+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

Указ № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" - это основной нормативный документ который использовался Комитетом государственного контроля и налоговыми органами при проверках субъектов предпринимательства в Беларуси с 2013 по 2019 год. Умение оспорить результаты проверок по указу № 488, являются основой для успешного бизнеса в Беларуси. С 19 апреля 2019 года указ № 488 был отмнен. Новым Указом № 151 от 18 апреля 2019 года введен новый порядок наказания лжепредпринимателей.

Указ № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" отменен, что далее?

1) Принятие указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 года № 151"Об изменении указов Президента Республики Беларусь" отменило действовавший с 1 января 2013 года указ № 488. В связи с этим с 19 апреля 2019 года, момента публикации указа № 151, фактически утратил силу действоваший до этого порядок наказания лжепредпринимателей. Что дальше? Все ли так хорошо?

  • 2) Отмена Указа № 488 не означает, что белорусский бизнес сейчас не будут наказывать по признаку лжепредпринимательства. Так, в пункте 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 января 2019 года введено три основания (ранее было одно), за которые белорусский бизнес могут наказать, как за лжепредпринимательство.
  • 2.1) В первом случае наказание будет такое же, как и в отмененном указе № 488, а именно за "отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права)";
  • 2.2) Во втором случае наказание будет по старому-новому основанию, а именно за "установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов)";
  • 2.3) В третьем случае бизнес может быть наказан по новому оценочному критерию, а именно за то, что "основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора)". Кто и как будет устанавливать цель совершения хозяйственной операции непонятно, но уже сейчас можно сказать, что это хороший инструмент для наказания белорусского бизнеса за лжепредпринимательство.
  • 3) Отмена указа № 488 не отменила процедуры наказания за лжепредпринимательство. Указом № 151 определено, что Комитет государственного контроля по согласованию с Советом Министров должен принять новый нормативный документ. В этом новом нормативном документе будет определен порядок выдачи Комитетом государственного контроля заключений о нарушении белорусским бизнесом налогового законодательства, а именно пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса. На основании этих заключения Комитет государственного контроля будет направлять белорусскому бизнесу предписания о необходимости уплаты дополнительных налогов в бюджет. Пункт 4 статьи 33 Налогового кодекса содержит много оценочных и нечетких критериев, которые могут трактоваться как угодно по усмотрению проверяющих. В этой связи вполне вероятно сохранение тех же подходов и той же правоприменительной практики, что и в указе № 488.
  • 4) Отмена указа № 488 отменила и порядок наказания белорусского бизнеса за лжепредпринимательство. Поэтому вполне вероятно, и скорее всего так и будет, что новый порядок наказания лжепредпринимателей будет прописан в отмеченном выше новом нормативном документе, который должен быть принят Комитетом государственного контроля по согласованию с Советом Министров. В этой связи говорить и думать о полной либерализации белорусского законодательства пока рано. Необходимо дождаться принятия документа, в котором будет определен новый порядок наказания белорусских лжепредпринимателей, а также необходимо понять какой будет новая правоприменительная практика по данному новому нормативному документу. Поживем увидим ...
  • 19 апреля 2019 года

    Если у Вас возникают спорные ситуации с контролирующими органами, связанные с наказаем Вас, как лжепредпринимателей, то Вы можете обращаться в консалтинговую компанию ООО "БелШтойерн". Мы поможем Вам минимизировать отрицательные последствия проверок контролирующих органов в рамках действующего законодательства. Первая ознакомительная консультация по телефону - БЕСПЛАТНО.

  • +375 29 678 21 82

    Что необходимо знать об Указе № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств":

    1) пунктом 1.10 Указа № 488 определено, что:

    • - "Первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в пределах его компетенции, не имеющим юридической силы в случае наличия у контролирующего органа и (или) представления правоохранительными органами доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции";
    • - Это означает, что контролирующие органы (Комитет государственного контроля, Департамент финансовых расследований, налоговая инспекция) должны самостоятельно доказывать факт отсутствия хозяйственной операции, хотя на практике обычно все иначе;
    • - Наличие договорных отношений со структурой включенной в в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее - реестр) не является основанием для того, чтобы признать сделку недействительной. Должен быть факт того, что реального движения товаров, выполнения работ или оказания услуг не было;
    • 2) Указ № 488 вступает в силу с 1 января 2013 года:
    • - В этой связи включение в акт проверки фактов нарушения налогового законодательства, произошедших до 1 января 2013 года, основываясь только на положениях указа № 488 нарушает:
    • статью 67 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативно правовых актах Республики Беларусь» которой определено, что «нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь».
    • Пункт 8 статьи 3 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З (с учетом изменений и дополнений) которым определено, что декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь, устанавливающие ответственность за несоблюдение налогового законодательства, не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан.
    • Пункт 3 статьи 1.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года № 194-3 (с учетом изменений и дополнений) которым определено, что акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет. .
    • Если у Вас возникают вопросы по Указу № 488. Обращайтесь в консалтинговую компанию ООО "БелШтойерн". Первая ознакомительная консультация по телефону - БЕСПЛАТНО.

    +375 29 678 21 82

    Особенности работы с лжепредпринимателями в Республике Беларусь в 2019 году.

    С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь, утвержденная Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2018 года № 159-З. В статье 33 Налогового кодекса определен новый порядок корректировки налоговой базы субъектов предпринимательства при налоговых проверках. Фактически государство расширило порядок применения норм указа № 488 на практике, предлагая новые варианты корректировки налоговой базы белорусских налогоплательщиков. Основные новации отражены в пункте 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь. Этим пунктом определены три случая при которых налоговые органы производят корректировку налоговой базы и суммы уплаченного налога в сторону увеличения.

    Что делать в данной ситуации? Как себя вести? Предлагаем следующий алгоритм действий при возникновении спорных ситуаций с налоговыми органами в 2019 году. Вариант поведения зависит от того на основании каких критериев налоговые органы планируют доначислять налог.

    • 1) В первом случае корректировка налоговой базы производится в ситуации, когда "установлено искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов)".

      Наиболее простая ситуация, которая может возникнуть на практике - это ситуация, когда предприятие вносит исправление в первичные бухгалтерские документы (товарно-транспортные накладные, товарные накладные, приходные или расходные кассовые ордера и т.д.). В случае, когда такие исправления внесены с нарушением порядка ведения бухгалтерского учета, то налоговая база может быть скорректирована в сторону увеличения суммы начисляемого налога. Чтобы этого не произошло, то необходимо вносить изменения в первичные бухгалтерские документы с учетом требований Министерства финансов Республики Беларусь от 10 августа 2018 года № 58.

    • 2) Вторым случаем, когда налоговая база предприятия может быть скорректирована - это случай, когда "основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора)".

      На практике под данное положение может попасть любая статья затрат предприятия, которая по мнению налоговых органов является не обоснованной или не обязательной для деятельности. В этой ситуации предприятия должны быть готовыми предоставлять экономические обоснования по всем "нестандартным" статьям затрат. Фактически налоговый контроль возвращается в прошлой, когда налоговой проверке нужны было доказывать необходимость маркетинговых исследований, консультаций или иных не типичных или не постоянных расходов. Успех в отстаивании собственной точки зрения будет зависить от профессионализма работников белорусских субъектов предпринимательства.

    • 3) Третий случай, когда налоговая база предприятия может быть скорректирована связана с ситуацией, когда "отсутствует реальность совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права)."

      Фактически данная норма законодательства дублирует положения указа № 488, который до сих пор не отменен, а следовательно и правоприменительная практика по данному пункту скорее всего будет формироваться так же, как и по указу № 488. В этой ситуации предпритиям нужно быть готовыми к тому, что к ним будут предъявлены претензии по сделкам с сомнительными предприятиями, или будут применяться наказания по договорам, по которым они не смогут доказать реальность движения товаров (работ, услуг).

    • 4) В основу статьи 33 Налогового кодекса заложены оценочные и субъективные критерии оценки виновности белорусских субъектов предпринимательства. В этой связи доказать свою невиновность предприятие может в ситуации наличия высококвалифицированных кадров, которые смогут отстоять точку зрения предприятия на основании действующего белорусского законодательства.

      Важно помнить, что любая налоговая проверка - это субъективный взгляд контролирующих органов на порядок ведения налогового учета на предприятии. Поэтому работники предприятия должны уметь доказать объективность своего подхода к порядку отражения в бухгалтерском и налоговом учете хозяйственных операций, чтобы у контролирующих органов не возникло сомнений в их обоснованности и соответствии требованиям налогового законодательства.

    • Если у Вас возникают вопросы или спорные ситуации с контролирующими органами по порядку реализации на практике положений 33 статьи Налогового кодекса Республики Беларусь, то ВЫ можете обращаться в консалтинговую компанию ООО "БелШтойерн". Первая ознакомительная консультация по телефону - БЕСПЛАТНО.

    +375 29 678 21 82

    Подготовлено: 20 января 2019 года.

    Как работать с предписаниями контролирующих органов.

    Белорусский бизнес зачастую на практике сталкивается с ситуацией, когда к нему присылают предписание о добровольной доплате налогов и сборов по договорным отношениям с субъектами хозяйствования, которые контролирующие органы считают лжепредпринимателями в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств". Как правило предписание направляется органами финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1.12 Указа № 488.

    Что делать в данной ситуации? Как себя вести? Предлагаем следующий алгоритм действий при ответе на предписания контролирующих органов: налоговых инспекций и Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

    • 1) Необходимо понимать, что работники контролирующих органов являются обычными людьми, которые тоже могут ошибаться. Поэтому первоначально целесообразно выяснить у контролирующих органов на каком основании Вам выставлено предписание, и какие у контролирующих органов имеются доказательства в Вашей виновности. Напомним, что пунктом 1.10 Указа № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" определено, что "Первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в пределах его компетенции, не имеющим юридической силы в случае наличия у контролирующего органа и (или) представления правоохранительными органами доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции". То есть именно работник контролирующего органа должен доказывать Вашу виновность, а именно то, что хозяйственной операции фактически не было, чем нарушен указ № 488, а не наоборот. В случае отсутствия доказательств со стороны контролирующих органов предписание можно обжаловать.
    • 2) Если предприятие сомневается в собственной правоте или не хочет спорить с контролирующими органами, то оно обязано в течении 20 рабочих дней со дня получения предписания информировать орган финансовых расследований о принятых мерах по его выполнению с приложением подтверждающих документов. Данное положение закреплено в подпункте 1.12-2 Указа № 488. Обращаем внимание, что такой порядок закреплен только для предписаний органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, а для налоговых органов такого порядка нет. В этой связи предприятия не обязаны в течении 20 рабочих дней отвечать на аналогичные предписания налоговых органов.
    • 3) Если Вы не несогласны с предписанием, то обязаны в течение 20 рабочих дней со дня его получения подать в орган финансовых расследований, его вынесший, возражения на предписание. В случае поступления возражений, поданных с соблюдением порядка и срока (в течении 20 рабочих дней), предписание считается утратившим силу. Данное положение закреплено в пункте 1.12-3 Указа № 488. Важным является то, как написаны возражения и насколько мотивировано предприятие может остоять собственную точку зрения в возможных спорах с контролирующими органами.
    • 4) После получения возражений на предписание орган финансовых расследований имеет право (но не обязанность), либо самостоятельно провести проверку предприятия или индивидуального предпринимателя, либо дать поручение налоговым органам о проведении проверки предприятия или индивидуального предпринимателя по вопросам, связанным с договорными отношениями с лжепредпринимателями. Данное положение закреплено в пункте 1.12-4 Указа № 488. В этой связи от того, насколько убедительными будут возражения зависит то, будет ли назначена проверка контролирующих органов или нет.
    • 5) Не стоит бояться проверок контролирующих органов, если Вы уверены в собственной правоте и готовы отстаивать свои законные права. Здесь важно помнить, что любые спорные вопросы с контролирующими органами можно решить в свою пользу только в том случае, если мы работает строго в рамках законодательтсва и хорошо знаем процедуру проведения и обжалования проверок согласно Указу Президента Республики Беларусь № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
    • Если у Вас возникают вопросы по Указу № 488. Обращайтесь в консалтинговую компанию ООО "БелШтойерн". Первая ознакомительная консультация по телефону - БЕСПЛАТНО.

    +375 29 678 21 82

    Подготовлено: 9 декабря 2018 года.

    Как оспорить акт проверки, основанный на указе № 488?

    Основное правило и обязательное условие успешного обжалования акта проверки налоговых органов и департамента финансовой милиции Комитета государственного контроля - это соблюдение двух принципов. Во-первых, это соблюдения всех сроков и процедур обжалования акт проверки и решений по акту проверки. Во-вторых, это содержание возражений по акту проверки, и жалоб на решения по акту проверки, действия и бездействия должностных лиц налоговых органов и департамента финансовых расследований:

    1) Важным является соблюдение всех сроков и этапов обжалования акта проверки и решений по акту проверки. Всего этапов обжалования актов проверки должно быть не менее 4-х:

    • 1.1) первоначально необходимо попытаться обжаловать саму процедуру назначения проверки согласно пункту 23-1. Указа ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 октября 2009 г. N 510 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ" ;
    • 1.2) на втором этапе необходимо подготовить возражения по акту проверки не позднее 15 рабочих дней с момента составления акта проверки согласно пункту 71 Указа ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 октября 2009 г. N 510 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ" ;
    • 1.3) на третьем этапе необходимо обжаловать решение по акту проверки в вышестоящей инстанции не позднее 30 календарных дней с момента вынесения рещения по акту проверки согласно пункту 79 Указа ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 октября 2009 г. N 510 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ" ;
    • 1.4) на четвертом этапе необходимо обжаловать решение и ответы на ранее направленные жалобы в экономическом суде не позднее 1 (одного) календарного года с момента их вынесения согласно пункту 78 Указа ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 октября 2009 г. N 510 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ" ;
    • 1.5) если будет пропушен какой-либо срок или какой-либо из вышеперечисленных этапов, отстоять свои права будет существенно труднее. В этой связи важно обратиться за консультацией в консалтинговую компанию до момента начала проверки, если мы знаем о дате начала проверка, или в первые же дни начала проверки, если проверка была внеплановой и неожиданной. ;

    2) Важно анализировать содержание акта проверки для подготовки мотивированного возражения. При этом на каждом этапе обжалования мотивировочная часть будет различной;

    • 2.1) необходимо учитывать на каких фактах основываются обоснования контролирующих органов. Как правило в акте проверки указывается, что движение товаров производилось на основании товарно-транспортных накладных, которые были подписаны "неизвестными лицами". Под "неизвестными лицами" понимаются сторонние люди, но не директор или иное уполномоченное лицо. На этом основании делается вывод о том, что первичные бухгалтерские документы не имеют юридической силы, а значит и движения товара фактически не было. Если разбирать данную ситуацию по сути, то получается, что были допущены нарущения при заполнении товаро сопроводительных документов. При этом согласно Кодексу об административных правонарушениях неточности при заполнении товаро сопроводительных документов не являются административным правонарушением. В этой связи возникает закономерный вопрос, как можно признать документ не имеющим юридической силы, если по законодательству - это не является административным правонарушением. Фактически есть юридические основании для обжалования таких актов проверок;
    • 2.2) необходимо пересчитать финансовые показатели в акте проверки, на возможность наличия арифметических ошибок. Зачастую в актах проверок, связанных с лжепредпринимателями некорректно рассчитаны суммы налогов к доначислению и сумм пени по правонарушениям. В этой связи необходимо помнить, что Указ № 488 вступил в силу с 1 января 2013 года, а значит применение его положений до указанной даты юридически сомнительно и должно оспариваться в судах и возражениях на акт проверки и жалобах на рещение по акту проверки;
    • 2.3) необходимо проверить юридическое обоснование ошибок, изложенное в акте проверки. Например, иногда в актах проверок, указывается, что предприятие имело договорные отношения с лжепредпринимателем - предприятием включенным в реестр коммерческих организаций с повышенным риском совершения нарушений в экономической сфере, и больше ничего. Сам факт наличия договорных отношений с предприятием, включенным в реестр лжепредпринимателей не является нарушением. Контролеры должны доказать факт отсутствия движения товаров и только это является экономическим правонарушением. В противном случае акт проверки нужно обжалывать.
    Если у Вас есть вопросы по оспариванию акта проверки по Указу № 488 обращаетесь в консалтинговую компанию ООО "БелШтойерн". Первая консультация по телефону - БЕСПЛАТНО.

    +375 29 678 21 82