выделить следующие риски, влияющие на работу белорусского бизнеса в 2021 году:
- политический риск;
- правовой риск;
- налоговый риск;
- валютный риск;
- внешнеэкономический риск;
- риск ликвидности;
- производственный риск;
- кадровый риск.
Данный список рисков не ограничен и для каждого конкретного субъекта хозяйствования может быть расширен и дополнен. При этом политический, правовой, налоговый, валютный и внешнеэкономический риск являются макроэкономическими, то есть зависят преимущественно от действия или бездействия существующей власти. В свою очередь риск ликвидности, производственный и кадровые риски являются микроэкономическими, то есть зависят преимущественно от действия или бездействия самого субъекта хозяйствования. Рассмотрим каждый из этих рисков по степени их возможного влияния на белорусский бизнес на примере макроэкономических и политических процессов, происходящих в Республике Беларусь и мире в 2021 году.
Политический риск
Начиная с лета 2020 года белорусский бизнес столкнулся с проблемой политической неопределенности, связанной с итогами президентских выборов, и выразившийся в различной его интерпретации со стороны различных слоев белорусского общества, международных структур и государств. Данная неоднозначная политическая ситуация ставит белорусский бизнес в ситуацию трудно прогнозируемой и неопределенной ситуации влияния политических процессов на бизнес-среду в стране. В современной ситуации белорусское государство (власть) зачастую оценивает бизнес не по его пользе для общества, а по его отношению к существующей в Республике Беларусь политической власти.
Так, бизнес, активно выражающий свое оппозиционное мнение по отношению к существующей власти подвержен более предвзятому и тщательному контролю со стороны государственных контролирующих органов. Фактически по словам А.Г. Лукашенко речь идет об «зачистке» или «вырезании» такого, «не угодного властям» бизнеса. При этом методы «зачистки» могут быть различными: проведение проверок, перерегистрация, возбуждение уголовных и административных дел, отмена льгот и начисление налогов и сборов задним числом, установление прямых запретов на определенные виды деятельности и так далее.
В свою очередь бизнес, который занимает нейтральную позицию, или бизнес, поддерживающий власть, на данном этапе менее контролируется со стороны властей, а в отдельных случаях даже напрямую поддерживается существующей властью. Но, что будет в ситуации, если политическая система в стране поменяется в результате конституционных преобразований или иных политических процессов. Как новая власть будет относится к нейтральному бизнесу или активным сторонникам существующей власти от бизнеса?
Данный вопрос совсем не праздный и должен учитываться всеми представителями белорусского бизнеса при составлении бизнес-планов на среднесрочную, а уж тем более и на долгосрочную перспективу. В этой ситуации белорусский бизнес должен понимать следующие аксиомы. Во-первых, при любых политических изменениях и катаклизмах происходят процессы передела рынков и бизнес-сфер влияния. Во-вторые, любые изменения и переделы рынков начинаются с наиболее простых и доходных сфер деятельности, связанных с первичными потребностями человека в питании, одежде, жилье, здоровье, развлечениях и так далее. А уже далее затрагивают в той или иной мере все сферы бизнеса.
В этой связи степень влияния политических рисков на каждое конкретное предприятие будет зависеть от того какую экономическую и социальную нишу конкретный бизнес занимает на рынке, и то насколько уникален и доходен данный бизнес для существующего белорусского рынка. Очевидно, что, например, импортировать товар из-за границы зачастую проще и доходнее, нежели организовать производство какого-либо товара в Беларуси. А уникальное кафе с авторской кухней куда более сложнее «скопировать» нежели сеть питания фаст-футом.
С учетом изложенного управление политическими рисками на конкретном предприятии необходимо оценивать через анализ уникальности и доходности вашего бизнеса для белорусского рынка, возможности его быстрого «клонирования» и раскрутки, а также через призму «вовлеченности» бизнеса в политические процессы, происходящие в Республике Беларусь. От учета вышеперечисленных факторов зависит «выживаемость» вашего бизнеса в ситуации реализуемых в настоящее время, а также возможных в обозримом будущем политических катаклизмов, и преобразований.
Правовой риск
Правовой риск является следующим по важности риском после политического, и непосредственно из политического риска и вытекает. Правовой риск можно разделить на две составные части: правовой риск текущего времени и правовой риск будущего времени.
Правовой риск текущего времени связан с теми правовыми актами, которые принимает существующая власти в ситуации сложившейся политической и экономической неопределенности. Речь, в частности, идет о тех нормативных актах, которые принимаются властью в целях поддержания собственной легитимности и стабильности, а также нормативные документы, которые нужны для экономической стабильности в государстве по мнению существующей власти. В качестве наглядного примера можно отметить указ от 30.03.2021 года № 128 «О применение специальных мер». Как данный указ будет реализован на практике и какие сферы белорусского бизнеса указ № 128 в итоге затронет в настоящее время непонятно или трудно прогнозируемо. Зато уже сейчас вполне очевидна политическая составляющая указа № 128, направленная на поддержание формальной легитимности и дееспособности существующей власти.
Правовой риск будущего времени связан с двумя аспектами. Во-первых, это возможности изменения законодательства со стороны действующей власти в ближайшем будущем. В этой части правовой риск будущего времени напрямую связан с развитием политической ситуации в Беларуси и его возможным влиянием на нормативные акты, принимаемые властями в экономической сфере.
Во-вторых, правовой риск будущего времени связан с возможными изменениями во власти и уже последующей оценке «новыми властями» ранее принятых нормативных документов. Речь в первую очередь идет о случаях государственной поддержки, продажи или приватизации государственного имущества и так далее. Правовые и экономическая последствия от новых нормативных документов и решений «новых властей» для отдельных категорий бизнеса могут быть весьма существенными и критичными для дальнейшей возможности ведения бизнеса.
С учетом изложенного управление правовыми рисками со стороны белорусского бизнеса должно базироваться на двух принципах. Во-первых, белорусский бизнес должен иметь в штате организации или на аутсорсинге (на договорных отношениях) специалистов, которые могут оказывать консультационные услуги в сфере права, экономического анализа, экономического консалтинга и так далее. Важным элементом этого консалтинга должна быть возможность оценки правовых и экономических последствий от принятия новых нормативных документов и возможность выработки предложений по минимизации данных последствий.
Во-вторых, белорусский бизнес всегда должен просчитывать для себя максимально худший вариант влияния нормативного документа на финансово-экономические результаты работы своего предприятия. Данный подход позволяет белорусскому бизнесу объективно оценить возможности осуществления деятельности в Беларуси в изменившихся правовых условиях, и возможность принятия решения о ликвидации своего бизнеса. Также такой «худший вариант» позволяет критически оценить и определить возможности и способы минимизации отрицательных последствий правовых рисков на результаты финансово-экономической деятельности предприятия.
Налоговый риск
Налоговый риск в последние годы становится все более существенным риском в работе белорусского бизнеса. Начиная с 2021 года существующие белорусские власти активизировали работу по отмене налоговых льгот и повышению налоговых ставок. В ситуации мирового экономического кризиса, связанного с эпидемией коронавируса, государство не захотело пойти по пути сокращения и оптимизации бюджетных расходов, а решило активизировать работу по привлечению дополнительных доходов в бюджет для поддержания существующей системы расходов государства. При этом судя по заявлениям высокопоставленных белорусских чиновников данная работа по отмене льгот и повышению налоговых ставок в 2022 году будет продолжена и станет более интенсивной.
Налоговый риск касается всех без исключения субъектов белорусского бизнеса и поэтому является одним из ключевых рисков ведения бизнеса в Республике Беларусь. В этой ситуации любой белорусский субъект хозяйствования должен уметь оценивать и управлять налоговыми рисками на своем предприятии.
Оценка налогового риска производится посредством по двум направлениям. Во-первых, необходимо оценивать вероятность проведения проверки на Вашем предприятии со стороны государственных контролирующих органов. Здесь определяющими факторами являются: а) политическая лояльность бизнеса к существующей власти; б) доходность бизнеса и наличие свободных денежных средств на счетах предприятия (бюджету нужны деньги, а такие субъекты предпринимательства «весьма удобный дополнительный источник поступлений в бюджет»); в) применимость к предприятию критериев риска, утвержденных Комитетом государственного контроля при выборе предприятий для плановых проверок. Данные факторы перечислены по степени их влияния на процедуру назначения проверок в современной экономической ситуации. При этом нужно понимать, что любая контрольная проверка в Беларуси непосредственно связана с доначислениями налогов и штрафных санкций в бюджет, а значит является дополнительной финансовой нагрузкой на белорусский бизнес.
Во-вторых, оценка налогового риска должна производится посредством анализа налоговой нагрузки предприятия и характера расчетов субъекта предпринимательства с бюджетом, то есть наличие или отсутствие задолженности по платежам в бюджет. Налоговая нагрузка характеризует долю денежных средств от выручки (доходов) белорусского субъекта предпринимательской деятельности, которую он обязан перечислить государству. Очевидно, что чем выше налоговая нагрузка, тем большее влияние изменение налогового законодательства оказывает на деятельность белорусского бизнеса, тем выше соответственно налоговый риск. При этом, если у предприятия есть задолженность по платежам в бюджет значит налоговый риск для предприятия весьма существенен и оказывает прямое влияние на результаты финансово-экономической деятельности предприятия.
Управление налоговыми рисками на предприятии также должно происходить в двух направлениях. Во-первых, необходимо контролировать факторы, которые перечислены выше, и которые влияют на процедуру назначения проверок белорусского субъекта хозяйствования. Необходимо по возможности минимизировать вероятность проведения проверки на Вашем предприятии. Во-вторых, необходимо рассчитывать и контролировать уровень налоговой нагрузки субъекта предпринимательства для того, чтобы учитывать степень и характер налогового риска на финансово-экономическую деятельность белорусского бизнеса. Управление налоговой нагрузкой возможно через процедуры налогового планирования, которые позволяют не только минимизировать влияние налогов на работу белорусского бизнеса, но и являются важным элементом управленческих процедур на предприятии. Налоговое планирование должно производиться только высококвалифицированными специалистами, так как сопряжено с возможными нарушениями налогового законодательства. Как правило таких узких специалистов на предприятии нет, и поэтому в этом случае лучше всего положиться на аутсорсинг.
Валютный риск
Валютные риск оказывают прямое влияние на субъектов хозяйствований, занимающихся внешнеэкономической деятельностью или заключающих договора, расчеты по которым привязаны к иностранной валюте. Именно на таких субъектов хозяйствования оказывает прямое влияние валютный риск, который в 2021 году состоит из двух элементов.
Во-первых, это резкое колебание курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам. В складывающейся в 2021 году в Беларуси макроэкономической ситуации наблюдается тенденция к скачкообразному постепенному обесценению белорусского рубля в течении года. Данная тенденция обесценения белорусского рубля означает, что белорусский бизнес должен анализировать и оценивать риски влияния обесценения белорусского рубля на финансово-экономические результаты работы своего субъекта предпринимательства в 2021 году. Такое влияние может быть как положительным, если предприятие является преимущественно экспортером (положительные курсовые разницы), или отрицательным, если предприятие является преимущественно импортером (отрицательные курсовые разницы).
Во-вторых, валютные риски 2021 года связаны с возможными и существующими ограничениями валютных операций, закрепленные в белорусском законодательстве. Так, например, в законодательстве Республики Беларусь о валютном контроле установлены возможности по установлению со стороны действующей власти временных (до 1 года) запретов на валютные операции или введение обязательной продажи валюты в случае наличия угроз экономической безопасности в Беларуси. Очевидно, что в современной макроэкономической ситуации наличие угроз экономической безопасности может трактоваться достаточно широко и непредсказуемо, а значит вероятность введения валютных ограничений в современной белорусской макроэкономической ситуации достаточно высока.
Управление валютными рисками состоит из анализа и оценки степени и характера влияния валютных рисков на финансово-экономическую деятельность субъекта предпринимательства. В ходе анализа обязательно оценивается доля внешнеэкономической деятельности в общем объеме выручки предприятия, наличие и структуру валютных активов и обязательств, степень влияния курсовых разниц на уровень налоговой нагрузки предприятия и так далее. При выработке мероприятий по управлению валютными рисками следует рассматривать не только желаемые, но и «наихудшие» варианты развития ситуации на валютном рынке Беларуси, для разработки наиболее оптимальной стратегии поведения бизнеса в ситуации возможных неопределенностей на белорусском валютном рынке.
Внешнеэкономический риск
Внешнеэкономический риск стал наиболее существенным в последние годы и напрямую оказывает влияние на белорусских субъектов хозяйствования, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. При этом косвенное влияние внешнеэкономический риск оказывает и на белорусских субъектов хозяйствования, которые напрямую не занимаются внешнеэкономической деятельностью, но при этом используют в своей деятельности импортные товары, материалы или оборудование.
В 2021 году внешнеэкономический риск связан с тремя факторами. Во-первых, это внешние внешнеэкономические ограничения, связанные с политическими факторами, и введением санкций иностранных государств по отношению к белорусским субъектам хозяйствования лояльным существующей власти. Во-вторых, это внутренние внешнеэкономические ограничения, связанные с политическими факторами, являющиеся контрсанкциями на внешние санкции, или введение санкций для белорусского бизнеса не лояльного существующей власти. В-третьих, это внешние внешнеэкономические ограничения, связанные с мировой пандемией коронавируса, и приведшие к сокращению и временному ограничению в межгосударственном перемещении товаров, работ и услуг в международной торговле.
Все вышеперечисленные факторы оказывают прямое влияние на белорусский бизнес, так как правило связаны с прямыми запретами на осуществления определенных видов деятельности или отдельных типов хозяйственных операций. Управление внешнеэкономическими рисками, связанными с запретами, должно происходить в двух направлениях.
Во-первых, субъект хозяйствования должен предпринять все возможные меры по снятию причин повлекших наложение ограничений на данный белорусский бизнес или данный вид деятельности. В качестве возможных вариантов решения может рассматриваться смена видов деятельности или регистрация новых субъектов хозяйствования. Во-вторых, если первый вариант управления внешнеэкономическим риском оказался не реализуемым или экономически не целесообразным к реализации, то необходимо выработать новую бизнес-стратегию поведения с учетом введенных внешнеэкономических ограничений или принять решение о ликвидации (или «заморозки» на неопределенный период) данного направления бизнеса.
Риск ликвидности
Риск ликвидности является важным показателем финансовой устойчивости в работе белорусского бизнеса и оценивается через показатели (коэффициенты) платежеспособности и ликвидности. В макроэкономической ситуации 2021 года можно выделить три фактора влияющие на риск ликвидности белорусского бизнеса.
Во-первых, это рост дебиторской и кредиторской задолженности предприятия, а следовательно риск неплатежей. Данный фактор непосредственно связан с процедурой заключения договоров на предприятии, выработанной маркетинговой политикой и системой контроля над платежами, организованной на предприятии. Наличие существенной суммы дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии является показателем неэффективного менеджмента и особенно остро возникает в периоды экономического кризиса или неопределенности. Фактически предприятие может столкнуться с проблемой отсутствия оборотных средств (денег на счетах предприятия), а значит возникнет вопрос о возможности осуществления деятельности предприятия в ближайшей перспективе.
Во-вторых, это доля и структура собственных средств предприятия. Собственные средства предприятия важно оценивать и анализировать не только через призму их количества (3 раздел баланса), но и по структуре, то есть в сопоставлении с активами. То есть важным является не только факт наличия собственных средств предприятия, например, в нераспределенной прибыли прошлых лет, но и то в каких активах эти собственные средства размещены. При этом в складывающейся в 2021 году в Беларуси макроэкономической ситуации наиболее приемлемым является ситуация размещения активов в наиболее ликвидной форме (деньги), так как это расширяет возможности маневренности в выборе бизнес-стратегий поведения в случаи возникновения различных вышеописанных рисков. В противном случае при размещении собственных средств в низко ликвидных активах, как-то готовая продукция, основные средства, производственные запасы маневренность бизнеса существенно ограничивается.
В-третьих, важным фактором является анализ характера и доли заемных (кредитных) средств, используемых субъектами предпринимательской деятельности в своем бизнесе. В ситуации усиливающихся инфляционных ожиданий увеличивается и риск удорожания заемных (кредитных) средств, используемых белорусским бизнесом. Соответственно требует постоянно пересмотра вопрос эффективности и целесообразности в использовании заемных средств на предприятии.
Управление рисками ликвидности белорусского бизнеса должно строиться на ежеквартальном анализе показателей ликвидности (платежеспособности). При этом перечень и количество данных показателей для различных сфер бизнеса может быть различным. Важным обстоятельством является не сам факт анализа показателей ликвидности (платежеспособности), а оценка факторов, повлиявших на их изменение, и выработка мероприятий, направленных на повышение ликвидности (платежеспособности) белорусского субъекта хозяйствования. Последнее обстоятельство является важным условием «выживания» белорусского бизнеса в складывающихся политических и макроэкономических условиях.
Производственный риск
Производственный риск связан с введением властями определенных временных или постоянных ограничений и запретов на занятия определенными видами деятельности. Наиболее ярко производственный риск реализовался в странах Европейского союза, которые ввели временный запрет на занятие определенными видами деятельности, например, в сфере туризма, развлечения, розничной торговли и общественного питания и так далее.
В Беларуси в современных условиях производственный риск приобрел (в отличии от стран Европейского союза) специфическую форму, обусловленную как влиянием внешних запретов (например, в сфере туризма), так и внутренними ограничениями (например, временные отключения интернета на определенной территории в определенный период времени, или заказные контрольные проверки нелояльного действующей власти бизнеса). В любом случае белорусский бизнес столкнулся с двойным производственным риском, обусловленным как внешними медицинскими (коронавирусными) ограничениями, так и внутренними политическими ограничениями. Данная двоякость требует от белорусского бизнеса учета множества фактором и обстоятельств, влияющих на производственный риск.
Управление производственным риском состоит из нескольких этапов. Во-первых, необходимо оценить существенность и длительность производственных рисков для предприятия. То есть необходимо оценить затрагивают ли ограничения весь бизнес или только некоторые виды деятельности, а также оценить временной период, на который введены данные ограничения.
Во-вторых, необходимо оценить размер и характер затрат, которые будет нести бизнес в период введенных производственных ограничений. При этом учитываются как постоянные, так и возможные переменные затраты бизнеса.
В-третьих, необходимо сопоставить имеющиеся у бизнеса собственные средства (оценить ликвидность предприятия) с теми затратами, которые понесет бизнес в период введенных производственных ограничений.
В-четвертых, определить целесообразность и форму сохранения бизнеса в период введенных производственных ограничений, определить стратегию поведения бизнеса в ситуации возникновения производственных рисков.
Кадровый риск
Кадровый риск существенно повысился в Беларуси, начиная с лета 2020 года, с момента существенной эмиграции высококвалифицированных белорусских специалистов за пределы белорусского государства. Фактически белорусский бизнес сталкивается с проблемой дефицита высококвалифицированной рабочей силы и повышением стоимости на высококвалифицированный труд. В сложившейся макроэкономической и политической ситуации белорусский бизнес может в ближайшем будущем столкнуться с ситуацией, когда «достигать поставленных бизнес-планом целей будет не кому». Особенно актуален данный вопрос для сфер бизнеса, в которых именно кадры являются основным производственным ресурсом.
Управление кадровым риском в современной ситуации может быть произведено двумя способами. Во-первых, субъект предпринимательства может изменить организационную структуру производственного процесса, например, переведя работников на удаленный режим работы, что позволяет расширить территорию поиска рабочей силы (в отдельных случаях работник может работать даже из-за пределов Республики Беларусь).
Во-вторых, субъект предпринимательства может перевести часть производственных или управленческих элементов на аутсорсинг. Так, на аутсорсинге могут быть, как часть производственных процессов (например, сборка отдельных узлов или элементов изделия), так и часть управленческих процессов (маркетинг, бухгалтерский учет, финансовый анализ). Применение аутсорсинга повышает требования к системе внутреннего или внешнего (аудиторы) контроля, используемым белорусским субъектом хозяйствования, иначе аутсорсинг может принести бизнесу больше вреда нежели пользы.
В заключении отметим, что факторный анализ рисков ведения бизнеса в Республики Беларусь является желательным, а иногда (например, при сложном финансовом положении) и необходимым условием успешности, стабильности и долгосрочности ведения бизнеса в нашей стране. При этом перечень рисков и характер их влияния для каждого конкретного субъекта хозяйствования различное и зависит от особенностей видов деятельности бизнеса и его масштабов, и определяется специалистом, который может оказывать услуги по факторному анализу рисков ведения бизнеса в Беларуси.
ООО «БелШтойерн» оказывает услуги по анализу и оценке рисков, а также выработке мероприятий по управлению рисками, влияющими на работу Вашего бизнеса. Стоимость консультационной услуги договорная, эксклюзивная для каждого бизнеса. Заказать консультационную услугу по факторному анализу рисков, влияющих на работу Вашего бизнеса можно по телефонам:
+ 375 29 678 21 82 (А1)
+ 375 29 254 89 15 (МТС)
Александр Жук
07 апреля 2021 года.