+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

ООО «БелШтойерн» предлагает актуальные комментарии и аналитические обзоры по налоговому и экономическому законодательству Республики Беларусь.

Больше наших публикаций Вы можете прочитать на информационно портале belrynok.by по следующей ссылке

Как самому оценить работу главного бухгалтера?

Зачастую в работе белорусского бизнеса возникают ситуации, когда директор предприятия или его собственник не может найти общий язык с главным бухгалтером или у него возникают сомнения в компетентности главного бухгалтера. По каким критерия можно определить, что главный бухгалтер работает плохо? Как проверить работу главного бухгалтера самостоятельно, без внешней помощи? На практике есть несколько простых способов проверки работы главного бухгалтера.

Критерии оценки работы главного бухгалтера

При оценке работы главного бухгалтера необходимо выделять два качества, влияющие на эффективность его работы. Это профессиональные и человеческие качества главного бухгалтера. Исходя из этого на практике можно выделить четыре категории главных бухгалтеров.

Первая категория главных бухгалтеров - это идеальные бухгалтера которые обладают хорошими профессиональными и человеческими качествами. К хорошим профессиональным качествам относятся знания главного бухгалтера, умение работать без ошиобок. В свою очередь к хорошим человеческим качествам главного бухгалтера относится умение найти общий язык с коллективом, руководством и собственником предприятия, а также умение признавать свои ошибки, подсказывать и предупреждать руководителя о возможных сложностях и проблемах при ведении бизнеса. Сразу же следует отметить, что вероятность встретить хорошего бухгалтера на практике составляет не более, а зачастую и с вероятностью существенно менее 25%.

Вторая категория главных бухгалтеров с не высокими професииональными качествами, но с хорошими человеческими качествами, как правило встречается среди молодых специалистов или людей перешедших в сферу бухгалтерии из смежных отраслей (экономисты, юристы и так далее). Для данной категорий главных бухгалтеров характерно не всегда хорошее знание бухгалтерского учета и законодательства, но обычно всегда хорошее стремление к новым знаниям, обучаемость, хороший контакт с работниками и руководителями, готовность понимать и исправлять свои профессиональные ошибки. Данная категория бухгалтеров составляет основу для дальнейшего роста первой категории бухгалтеров в случае если им оказать своевременную квалифицированную професииональную поддержку со стороны аудиторов или более опытных главных бухгалтеров.

Третья категория главных бухгалтеров с высокими профессиональными качествами, но с не очень хорошими деловыми качествами составляют, как правило, главные бухгалтера имеющие большой опыт работы. Со временем данные бухгалтера начинают переоценивать свою значимость для предприятия. Такие главные бухгалтера считают, что они всё знают и всё умеют и поэтому они имеют право на пренебрежительное отношение к руководству или сотрудникам предприятия. Со временем данная категория главных бухгалтеров может стать существенной обузой для предприятия, фактически предприятия может быть в "заложниках" у такого главного бухгалтера, который всё знает и при случае может "парализовать" работу предприятия или существенно навредить его работе, если этому главному бухгалтеру что-либо не понравиться или его захотят уволить.

Четвертая категория главных бухгалтеров с низкими профессиональными и человеческими качествами является наиболее опасной для предприятия категорией главных бухгалтеров. В данную группу главных бухгалтеров можно отнести представителей второй категории главных бухгалтеров, которые не только не сумели развить свои профессиональные качества, но и потеряли интерес к профессиональному росту, посчитав, что они и так уже всё знают. По факту у таких бухгалтеров происходит и потеря хороших человеческих качеств. Также к этой группе можно отнести и представителей третьей категории главных бухгалтеров, которые из-за завышенной самооценки перестали расти профессионального, а значит и утратили свои знания в сфере бухгалтерского и налогового учета.

Опасность таких главных бухгалтеров состоит не только в том, что имея низкий профессиональный уровнь они допускают существенные ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, которые могут привести к банкротству предприятия, но и в том, что они могут шантажировать руководство предприятия в случае, если оно захочет с ними расстаться. В этой ситуации необходимо помнить, что хотя главный бухгалтер и является главным союзником и помощником директора при организации налогового и бухгалтерского учета, но в то же время у руководства всегда должна быть конфедициальная информация, которая недоступна для главного бухгалтера. Главный бухгалтер не должен знать "всю поднаготную" предприятия иначе предприятие может оказаться в заложниках у недобросовестного главного бухгалтера. Необходимо помнить, что по негласной статистике до 90% нарушений на предприятии находятся контролерами после "слива информации" от бывших работников предприятия или иных недоброжелателей.

Вероятность встретить каждую из вышеперечисленных категорий главный бухгалтеров на практике составляет в среднем 25%. Поэтому после того, как вы приоблизительно оцените профессиональные и человеческие качества своего главного бухгалтера, то сможете самостоятельно понять следует ли вам его менять или нет. А может быть стоит поменять отношение к главному бухгалтеру или повысить ему заработную плату и тогда его человеческие качества улучшаться, а научить бухгалтерскому учету можно всегда, было бы желание у самого главного бухгалтера. Важно помнить, что пытаясь поменять главного бухгалтера мы всегда можем натолкнуться на более худший вариант, поэтому с вопросом замены главного бухгалтера никогда не нужно спешить.

Как самому проверить работу бухгалтера?

Самостоятельная проверка работы главного бухгалтера тоже должна проводиться по двум критериям: профессиональным и человеческим. Как это сделать, если у директора нет квалификации психолога или бухгалтера? Остановимся на нескольких примерах, которые заставляют задуматься о необходимости или возможности дальнейшего сотрудничества с данным главным бухгалтером.

В качестве первого примера человеческих качеств главного бухгалтера следует рассмотреть характер его общения с руководством и сотрудниками предприятия. Готов ли главный бухгалтер к спокойному и профессиональному обсуждению с сотрудниками предприятия по тем вопросам, которые касаются его компетенции или всегда ссылается на свою занятость и глупость людей (работников предприятия) с которыми главный бухгалтер общается? Подсказывает ли главный бухгалтер руководству и сотрудникам предприятия в ситуациях, когда необходимо его профессиональное суждение и мнение? Каким образом главный бухгатер реагирует на вопросы и просьбы со стороны руководства и сотрудников предприятия? От ответов на эти вопросы можно говорить о человеческих качествах главного бухгалтера.

В качестве второго примера человеческих качеств главного бухглатера следует рассматривать его отношение к ошибкам и замечаниям в свой адрес. От того, как главный бухгалтер воспринимает и исправляет свои ошибки зависит его отношение к работе и окружающим людям, его обучаемость и возможность в его профессиональном росте. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но никогда не исправляется тот, кто не может понять и правильно оценить свои ошибки и недочеты, кто не готов слушать критику в свой адрес.

К первому примеру проверки профессиональных качеств главного бухгалтера следует отнести анализ формируемой главным бухгалтером бухгалтерской отчетности. Самым простым способом является анализ оборотно-сальдовой ведомости предприятия, сформированной в программе 1С Бухгалтерия за любой отчетный период (месяц или квартал). Если в данной оборотно- сальдовой ведомости сформированной по всем счетам бухгалтерского учета присутсвуют отрицательные значения в столбцах сальдо на начало или конец периода по дебету или по кредиту, то к профессионализму главного бухгалтера есть вопросы. От того, каким образом он ответит на эти вопросы зависит его профессиональная компетентность.

В качестве второго примера профессионализма главного бухгалтера можно отметить, то насколько часто главный бухгалтер подает уточненные налоговые декларации. Во-первых профессиональный главный бухгалтер знает, что в соответствии с пунктом 8 статьи 63 Налогового кодекса Республики Беларусь, уточненные налоговые декларации по налогам исчисляемым нарастающим итогом (НДС, налог на прибыль, налог на упрощенную систему налогообложения) в течении года не продоставляются, а уточнения в декларацию вносятся в следующем отчетном периоде. Уточненные налоговые декларации предоставляются только по налогам, которые исчисляются без нарастающего итога (налог на недвижимость, налог на землю), и по прошлым налоговым периодам (прошлым годам).

Во-вторых, профессиональный главный бухгалтер знает, что в соответствии с пукнтом 5.4 Декрета Президента Республики Беларусь № 7 от 23 ноября 2017 года "О развитии предпринимательства" налоговые органы не могут предъявить требования о взыскании налогов, если "требование об их уплате не предъявлено в течении пяти лет со дня истечения срока уплаты". Исключение составляют случае, когда предприятие подает уточненные налоговые декларации за более ранние налоговые периоды (за более ранние годы).

На практике это означает, что в случае если предприятие не подает уточненных годовых налоговых деклараций (налоговых деклараций за налоговый период), то проверка правильности исчисления налогов данным предприятием проводится налоговыми инспекциями за период не более 5-ти последних лет, перед датой назначения проверки. Пяти летний срок налоговой проверки установлен и пунктом 16 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". В этой связи профессиональный бухгалтер организовывает налоговый и бухгалтеркий учет таким образом, чтобы исключить подачу уточенных налоговых деклараций за прошлые налоговые периоды (прошлые годы), чтобы искусственно не увеличивать законодательно возможный срок налоговой проверки.

В заключении отметим, что если главные бухгалтера меняются на предприятии чаще, чем 1 раз в 2 года, то это свидетельствует о двух факторах. Во-первых, руководство предприятия не умеет подбирать главных бухгалтеров. Во-вторых, руководство не умеет общаться с главными бухгалтерами или не может создать комфортных условий для их работы.

В течении первых двух лет работы главный бухгалтер не только осваивает особенности работы предприятия, но и пытается наладить контакт с руководством и работниками предприятия. Если удается наладить хорошее взаимодействие с главным бухгалтером в течении этих первых 2-х лет работы, то весьма велика вероятность того, что данный главный бухгалтер станет профессиональным и человечным специалистам, который принесет много пользы данному бизнесу. В противном случае предприятие может оказаться в замкнутом кольце постоянного поиска главного бухгалтера, который на практике, как правило, приводит к банкротству данного предприятия, если своевременно не принять должных мер.

Если у Вас возникнут вопросы или сомнения по работе главного бухгалтера, то вы можете заказать в ООО "БелШтойерн" экспресс-тест оценки бухгалтерского учета и работы главного бухгалтера на предприятии, консультационную помощь в подборе главного бухгалтера, консультационную помощь в правильной организации работы с главным бухгалтером. Стоимость услуг - ДОГОВОРНАЯ, приемлемая.

Мы готовы работать с выездом на предприятия в г. Минске и Минском районе или готовы общаться в нашем офисе г. Минск ул. Артиллеристов д. 8 корпус 3 комната 3.

Если Вас заинтересовало наше предложение, то Вы можете обращаться к нам по телефонам.

+ 375 29 678 21 82 (ВЕЛКОМ) + 375 29 254 89 15 (МТС) или пишите alex_asper@mail.ru Александр Жук, директор ООО "БелШтойерн"

22.11.2018 года

Почему именно к Вам пришло требование налоговой о предоставлении декларации "О доходах и имуществе"?

Почему налоговые инспекции направляют требования о предоставлении деклараций о доходах и имуществе одним и не направляют другим? Чтобы это понять необходимо знать механизм работы налоговых органов с базами данным физических лиц.

Как выбирается объект проверки?

Определение конкретного физического лица которому будет направлено требования о предоставлении декларации о доходах и имуществе это многоступенчатый процесс. Во-первых, налоговый инспектор должен определить категорию физических лиц по которым будет проводиться проверка. Такими критериеями могут быть, например, включение человека в список тунеядцев согласно Декрета Президента от 02 апреля 2015 года № 3. Либо проверке могут подвергаться физические лица по которым получены сведения от сторонних источников (соседи, коллеги по работе, акты проверок и так далее). Во-вторых, налоговый инспектор должен собрать всю информацию по тому физическому лицу, по которому проводиться проверка. Это запрос по месту работы о доходах, это база данных БРТИ о покупке и продаже недвижимости, это база данных ГАИ о купле и продаже автомобилей, это база данных таможенных органов о декларировании ввоза физическим лицом товаров в Беларусь и другие оперативные источники. В-третьих, на основании полученных данных составляется предварительный расчет расходов и доходов за 10 лет с определением превышения расходов над доходами. Если суммы превышения расходов над доходами составляют более 10 000 (десяти тысяч) белорусских рублей, то физическому лицу может быть направлено требование о предоставлении декларации о доходах и имуществе. Данный размер не является правилом, а лишь складывающейся в настоящее время правоприменительной практикой. В моей практике требование о предоставлении декларации о доходах и имуществе затребовалось когда превышение доходов над расходами физического лица составляло 20 000 белорусских рублей и более.

Что делать если Вам прислали требование налоговой инспекции о предоставлении декларации о доходах и имуществе

При получении требования налоговой о предоставлении декларации о доходах и имуществе необходимо соблюдать следующий алгоритм действий. Во-первых, не нужно нервничать, паниковать и чего-либо бояться. Требование о предоставлении декларации о доходах и имуществе - это не обвинение Вас в нарушении налогового законодательства, а требования дать пояснения по той информации, которая есть у налоговых органов. Фактически налоговые органы просят вас пояснить почему ваши расходы превышают доходы, и где вы взяли деньги на покупку своего имущества. В лучшем случае вы сможете все объяснить и налоговая претензий к Вам не предъявит, а в худшем случае Вам придется доплатить подоходный налог и все. Во-вторых, необходимо собрать всю имеющуюся у Вас информацию о доходах. К доходам относятся не только заработная плата, но и старые сбережения, подарки близких родственников и так далее. При этом к декларации могут даваться пояснения и о доходах старше 10 лет и это налоговая инспекция должна доказывать, что это невозможно, а не Вы. В любых спорах с налоговыми органами необходимо четко и уверенно отстаивать и доказывать свою позицию иначе придется платить дополнительный подоходный налог в бюджет. В-третьих, если вы не уверены в своих действиях то обратитесь к консультантам или аудиторам, которые специализируются на этих вопросах и которые помоогут вам правильно заполнить декларацию о доходах и имущества и правильно ответить на все вопросы налоговых органов.

Если у Вас возникнут вопросы по заполению декларации о доходах и имуществе на основании требования налоговой инспекции то Вы можете обратиться по телефонам.

+ 375 29 678 21 82 (ВЕЛКОМ) + 375 29 254 89 15 (МТС) или пишите alex_asper@mail.ru

Александр Жук

14.10.2018 года

Как правильно задекларировать доходы

Принятие 9 января 2017 года новой редакции Закона Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» (далее – Закон о декларировании) изменило подходы налоговых органов к контролю над доходами белорусов. С помощью новой редакции Закона о декларировании налоговые органы получили возможность требовать у физических лиц не только декларации о доходах и имуществе, но и получать пояснения об источниках и размерах этих доходов и расходов. Указанные законодательные новации требуют от белорусских граждан изменить походы к учету собственных доходов и расходов. В противном случае белорусам придется доплачивать подоходный налог на всю сумму выявленных налоговыми органами расхождений. Чтобы этого избежать необходимо, знать и помнить следующие особенности правоприменительной практика Закона о декларировании.

Что требует налоговая

Направление требований о предоставлении декларации о доходах и имуществе (далее – требование) является новацией белорусского налогового законодательства в контроле над уплатой гражданам Беларуси подоходного налога. Суть новации заключается в том, что налоговые органы перешли от контроля над доходами к контролю над расходами физических лиц. Теперь контролируется не то, сколько человек заработал, а то, как человек деньги потратил. А точнее, откуда человек взял деньги на эти расходы. Исходя из этого, строится и перечень документов, которые направляются налоговыми органами в адрес физических лиц. Так, помимо требования налоговая инспекция составляет предварительный расчет доходов и расходов гражданина (далее – предварительный расчет) по годам. Как правило, речь идет о 10 летнем периоде. Именно предварительный расчет, а точнее расхождение в доходах и расходах отраженное в нем, и является основой для составления требования. При этом в разделе о доходах, как правило, отражаются полученные налоговой инспекцией сведения только с основного места работы о заработной плате физического лица. О других доходах обычно в предварительном расчете ничего не указывается. В разделе о расходах указываются помесячные суммы бюджета прожиточного минимума – сумма, которая, по мнению налоговых органов, необходима человеку в месяц на проживание. Кроме того, в расходах указываются иные расходы физического лица, о которых имеется информация у налоговых органов. На практике речь идет о четырех источниках получения информации для раздела о расходах физического лица. Во-первых, это сведения из базы данных ГАИ о регистрации автомобиля или иного транспортного средства на физическое лицо. Во-вторых, это сведения из базы данных БРТИ о регистрации недвижимого имущества (квартиры, дачи и так далее) на физическое лицо. В-третьих, это сведения из базы данных таможенных органов о декларировании физическими лицами имущества и товаров при ввозе их на территорию Республики Беларусь. В-четвертых, это прочие источники информации. Например, это данные полученные в ходе проверок или оперативного сбора информации о предоставленных физическими лицами в пользу предприятий и индивидуальных предпринимателей займов. Или данные о вкладах физических лиц в банках, или сведения о покупке физическими лицами доли в уставном фонде предприятий и так далее.

Как пояснить свои расходы

Вышеперечисленные особенности в составлении требования и являются основой для подготовки декларации о доходах и имуществе и пояснений для налоговых органов. При этом важно учитывать следующие особенности требования. Во-первых, необходимо посмотреть за какой период налоговая инспекция требует предоставить декларацию о доходах и имуществе. Например, на практике возможна ситуация, когда превышения расходов над доходами и расходами отмечено в предварительном расчете за 2015 год, а декларацию о доходах и имуществе требуется предоставить только за 2017 и 2018 год. Почему так происходит? На практике возможны два варианта. Либо была допущена техническая ошибка при составлении требования. Либо налоговая инспекция пытается получить непосредственно от физического лица информацию обо всем его имуществе и доходах. Это информация в дальнейшем используется налоговыми органами для предъявления физическому лицу нового требования с уточенным перечнем возможных расходов и доходов. В этой связи необходимо представить в налоговую инспекцию декларацию о доходах и имущества именно за тот период, который указан в требовании. При этом если период расхождений между доходами и расходами не попал в налоговое требование, то значит, налоговая инспекция будет дополнительно запрашивать декларацию о доходах и имуществе и пояснения по ней, но уже с учетом ранее предоставленной декларации. Во-вторых, при составлении декларации о доходах и имуществе необходимо учитывать все доходы, которые получило физическое лицо. На практике в предварительном расчете указываются данные только по основному месту работы, и не учитываются данные из прочих источников. Например, оплата труда не по основному месту работы, доходы от продажи имущества, гонорары, пособия и так далее. Помимо непосредственно доходов, связанных с оплатой труда, в декларацию о доходах и имуществе может включаться и финансовая помощь, подарки, денежные переводы от близких и дальних родственников. При этом необходимо учитывать особенности Налогового кодекса, согласно которому только подарки и денежная помощь от близких родственников не облагается подоходным налогом. К близким родственникам относятся родители, дети, супруги, родные братья и сестры, внуки, дед, бабка, усыновители и усыновленные. Финансовая помощь и подарки от прочих физических лиц может облагаться подоходным налогам согласно Налоговому кодексу. Это необходимо знать при составлении декларации о доходах и имуществе. Кроме того, необходимо знать, что любые данные о подарках и финансовой помощи от других лиц будут перепроверяться налоговыми органами. Поэтому необходимо, чтобы дарители могли подтвердить свои подарки в пользу физического лица составляющего декларацию о доходах и имуществе. В-третьих, необходимо помнить, что статьей 11 Закона о декларировании определено, что: «В случае, если заявленные физическим лицом доходы, за счет которых были произведены расходы, получены в период, превышающий десять полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом направлено физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе, сопоставление сумм расходов и доходов такого физического лица проводится налоговым органом также за период, начиная с года, в котором получены такие доходы». Суть данной нормы законодательства в следующем. Если физическое лицо заявило о том, что доходы, о которых сомневается налоговая инспекция, были заработаны ранее 10 летнего периода, по которому составлен предварительный расчет, то невозможность этого должна доказывать налоговая инспекция, а не само физическое лицо. То есть рассуждения некоторых контролеров о том, что «все заработное при Советском Союзе «сгорело»» или «вы не могли заработать столько денег ранее» должны быть не голословными, а документально подтвержденными предварительными расчетами налоговых органов. Без документально обоснованных расчетов налоговая инспекция не имеет права утверждать о незаконности доходов физического лица. Именно это и закреплено в статье 11 Закона о декларировании. Поэтому у физического лица всегда есть возможность ссылаться на то, что часть доходов была заработана или была получена в форме подарка в периоды превышающий 10 летний период. Важно при этом помнить, что данная информация может быть перепроверена налоговыми органами, а значит, она должна быть максимально реалистичной и по возможности документально подтвержденной.

Обобщая изложенное отметим, что получив требование налоговой о предоставлении декларации о доходах и имуществе, не следует паниковать. Само требование не является доказательством вашей вины в неуплате подоходного налога, а свидетельствует лишь о том, что у налоговой инспекции есть информация, которую она должна перепроверить. Развеять сомнения налоговой инспекции можно двумя способами. Во-первых, можно самостоятельно изучить законодательство и предоставить аргументированную декларацию со всеми требуемыми пояснениями. Во-вторых, можно обратиться к консультантам, которые помогут вам разобраться в хитросплетениях белорусского налогового законодательства, а также правильно заполнят декларацию о доходах и имуществе с соответствующими пояснениями. Выбор способа подготовки ответа для налоговой инспекции каждый выбирает сам. Важно быть уверенным в своей правоте и подготовить юридически и документально обоснованный ответ о своих доходах и расходах за обозначенный налоговой инспекцией период.

Азбука налоговой оптимизации: НДС

Налоговая оптимизация НДС является сложным и многоступенчатым процессом, который учитывает много факторов. В данной публикации будет рассказано о возможностях налоговой оптимизации НДС, связанных с внешнеэкономической деятельностью, налоговыми вычетами и договорными отношениями.

Электронный счет-фактура по НДС

Важным элементом в налоговой оптимизации НДС является возможность управления налоговыми вычетами, которые напрямую влияют на сумму начисленного к уплате налога. Введение с 1 января 2017 года обязательной электронной формы счетов-фактур по НДС изменило подходы к налоговой оптимизации НДС с помощью налоговых вычетов. Многие, в том числе и налоговые инспектора, считают, что введение обязательного оформления электронных счетов-фактур по НДС полностью исключает возможность налоговой оптимизации НДС с помощью налоговых вычетов. Именно этим объясняется изменение подходов налоговых органов к проведению контроля над НДС. Так, например, с 2018 года не будут проводится выездные проверки обоснованности возврата НДС из бюджета, так как электронные счета-фактуры, по мнению налоговых органов, исключают возможности незаконного возврата НДС из бюджета. Но введение электронных счетов-фактур по НДС не исключает возможности налоговой оптимизации НДС, а лишь изменяют подходы к его проведению. Электронные счета-фактуры по НДС существенно ограничивают примитивные незаконные схемы налоговой оптимизации НДС посредством использования лжепредпринимательских структур. При этом никоим образом не затрагиваются возможности “интеллектуального налогового планирования” основанного на выработке законных схем налоговой оптимизации не противоречащих законодательству. Основой налоговой оптимизации в условиях применения электронных счетов-фаткур по НДС является экономический расчет и знание особенностей налогового законодательства, в совокупности со знанием особенностей налогового контроля. Последнее и определяет новации в налоговом планировании НДС в условиях электронных счетов-фактур по НДС. Введение электронных счетов-фактур по НДС изменило систему налогового контроля. Так, для того, чтобы принять НДС к вычету электронный счет-фактура должне быть составлен продавцом и подписан покупателем. Фактически речь идет о тройном налоговогом контроле НДС, так как помимо продавца и покупателя электронный счет-фактура контролируется в онлайн режиме и налоговым инспектором. При этом сразу же отметим, что налоговый контроль со стороны налогового инспектора скорее формальный, нежели реальный. Так, во-первых, налоговые инспектора физически не могут проверить весь массив электронных счетов-фактур по НДС. Во-вторых, по факту налоговый инспектор в онлайн режиме может только выборочно проверить участиников сделки на их принадлежность к лжепредпринимательским структурам, но не правильность содержания и суть экономической операции, на основании которой составляется электронный счет-фактура по НДС. В свою очередь именно от сути экономической операции и порядка заполнения электронных счетов-фактур по НДС во многом и зависит сумма уплаченного налога. В этой ситуации необходимо понимать, что электронные счета-фактуры по НДС составляются самими предприятиями и поэтому от того каким образом они будут составлены и заполнены и будет зависить сумма уплаченного НДС. Последнее особенно наглядно можно проследить на примере налоговой оптимизации внешнеэкономических сделок.

Импорт товара и вычет НДС

Шестой элемент налоговой оптимизации НДС заключается в выборе таких форм поставки импортных товаров при котором можно принимать к вычету наиболее возможную сумму входного НДС. Необходимость в налоговой оптимизации входного импортного НДС связано с действием Указа Президента № 99 от 26.02.2015 года. Данным документом на 2017 год введено 60 дневное ограничение по принятию к вычету НДС по товарам импортированным из стран не входящих в Евразийского экономического союза. Сразу же следует отметить, что данный порядок налоговых ограничений действует в различных вариантах начиная с 2015 года и скорее всего будет применяться и в 2018 году, что делает актуальным вопрос налоговой оптимизации импортного НДС и в ближайшей перспективе. Налоговая оптимизация импортного НДС может состоять из двух этапов. Во-первых, возможно организация поставок таким образом, что товар в Беларусь будет поступать по документам из стран Еразийского экономического союза, то есть страной происхождения товара будет одно из государств Евразийского экономического союза, и следовательно 60 дневное ограничение вычета НДС здесь действовать не будет. Сразу же следует отметить, что данный метод налоговой оптимизации НДС не всегда может быть использован, а значит нужно применять другие способы налоговой оптимизации. Вторым направлением налоговой оптимизации импортного НДС может являтся применение налоговых льгот в уплате ввозного налога. Так, например, Декретом Президента № 16 от 13.06.2001 года предоставлено право годовой рассрочки на уплату НДС при ввозе на территорию Беларуси технологического оборудования и запасных частей к нему. При этом в Декрете № 16 не установлен целевой характер ввозимых товаров для личного пользования или для оптовой торговли, что позволяет применять данный нормативный документ для налоговой оптимизации импортного НДС в оптовой торговле. В данном случае действует ранее отмеченный принцип налоговой оптимизации через самостоятельное составление электронных счетов-фактур по НДС. При импорте товаров электронный счет-фактура по НДС составляется только белорусским предприятием импортером и больше ни кем не подписывается. Соответственно от того, как белорусское предприятие импортер будет уплачивать импортный НДС по технологическому оборудованию и запасным частям к ним, таким образом будут и составляться электронные счета фактуры по НДС. При этом уплачиваться на таможне и соответственно приниматься к вычету будет ежемесяно только 1/12 часть НДС от стоимость товара. Соответственно предприятие получит возможность съэкономить деньги на уплату ввозного НДС и “преодолеет” 60 дневное ограничение по вычету импортного НДС.

Выбор поставщика и НДС

Седьмой элемент в налоговой оптимизации НДС заключается в организации системы управления налоговыми вычетами, при которой уплаченный НДС будет минимальным. Повторимся, что введение электронных счетов-фактур по НДС изменило, но не ликвидировало подходы и возможности в налоговой оптимизации НДС. Электронные счета-фактуры по НДС упростили формально-логический контроль со стороны налоговых органов, но при этом оставили за предприятиями основную функцию – выбор ситуации, при которых электронные счета-фактуры по НДС заполняются. Также за предприятиями закреплен и сам порядок заполнение электронных счетов-фактур по НДС. В первом случае организация может самостоятельно выбирать поставищика уплачивающего или не уплачивающего НДС. Налоговая оптимизация в данном случае является комплескной, так как помимо НДС учитывается и уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль. Так в ситуации, когда у двух поставщиков одинакова цена, но при этом один поставщик является плательщиком НДС, в второй нет, то для оптимизации налоговой нагрузки лучше всего выбрать поставщика уплачивающего НДС. В этом случае налоговая экономия по НДС будет существенно больше возможной налоговой экономии по налогу на прибыль. В случае, когда цены поставщиков различны, то необходимо производить дополнительный расчет, чтобы сопоставить возможную налоговую экономию по НДС и налогу на прибыль. При это необходимо учитывать и льготы, используемые на предприятии, а также возможные различные налоговые ставки по НДС и налогу на прибыль. Во втором случае порядок заполнения электронных счетов-фактур по НДС зависит от договорных отношений и особенностей деятельности предприятия. Так, например, во внешнеэкономической деятельности предприятие самостоятельно заполняет электронные счета-фактуры по НДС, которые не подписываются второй стороной. Последнее означает, что только от юридической и экономической грамотности предприятия будет зависить сумма НДС, указанные в электронных счетах-фактурах по НДС. В условиях наметившейся тенденции по сокращению выездных налоговых проверок и переориентации государственных контролирующих органов на дистанционный контроль через электронный документооборот, возникают дополнительные возможности по налоговой оптимизации НДС. При этом возможности налоговой оптимизации повышаются у тех предприятий, которые уходят от примитивного использования лжепредпринимательских структур, контроль над которыми со стороны государства упростился, а ориентированы на использование договорных схем и экономического расчета при планировании хозяйственной деятельности предприятий.

Таможня и НДС

Налоговая оптимизация НДС при ведении внешнеэкономической деятельности является восьмым элементом налогового планирования НДС. Речь в данном случае идет о достижении минимально возможной сумме уплаты НДС при таможенном оформлении товара, о минимизации так называемого “таможенного НДС”. При минимизации таможенного НДС важно учитывать следующие факторы: стоимость импортного товара, классификация импортного товара и условия поставки импортного товара. Сразу же отметим, что налоговая оптимизация импортного товара важна при импорте товаров из-за пределов Евразийского экономического союза, так как внутри Евразийского экономического союза таможенный контроль отсутствует. Поэтому первым вариантом налоговой оптимизации таможенного НДС является организации логистики таким образом, чтобы по документам товар импортировался со стран Евразийского экономического союза. Данная схема налоговой оптимизации не всегда возможна, поэтому важно использование других схем налоговой оптимизации. Как отмечалось выше для оптимизации таможенного НДС необходимо сочетание трех факторов: стоимость импортного товара, классификация импортного товара и условия поставки импортного товара. Почему важно учитывать именно эти факторы? Стоимость импортного товара является основой для расчета НДС. Соответственно, чем ниже заявляется стоимость ввозимого товара, чем и ниже сумма уплаченного таможенного НДС. Данную особенность уплаты таможенного НДС знают и контролирующие органы. Поэтому для увеличения поступления НДС в бюджет в Таможенном кодексе предусмотрена процедура корректировки таможенной стоимости (КТС) товара. КТС товара применяется в том случае, когда таможенные органы считает, что стоимость ввозимого товара искусственно занижена. При КТС товара для исчисления НДС в таможенных декларациях искусственно увеличивается стоимость ввозимого товара до уровня приемлемого для государства. Для обоснования новой “искусственной таможенной” стоимости товара государственные органы используют данные по стоимости похожих товаров импортированных в Республику Беларусь. Для избегания КТС можно использовать возможность заключения меморандума о взаимопонимании с Государственным таможенным комитетом. Последнее возможно, если предприятие является эксклюзивным импортером товара непосредственно от иностранного товаропроизводителя, который может документально доказать стоимость товара импортируемого в Республику Беларусь. Вторым важным фактором оптимизации таможенного НДС является правильная классификация импортного товара. Классификация товара влияет на размер исчисляемых таможенных пошлин, которые в свою очередь увеличивают налоговую базу для исчисления НДС. В этой связи важно не только правильно классифицировать товар при ввозе, но и уметь защищать свою точку зрения в ситуациях проведения посттаможенного контроля. Так, на практике зачастую возникают ситуации, когда через несколько лет после таможенного оформления товара таможенные органы пытаются пересмотреть правильность применения классификации товаров и соответственно пытаются доначислить таможенные пошлины и НДС по более высокой ставке. В этой связи важно использование помощи внешних консультантов для юридически грамотного отстаивания своей позиции в спорах с контролирующими органами. Условия поставки товаров влияют на сроки принятия НДС к вычету при импорте товаров. Как отмечалось ранее ограничения на вычет НДС установленные Указом Президента № 99 выявляют необходимость построения схем импорта товаров, учитывающих интересы предприятия при оптимизации НДС. О возможностях оптимизации НДС с помощью договоров речь пойдет далее.

Форма договора и НДС

Девятым и наиболее сложным варинатом налоговой оптимизации НДС является случай, когда для оптимизации налога выбирают условия договора. Так, например, при реализации товаров можно использовать договор купли-продажи или договор комиссии, в свою очередь при оказании услуг можно использовать договор оказания услуг или договор поручения. Выбор формы и условий договора является наиболее сложным, но при этом и наиболее эффективным методом налоговой оптимизации НДС. Сразу же отметим, что использование одной формы договора на протяжении всей деятельности предприятие не применимо, так как постоянное изменение налогового законодательства наряду с постоянным изменением макроэкономических условий в стране требует постоянного пересмотра условий договорных отношений. При этом пересмотр возможен, как в отношении предмета договора, так и в отношении формы договора. В данной ситуации важно понимать, что при проверке государственных контролирующих органов, особенно охватывающих большой период времени, суть экономических операций можно понять только по документам оформленным на предприятии. Поэтому именно от того насколько экономически и юридически правильно будут оформлены документы и будет зависить какие претензии к предприятию смогут предъявить контролирующие органы. Так, например, в случае наличия выбора между договором комисии и договором купли-продажи важно понимать следующее. Договор комиссии является более сложным документом, как с точки зрения формы договора, так и с точки зрения правильности отражения хозяйственных операций в налоговом и бухгалтерском учете. В свою очередь договор комиссии позволяет минимизировать налоговую базу по НДС, так как объектом налогообложения является сумма комиссионного вознаграждения, а также в некотороых случаях упрощает работу с налоговыми вычетами при импорте товаров, позволяет “преодолеть” 60 дневное ограничение по вычету импортного НДС. Не смотря на многочисленные преимущества договора комисиии нельзя не отметить и достоинства договора купли-продажи товара. В первую очередь следует отметить его простоту, как по форме договора, так и по порядку отражения хозяйственных операций в налоговом и бухгалтерском учете. Вторым положительным моментом договора купли-продажи является прозрачность хозяйственных операций, что зачастую необходимо в управленческом учете. И наконец необходимо отметить, что договоры комиссии не всегда применими в хозяйственной деятельности, а значить без договора купли-продажи зачастую просто не обойтись. В любом случае при выборе формы договора необходимо учитывать максимально возможное количество фактров таких как партер, квалификации бухгалтерской службы (возможные ошибки в бухгалтерком и налоговом учете могут превысить преимущества налоговой оптимизации), особенности предмета договора (товара или услуги) и так далее. Чем больше факторов будет учтено, тем больший экономический эффект получит предприятие от мероприятий налоговой оптимизации.

Обобщая изложенное следует остановиться на следующих двух важных аспектах. Во-первых, налоговая оптимизация НДС это сочетание элементов экономического расчета и знание особенностей налогового законодательства. Налоговая оптимизация – это всегда работа в рамках действующего законодательства без нарушений. Именно такая законопослушная работа позволяет достигать максимального долгосрочного эффекта от налоговой оптимизации. Во-вторых, налоговая оптимизация – это работа по повышению эффективности ведения бизнеса, потребность в которой возникает в случае высокой налоговой нагрузки на предприятии, которая мешает работе предприятия, или необходима в случае планирования осуществления новых видов деятельности. В любом случае налоговая оптимизация является не самоцелью работы предприятия, а лишь одним из элементов характеризующим эффективный и профессиональный менеджемент на предприятии. В последующих материалах рубрики «Азбука налоговой оптимизации» остановимся на описании возможных вариантов налоговой оптимизации других налогов (налог на прибыль, налог при упрощенной системе налогообложение и т.д.) и использовании других элементов хозяйственной деятельности (договора, виды деятельности, организационно-правовая форма и другие) для достижения оптимального уровня налоговой нагрузки на предприятии. Налоговая оптимизация – это долгосрочный постоянный комплексный процесс, направленный не столько на достижение минимально возможного уровня налоговой нагрузки, сколько на минимизацию влияния налогов, на деятельность предприятия, на достижение максимально возможного положительного финансового результата деятельности предприятия при сложившейся в стране системе налогообложения.

Александр Жук
аудитор, консультант по налоговому планированию