+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обязанности контрольных органов при проверке (подготовлено 03.11.2018 года)

Подпунктом 23-1. УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 16 октября 2009 г. N 510 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ" установлены обязанности контролирующих органов при проведении проверок. ООО "БелШтойерн" предлагает следующие рекомендации по применению положений подпункта 23-1 на практике, когда на ваше предприятие придет налоговая проверка или проверка иного контролирующего органа:

  • Во-первых, контролер обязан внести запись в книгу учета проверок при начале проведения проверки. Не внесение записи в книгу проверок является грубым нарушением законодательства о государственном контроле и является основанием для признания проверки незаконной. Признание проверки незаконной позволит оспорить результаты этой проверки.
  • Во-вторых, для назначения проверки должны быть основание, такие как включение в план выборочных проверок, наличие обоснованной информации о совершение правонарушения и так далее. Назначение и проведение необоснованной проверки является грубым нарушением законодательства о контрольной деятельности и является основанием для наказания работника госудасрвтенного контролирующего органа, который назначил необоснованную проверку. В этой связи необходимо внимательно читать предписания о назначении проверки в части обоснования причин ее назначения.
  • В-третьих, грубым нарушением законодательства является нарушение сроков проведения проверки. В предписании на проведение проверки всегда указываются сроки ее проведения: дата начала и окончания проверки. В этой связи необходимо отслеживать сроки начала и окончания проверки, чтобы контролировать соблюдение налоговыми инспекторами законодательства о контрольной деятельности.
  • В-четвертых, проверка вопросов не относящихся к компетенции контролирующих органов также является грубым нарущением законодательства. В этой связи необходимо контролировать какие вопросы прописаны в предписании контролирующих органов, и какие вопросы фактически проверяются в ходе проверки. Контроль над данными вопросами позволяет своевременно отстаивать свои права в спорах с контролирующими органами.
  • В-пятых, требование у проверяемого предприятия объяснения по вопросам не указанным в предписании на проверку также является грубым нарушением законодательства о контрольной деятельности. В этой связи в ходе проверки необходимо предоставлять информацию и отвечать только на те вопросы, которые прописаны в предписании на проверку. Все остальные вопросы законодательно не обоснованы и являются основанием для привелечения контролеров к ответственности.
  • В-шестых, грубым нарушением является не соблюдение контролерами сроков предоставления актов и справок проверки. Акт проверки должен быть подписан руководителем проверки не позднее 5 дней со дня окончания проверки (пункт 59 Указа № 510). Далее в течении двух рабочих дней со дня подписания акта проверки проверяющим он должен быть передан на подпись проверяемому предприятию (пункт 68 Указа № 510). Если указанные сроки будут нарушены проверяющими, то это является грубым нарушением законодательства. За данное нарущение должностное лицо контролирующего органа может быть привлечено к дисциплинароной ответственности вплоть до увольнения.
  • В-седьмых, при выявлении нарущений работниками контролирующих органов необходимо направлять жалобу или заявление в вышестоящий контролирующий орган в течении десяти дней с момента выявляения нарущения. Важно соблюдать сроки составления жалоб или заявлений, иначе данные документы будут оставлены без рассмотрения контролирующими органами.
  • Если у Вас возникли вопросы или спорные ситуации с контролерами в ходе проверки, то звоните в ООО "БелШтойерн" (+ 375 (29) 678 21 82). Мы поможем Вам отстоять свои права и указать на обязанности контролеров в ходе проведения проверки. Устная ознакомительная консультация – БЕСПЛАТНО.

  • Как подготовиться к выборочной проверке (подготовлено 10.10.2018 года)

    С 1 января 2019 года белорусские предприятия и индивидуальные предприниматели будут проверяться согласно плана выборочных проверок. План на 1 квартал 2019 года будет утвержден Комитетом государственного контроля в ноябре 2018 года. Порядок проведения выборочных проверок утвержден изменениями внесенными в УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 16 октября 2009 г. N 510 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ". ООО "БелШтойерн" рекомендует следующие мероприятия, которые позволят подготовиться к выборочной проверке:

  • Во-первых, в плане выборочных проверок составленных Комитетом государственного контроля Репсублики Беларусь необходимо найти какой контролирующий орган будет проводить проверку. В зависимости от того, какой контролирующий орган будет проводить проверку зависит и тот перечень вопросов который необходимо подготовить к проверки. Если проверка назначена, например, Фондом социальной защиты населения, то соответственно проверяться будут вопросы связанные с правильностью начисления отчислений в ФСЗН и правильностью расчетов выплат, производимых за счет средств ФСЗН (больничные листы, пособия и так далее).
  • Во-вторых, целесообразно провести внутренний аудит вопросов, которые могут быть проверены в ходе проверки. Ориентиром в данной ситуации будет название контролирующего органа, проводящего проверку. Так, если проверку будет проводить Комитет государственного контроля, то проверяемые вопросы очевидно будет касаться правильности использования бюджетных средств, правильности осуществления внешнеэкономических операций или вопрос договорных отношений с лжепредпринимательскими структурами, если проверку проводит Департамент финансовых расследований.
  • В-третьих, если Вы самостоятельно не сможете провести внутренний аудит, то целесообразно обратиться в специализированную организацию, котороя поможет Вам подготовиться к выборочной проверке. Так, например, аудиторы могут провести предварительную проверку соблюдения предприятияем или индивидуальным предпринимателем налогового законодательства, что позволит минимизировать нарущения при проведении выборочной проверки налоговыми органами.
  • В-четвертых, целесообразно провести экспресс-аудит внутренний (своими силами) или внешний (с помощью аудитора) после того, как предприятие получит предписание с перечнем вопросов, подлежащих проверки в ходе выборочной проверки. Экспресс-аудит позволит существенно минимизировать риски выявления контролерами нарушений на предприятии или у индивидуального предпринимателя.
  • Если у Вас возникли вопросы по подготовке к выборочной проверке, то звоните в ООО "БелШтойерн" (+ 375 (29) 678 21 82). Мы поможем Вам пройти выборочную проверку с минимальными финансовыми и временными затратами. Устная ознакомительная консультация – БЕСПЛАТНО.

  • Как работать с запросами контролирующих органов (подготовлено 15.10.2017 года)

    На практике возникают многочисленные ситуации, когда государственные контролирующие органы (налоговая, таможня, комитет государственного контроля, финансовая милиция, ОБЭП) обращаются на предприятие с запросом о предоставлении финансовой или экономической информации, либо выдвигают какие-либо требования и предписания обязательные для исполнения предприятием. В связи с этим возникает вопрос, как правильно, то есть с наименьшими потерями для бизнеса, подготовить ответ на запросы контролирующих органов. ООО "БелШтойерн" рекомендует к применению следующий апробированный на практике алгоритм работы с запросами контролирующих органов.

  • Во-первых, все запросы подразделяются на письменные и устные запросы. Сразу же отметим, что предприятию прежде чем отвечать на устный запрос нужно удостовериться, что информацию запрашивает именно контролирующий орган, а не мошенник. При этом при поступлении устного запроса в ходе проверки на него отвечать необходимо, а при устном запросе поступающем по телефону ответ на него не обязателен. В последнем случае не стоит бояться "мести контролеров", так как направление письменных запросов - это обязанность контролеров предусмотренная, например, пунктом 4 контрольного Указа № 510 или пунктом 2 статьи 75 Налогового кодекса.
  • Во-вторых, нужно понимать, что максимально возможная ответственность за "неправильный ответ" на запрос контролирующего органа закреплена в статье 23.1 Кодекса об административных правонарушениях и может составить штраф в размере до 20 базовых величин. Штраф налагается за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений. Подчеркнем, что ключевыми словами в данной статье являются слова: "в установленной законодательством форме требования". Так, например, в статье 17 Закона «О комитете государственного контроля» последнему предоставлено право, получать письменные и устные объяснения от предприятий по вопросам входящим в компетенцию КГК. Обращаем внимание, что объяснения предоставляются не по всем вопросам, а только по вопросам входящим в компетенцию КГК.
  • В-третьих, подготовка "правильного ответа" предполагает учет следующих обстоятельств. В случае если запрос законодательно обоснован правильно, то необходимо подготовить такой ответ, которое минимизирует претензии контролирующих органов. В случае если запрос законодательно не обоснован, то необходимо подготовить такой ответ, который покажет знание предприятием своих прав, а также знание обязанностей контролирующих органов. Последнее позволит минимизировать дальнейшие претензии контролирующих органов. Работники контрольных органов тоже люди и они тоже могут ошибаться, поэтому, когда они сталкиваются с юридически обоснованными ответами, то они стараются минимизировать дальнейшую работу с ними. Проще работать с юридически безграмотными предприятиями, чем зачастую и пользуются контролирующие органы.
  • В-четвертых, для того, чтобы определить, законодательно обоснован или нет запрос контролирующих органов, нужно хорошо знать свои права и обязанности, а также хорошо знать права и обязанности контролирующих органов. Только в этом случае можно определить законодательную степень обоснованности запросов, требований, предписаний и претензий контролирующих органов, и только в этом случае можно подготовить "правильный ответ" на любой письменный запрос белорусских контролирующих органов.
  • Если у Вас возникли вопросы по подготовке ответов на запросы контролирующих органов, то звоните или пишите в ООО "БелШтойерн" (+ 375 (29) 678 21 82) и сотрудники нашей компании обязательно Вам помогут подготовить "правильный ответ". Устная консультация по телефону – БЕСПЛАТНО.

  • Как правильно сдавать электронные отчеты и декларации в ФСЗН и налоговую инспекцию в 2017-2018 годах (подготовлено 10.10.2017 года)

    В связи со сложностями, возникающими при сдаче налоговой отчетности и отчетности в ФСЗН в 2017 году, ООО "БелШтойерн" рекомендует к применению следующий алгоритм работы с электронной отчетностью в зависимости от наличия электронных ключей. Рекомендации подготовлены на основе наработанной практики сдачи отчетов.

  • 1) У организации есть действующий ключ ФСЗН и действующий старый налоговый ключ: - отчеты в ФСЗН сдаются в электронном виде с загрузкой на портал, налоговые декларации сдаются в электронном виде через электронное декларирование;
  • 2) У организации есть действующий ключ ФСЗН и действующий новый налоговый ключ (ключ ГосСУОК): - отчеты в ФСЗН сдаются в электронном виде с загрузкой на портал, налоговые декларации сдаются в электронном виде через электронное декларирование;
  • 3) У организации нет действующего ключа ФСЗН, но есть действующий старый налоговый ключ: - отчеты в ФСЗН сдаются в бумажной форме инспектору ФСЗН, налоговые декларации сдаются в электронном виде через электронное декларирование;
  • 4) У организации нет действующего ключа ФСЗН, но есть действующий новый налоговый ключ (ключ ГосСУОК): - отчеты в ФСЗН подписываются новым налоговым ключом и пересылаются на электронный адрес инспектора ФСЗН, налоговые декларации сдаются в электронном виде через электронное декларирование;
  • ООО «БелШтойерн» предлагает помощь в прохождении налоговой проверки с минимиальными затратами и убытками для предприятия, в рамках действующего налогового законодательства и Указа Президента Республики Беларусь № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".

    Для эффективного прохождения налоговогой проверки необходимо соблюдать следуюшие правила:

    Правило 1 – Проверка - это дополнительный налог.

    Любая проверка - это дополнительный налог для субъекта хозяйствования. Определите для себя сумму штрафных санкций, которая для предприятия будет "безболезненной". Это поможет Вам пройти налоговую проверку более эффективно финансово и менее затратно психологически.

    Правило 2 – Превентивный налоговый контроль.

    Предварительная оценка аудитором или внешним консультантом правильности ведения бухгалтерского и налогового учета до момента проведения налоговой проверки существенно снижает вероятность нахождения нарушений со стороны налоговых органов.

    Правило 3 – Формальности налоговой проверки.

    Необходимо знать все сроки и обязательства налоговых органов согласно Указа Президента Репсублики Беларусь № 510"О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Это позволит обжаловать необоснованные действия налоговых органов и результаты налоговой проверки по формальным признакам.

    Правило 4 – Процедура налоговой проверки.

    Практика показала, что наиболее эффективное отстаивание прав предприятия возможно до момента подписания акта проверки. Для этого необходимо хорошо знать налоговое законодательство, чтобы агрументированно отстаивать свои права в ходе налоговой проверки. Все агрументированные и законодательно обоснованные доводы контролерами принимаются, что доказано консалтиноговым опытом ООО "БелШтойерн".

    Правило 5 – Обжалование результатов проверки.

    Как показала практика, бороться за свои права никогда не поздно и никогда не бесполезно. Обжалование актов и решений налоговых органов является возможным и эффективным особенно в ситуации, когда у предприятия есть аргументированные доводы, подкрепленные нормами налогового законодательства, или существуют спорные моменты в налоговом законодательстве.

    Правило 6 – Помощь внешних консультантов.

    Если Вы не уверены в собственных силах, то необходимо обратиться за помощью к внешним консультантам - людям профессионально отстаивающим интересы бизнеса в спорах с проверяющими органами. Даже, если не удасться достичь желаемого Вами результата, то можно получить неоценимый опыт, который в дальнейшем поможет Вам самостоятельно отстаивать свои права в спорах с налоговыми органами и другими контролирующими органами.

    Первая консультация по любому вопросу, связанному с налоговой проверкой – БЕСПЛАТНО!

    Если Вы заинтересовались нашими предложениями, то обращайтесь в ООО "БелШтойерн":

    +375 (29) 678-21-82