+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЙТИ ПРОВЕРКУ В БЕЛАРУСИ (бесплатные рекомендации и консультации)

Как правильно составить учетную политику на 2021 год?

С 2021 года изменились подходы к составлению и предоставлению учетной политики предприятий в контролирующие органы. Пунктом 1.4.2. статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что налогоплательщик не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, обязан предоставить положение об учетной политике на текущий налоговый период. Такая обязанность распространяется на организации, составляющие отчетность в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности. Ранее учетная политика в налоговые органы предоставлялась по требованию налоговых органов.

Сразу же следует отметить, что учетную политику не требуется предоставлять тем организациям, которые не ведут бухгалтерский учет в соответствии с законодательством: организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, и крестьянские (фермерские хозяйства), ведущие книгу учета доходов и расходов. Также не обязаны предоставлять учетную политику: бюджетные организации; некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность; иностранные организации, не осуществляющие деятельность, на территории Республики Беларусь через постоянное представительство; Национальный банк и его структурные подразделения.

Учетная политика предприятия не только отражает способы ведения бухгалтерского учета на предприятиях, но и определяет особенности ведения налогового учета предприятия, оказывает прямое влияние на уровень налоговой нагрузки на белорусского субъекта предпринимательства. Также учетная политика является исходным документом, с которого начинается любая налоговая проверка или проверка финансово-экономической деятельности предприятия. В этой связи весьма важным является формирование такой учетной политики, которая не только будет соответствовать требованиями законодательства, но которая будет также учитывать особенности организации предпринимательской деятельности на вашем предприятии. Хорошо составления учетная политика – это первый шаг к самостоятельному прохождению проверки государственных контролирующих органов с минимальными финансовыми потерями для Вашего бизнеса.

Базовые элементы учетной политики

Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) учетная политика – это совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией. Учетная политика организации включает в себя:

- применяемые организацией виды учетной оценки;

- план счетов бухгалтерского учета организации;

- разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;

- применяемую организацией форму бухгалтерского учета;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.

Учетная оценка - стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности. Учетная оценка должна основываться на принципе осмотрительности. Это означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а учетная оценка обязательств и расходов не должна быть занижена. Учетные оценки прописываются в разделе учетной политике, связанной с бухгалтерским учетом.

В качестве приложений к учетной политике предприятиям разрабатываются: план счетов бухгалтерского учета и разработанные организацией формы первичных учетных документов. Типовой план счетов бухгалтерского учета утвержден постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 50, а вот в приложении к учетной политике должны быть указаны те счета, которые применяются непосредственно в бухгалтерском учете предприятия. Перечень типовых форм первичных бухгалтерских документов утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 360, а вот все остальные формы документов могут разрабатываться субъектами предпринимательства самостоятельно. В этом случае самостоятельно разработанные формы первичных бухгалтерских документов должны соответствовать требованиям законодательства прописанным в статье 10 Закона о бухгалтерском учете, и должны быть оформлены в качестве приложения к учетной политике.

Общий порядок проведения инвентаризации определен в постановлении Министерства финансов Республики Беларусь № 180. Само предприятие должно определить в учетной политике порядок проведения инвентаризации с учетом особенностей организации производственных и управленческих процедур на данном конкретном предприятии. Помимо порядка проведения инвентаризации в учетной политики могут быть прописаны и иные особенности организации и ведения бухгалтерского учета, связанные, например, с наличием филиалов и обособленных подразделений, особенностей учета сырья, полуфабрикатов, незавершенного производства, готовой продукции и так далее.

Учетная политика и бухгалтерский учет

Основой учетной политики предприятия является порядок описания методов и способов ведения бухгалтерского учета на предприятии – описание методов учетной оценки, применяемых на предприятии. Для более подробного и точного описания методов и способов ведения бухгалтерского учета в учетной политике предприятия необходимо использовать следующие неписанные правила.

Во-первых, в учетной политике необходимо прописывать только те учетные оценки, которые касаются непосредственно вашего предприятия. То есть, например, если предприятием не использует в своей производственной или предпринимательской деятельности нематериальные активы, то нет необходимости в учетной политике описывать порядок бухгалтерского учета нематериальных активов. Это не только упростит порядок составления учетной политике, но и сделает учетную политику более соответствующей требованиям законодательства, так как такая учетная политика будет точно отражать порядок и способы ведения бухгалтерского учета на предприятии.

Во-вторых, важным является подробное и точное описание в учетной политике тех особенностей бухгалтерского учета, которые касаются непосредственно особенностей производственных, предпринимательских, бухгалтерских и управленческих процессов на Вашем предприятии. Это может касаться, например, особенностей бухгалтерского учета незавершенного производства, особенностей бухгалтерского учета товаров и так далее. Чем более подробно и точно будут описаны эти особенности бухгалтерского учета Вашего предприятия (особенно если в законодательстве нет четкого описания Вашей ситуации), тем проще в дальнейшем будет доказать правоту своей точки зрения в возможных спорах с контролирующими органами при проверках.

В-третьих, важным является своевременное внесение изменений в учетную политику. Согласно пункту 7 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете изменения в учетную политику вносятся в трех случаях:

1) изменения законодательства Республики Беларусь;

2) изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;

3) принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.

При этом следует отметить, что изменение способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости бухгалтерского учета, вносятся с начала отчетного года. Но данное ограничение касается только действующих на предприятии способов ведения бухгалтерского учета, но не касаются ситуации, когда в течении года предприятия начало осуществлять новые виды деятельности, или приобрело активы или обязательства, которых на начало отчетного года не было. В этом случае необходимо внести изменения в учетную политику предприятия.

Данные простые правила составления учетной политики предприятия в целях бухгалтерского учета позволят минимизировать время и усилия на составления учетной политики, сделав ее более простой и удобоваримой к практическому применению в повседневном бухгалтерском учете. Также данные правила позволят вам своевременно и точечно вносить изменения в учетную политику, приводя её в соответствие с требованиями действующего законодательства. Чем больше по объему и сложнее учетная политика, тем проще найти в ней нестыковки и неточности контролирующим органам в ходе проверок.

Учетная политика и налоговый учет

Понятие налогового учета прописано в статье 39 Налогового кодекса Республики Беларусь. Налоговым учетом признается осуществление плательщиками учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.

Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля. Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Следует отметить, что особенности налогового учета предприятия, которые должны быть прописаны в учетной политике предприятия, зависят от требований законодательства и особенностей бухгалтерского учета на предприятии. Так, в учетной политике прописывается форма налогообложения, используемая на предприятии: общий порядок налогообложения или особый режим налогообложения, как-то упрощенная система налогообложения, уплата единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции и так далее.

Особенности налогового учета, связанные с учетной политикой предприятия прописываются в Налоговом кодексе Республики Беларусь и иных нормативных документах. Так, например, в Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь указано более 30 случаев, когда необходимо вносить уточнения в учетную политику предприятия.

Так, например, в случае уплаты предприятием НДС необходимо вносить изменения в учетную политику в случае:

- определения перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, при передаче которых в пределах одного юридического лица Республики Беларусь производятся исчисление и уплата налога на добавленную стоимость (применяется освобождение от налогообложения) (пункт 2.9 статьи 115 Налогового кодекса);

- определения даты отгрузки товаров, но не позднее даты начала транспортировки товаров, в случае если продавец не осуществляет доставки товаров (пункт 2 статьи 121 Налогового кодекса);

- определения дня отгрузки (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав по договорам комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров (пункт 12 статьи 121 Налогового кодекса).

Также законодательством установлены и иные случаи, когда в учетной политике необходимо указывать особенности налогового учета на предприятии. Важным в данной ситуации является указание только тех особенностей налогового учета, которые касаются непосредственного Вашего предприятия и не касаться тех особенностей налогового учета, которые Вашего предприятия не касаются.

Учетная политика и налоговое планирование

Важным, но не обязательным с точки зрения законодательства, является взаимоувязка в учетной политике предприятия бухгалтерского и налогового учета с налоговым планированием на предприятии. Данная особенность учетной политики является элементом управленческого учета предприятия, показателем эффективности управления, наличием взаимосвязи между бухгалтерским и налоговым учетом, а также показателями эффективности работы предприятия. В частности, речь идет о показателе уровня налоговой нагрузки на предприятии.

Элементы налогового планирования учитываются, на стадии выбора учетных оценок бухгалтерского учета, то есть на стадии описании методов и способов ведения бухгалтерского учета на предприятии. Например, в случае применения не линейного, а ускоренного метода начисления амортизации основных средств предприятия получает возможность увеличить свои затраты минимизировав тем самым сумму начисляемого к уплате налога на прибыль. Данное утверждение верно для прибыльных предприятий и не актуально для убыточных субъектов предпринимательства, к каковым зачастую относятся многие белорусские государственные предприятия.

В свою очередь к элементам налогового планирования, связанным с налоговым учетом, относятся ситуации позволяющие минимизировать сумму налогов к уплате или отсрочить сроки уплаты налоговых платежей. Так, например, в случае определения в учетной политике дня отгрузки (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав по договорам комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров для исчисления НДС важно выбрать такую дату, которая позволит позднее включить товары, работы или услуги в налоговую базу. С точки зрения налогового планирования, такой датой является дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателю, заказчику. В этом случае происходит «смещение налоговой нагрузки» на более поздний налоговый период. Особенно «заметно» данное снижение налоговой нагрузки в конце отчетных (квартал) или налоговых (год) периодов.

Применение элементов налогового планирования в учетной политике предприятия учитывает особенности производственных, управленческих и предпринимательских процессах на предприятии и базируется на хорошем знаний особенностей бухгалтерского и налогового учета в Республике Беларусь. Практика показывает, что применения элементов налогового планирования в учетной политике предприятия не только позволяет «корректировать» налоговую нагрузку предприятия, но и в целом повышает эффективность работы предприятия, улучшает показатели его финансово-экономической деятельности.

В заключении отметим, что составление учетной политике является важным элементом управленческого учета на предприятии, который позволяет не только оценить эффективность бухгалтерского и налогового учета на предприятии, но и позволяет получать достоверную информацию об экономическом положении предприятия. Экономически и юридически грамотно составленная учетная политика позволяет не только минимизировать претензии контролирующих органов во время проверок, но и позволяет руководству бизнеса получать своевременную, оперативную и важную информацию о финансовом состоянии Вашего бизнеса, жизненно необходимую для принятия своевременных и эффективных управленческих решений.

ООО «БелШтойерн» предлагает консультационные услуги по: а) оценке соответствия учетной политики Вашего предприятия требованиям законодательства и особенностям организации производственных и управленческих процессов на Вашем предприятии; б) оказанию практической помощи в составлении (правовой и экономической корректировке) уже готовой учетной политики Вашего предприятия с учетом требований законодательства и особенностей бухгалтерского, налогового и управленческого учета на Вашем предприятии; в) по составлению учетной политики Вашего предприятия "с нуля" с учетом особенностей бухгалтерского и налогового учета Вашего предприятия, а также возможностью включения элементов налогового планирования на Вашем предприятии. Стоимость услуги договорная от 300 (трехсот) белорусских рублей и более в зависимости от масштабов бизнеса, порядка ведения бухгалтерского учета, необходимости включения в учетную политику элементов налогового планирования и так далее.

Заказать услугу можно по телефону (+375) 29 678 21 82 (Александр) или по электронной почте: alex_asper@mail.ru

Александр Жук, аудитор, директор ООО "БелШтойерн"

08 марта 2021 года

Как пройти проверку своего бизнеса в 2021 году с минимальными финансовыми потерями (подготовлено 20.11.2020 года)

В 2021 году белорусские предприятия и индивидуальные предприниматели будут проверяться согласно плана выборочных проверок. План выборончых проверок будет публиковаться по полугодиям на сайте Комитетом государственного контроля по следующей ссылке. Порядок проведения выборочных проверок утвержден изменениями внесенными в УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 16 октября 2009 г. N 510 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ". ООО "БелШтойерн" рекомендует следующие мероприятия, которые позволят подготовиться к выборочной проверке:

  • Во-первых, в плане выборочных проверок составленном Комитетом государственного контроля Республики Беларусь необходимо найти какой контролирующий орган будет проводить проверку Вашего предприятия или индивидуального предпринимателя. В зависимости от того, какой контролирующий орган будет проводить проверку зависит и тот перечень вопросов который необходимо подготовить к проверки. Если проверка назначена, например, Фондом социальной защиты населения, то соответственно проверяться будут вопросы связанные с правильностью начисления отчислений в ФСЗН и правильностью расчетов выплат, производимых за счет средств ФСЗН (больничные листы, пособия и так далее), если проверка назначена инспекцией Министерства по налогам и сборам, то проверяться будут вопросы налогообложения и бухгалтерского учета.
  • Во-вторых, целесообразно провести внутренний аудит вопросов, которые могут быть проверены в ходе проверки. Ориентиром в данной ситуации будет название контролирующего органа, проводящего проверку. Так, если проверку будет проводить Комитет государственного контроля, то проверяемые вопросы очевидно будет касаться правильности использования бюджетных средств, правильности осуществления внешнеэкономических операций или вопрос договорных отношений с лжепредпринимательскими структурами. Последние проверки проводит, как правило, Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля.
  • В-третьих, если Вы самостоятельно не сможете провести внутренний аудит, то целесообразно обратиться в специализированную организацию, котороя поможет Вам подготовиться к выборочной проверке. Так, например, аудиторы или консалтинговая компания (ООО "БелШтойерн") могут провести предварительную проверку соблюдения предприятияем или индивидуальным предпринимателем налогового законодательства или правильности отчислений в ФСЗН, что позволит минимизировать нарущения при проведении выборочной проверки налоговыми органами.
  • В-четвертых, целесообразно провести экспресс-аудит внутренний (своими силами) или внешний (с помощью аудитора или консалтинговой компании ООО "БелШтойерн")тех вопросов, которые будут указаны в предписании полученном перед выборочной проверкой. Экспресс-аудит позволит существенно минимизировать риски выявления контролерами нарушений на предприятии или у индивидуального предпринимателя.
  • В-пятых, необходимо знать свои права и обязанности, а также права и обязанности контролирующих органов. Это позволит в ходе проверки минимизировать риски необоснованных претензий контролирующих органов, а также позволят оспорить неоднозначные или не доказанные в ходе проверки факты по формальным признакам.
  • В-шестых, необходимо умень находить общий язык с контролирующими органами. Необходимо понимать, что любая выборончая проверка - это фактически дополнительный налог на белорусский бизнес. Поэтому необходимо признавать явные и неоспоримые ошибки и жестко отстаивать свою позицию в ситуациях, когда предприятия работает в рамках законодательства. При этом необходимо быть изначально готовым к необходимости уплаты штрафных санкций по результатам любой выборочной проверки 2021 года. С учетом того, чтобы в текущее время наблюдаются существенные проблемы с формированием государственного бюджета, то и штрафы государственных контролирующих органов могут быть значительными.
  • В-седьмых, если Ваше предприятие или индивидуальный предприниматель не включены в план выборочных проверок, то это не значит, что Вас не будут проверять. На практике существует вероятность проведения в отношения Вас внеплановой проверки или иной формы государственного контроля: например, мониторинга. В этой ситуации необходимо быть готовыми к государственному контролю и периодически проводить аудит работы предприятия либо самостоятельно, либо с помощью внешних консультантов. Это не только поможет Вам избежать ошибок при внезапных внеплановых проверках государственных контролирующих органов, но и позволит контролировать ситуацию на предприятии, понимать реальное финансово-экономическое состояния своего субъекта предпринимательства.
  • В-восьмых (САМОЕ ГЛАВНОЕ), если Ваш бизнес занимал активную гражданскую и политическую позицию начиная с лета 2020 года, то Вам лучше не дожидаться проверки, которая скорее всего будет заказной и направленной на ликвидацию Вашего бизнеса, а самостоятельно ликвидировать или переформатировать свой бизнес (закрыть старое юридическое лицо и открыть новое юридическое лицо). Ликвидируя старое юридическое лицо Вы фактически избавляетесь от всех старых ошибок и грехов, за которые Вас можно наказать. Благо сейчас существует упрощенный порядок ликвидации бизнеса с помощью независимой оценки аудитора. При этом создавая новый бизнес Вы начинаете все с нового листа (с учетом и помошью старой клиентской базы, старого раскрученного брэнда и так далее). Лучше самому контролировать весь процесс бизнеса от стадии создания до стадии ликвидации, чем ждать пока это сделают государственные контролирующие органы с доначислением дополнительных налогов, штрафов и возбуждением административных и уголовных дел. Ликивидируя старый бизнес и создавая при этом новый бизнес Вы имеете возможность минимизировать возможности властей по наказанию Вас за Вашу гражданскую позицию.
  • Если у Вас возникли вопросы по подготовке к выборочной проверке, то можно обратиться в ООО "БелШтойерн" (+ 375 (29) 678 21 82) (Александр). Мы поможем Вам пройти выборочную проверку с минимальными финансовыми и временными затратами. Устная ознакомительная консультация – БЕСПЛАТНО.

  • Обязанности контрольных органов при проверке (подготовлено 03.11.2018 года)

    Подпунктом 23-1. УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 16 октября 2009 г. N 510 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ" установлены обязанности контролирующих органов при проведении проверок. ООО "БелШтойерн" предлагает следующие рекомендации по применению положений подпункта 23-1 на практике, когда на ваше предприятие придет налоговая проверка или проверка иного контролирующего органа:

  • Во-первых, контролер обязан внести запись в книгу учета проверок при начале проведения проверки. Не внесение записи в книгу проверок является грубым нарушением законодательства о государственном контроле и является основанием для признания проверки незаконной. Признание проверки незаконной позволит оспорить результаты этой проверки.

  • Во-вторых, для назначения проверки должны быть основание, такие как включение в план выборочных проверок, наличие обоснованной информации о совершение правонарушения и так далее. Назначение и проведение необоснованной проверки является грубым нарушением законодательства о контрольной деятельности и является основанием для наказания работника госудасрвтенного контролирующего органа, который назначил необоснованную проверку. В этой связи необходимо внимательно читать предписания о назначении проверки в части обоснования причин ее назначения.
  • В-третьих, грубым нарушением законодательства является нарушение сроков проведения проверки. В предписании на проведение проверки всегда указываются сроки ее проведения: дата начала и окончания проверки. В этой связи необходимо отслеживать сроки начала и окончания проверки, чтобы контролировать соблюдение налоговыми инспекторами законодательства о контрольной деятельности.
  • В-четвертых, проверка вопросов не относящихся к компетенции контролирующих органов также является грубым нарущением законодательства. В этой связи необходимо контролировать какие вопросы прописаны в предписании контролирующих органов, и какие вопросы фактически проверяются в ходе проверки. Контроль над данными вопросами позволяет своевременно отстаивать свои права в спорах с контролирующими органами.
  • В-пятых, требование у проверяемого предприятия объяснения по вопросам не указанным в предписании на проверку также является грубым нарушением законодательства о контрольной деятельности. В этой связи в ходе проверки необходимо предоставлять информацию и отвечать только на те вопросы, которые прописаны в предписании на проверку. Все остальные вопросы законодательно не обоснованы и являются основанием для привелечения контролеров к ответственности.
  • В-шестых, грубым нарушением является не соблюдение контролерами сроков предоставления актов и справок проверки. Акт проверки должен быть подписан руководителем проверки не позднее 5 дней со дня окончания проверки (пункт 59 Указа № 510). Далее в течении двух рабочих дней со дня подписания акта проверки проверяющим он должен быть передан на подпись проверяемому предприятию (пункт 68 Указа № 510). Если указанные сроки будут нарушены проверяющими, то это является грубым нарушением законодательства. За данное нарущение должностное лицо контролирующего органа может быть привлечено к дисциплинароной ответственности вплоть до увольнения.
  • В-седьмых, при выявлении нарущений работниками контролирующих органов необходимо направлять жалобу или заявление в вышестоящий контролирующий орган в течении десяти дней с момента выявляения нарущения. Важно соблюдать сроки составления жалоб или заявлений, иначе данные документы будут оставлены без рассмотрения контролирующими органами.
  • Если у Вас возникли вопросы или спорные ситуации с контролерами в ходе проверки, то звоните в ООО "БелШтойерн" (+ 375 (29) 678 21 82). Мы поможем Вам отстоять свои права и указать на обязанности контролеров в ходе проведения проверки. Устная ознакомительная консультация – БЕСПЛАТНО.

  • Как подготовиться к выборочной проверке 2019 года (подготовлено 27.12.2018 года)

    С 1 января 2019 года белорусские предприятия и индивидуальные предприниматели будут проверяться согласно плана выборочных проверок. План выборончых проверок на 1 квартал 2019 года опубликован на сайте Комитетом государственного контроля по следующей ссылке. Порядок проведения выборочных проверок утвержден изменениями внесенными в УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 16 октября 2009 г. N 510 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ". ООО "БелШтойерн" рекомендует следующие мероприятия, которые позволят подготовиться к выборочной проверке:

  • Во-первых, в плане выборочных проверок составленном Комитетом государственного контроля Репсублики Беларусь необходимо найти какой контролирующий орган будет проводить проверку Вашего предприятия или индивидуального предпринимателя. В зависимости от того, какой контролирующий орган будет проводить проверку зависит и тот перечень вопросов который необходимо подготовить к проверки. Если проверка назначена, например, Фондом социальной защиты населения, то соответственно проверяться будут вопросы связанные с правильностью начисления отчислений в ФСЗН и правильностью расчетов выплат, производимых за счет средств ФСЗН (больничные листы, пособия и так далее).
  • Во-вторых, целесообразно провести внутренний аудит вопросов, которые могут быть проверены в ходе проверки. Ориентиром в данной ситуации будет название контролирующего органа, проводящего проверку. Так, если проверку будет проводить Комитет государственного контроля, то проверяемые вопросы очевидно будет касаться правильности использования бюджетных средств, правильности осуществления внешнеэкономических операций или вопрос договорных отношений с лжепредпринимательскими структурами. Последние проверки проводит, как правило, Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля.
  • В-третьих, если Вы самостоятельно не сможете провести внутренний аудит, то целесообразно обратиться в специализированную организацию, котороя поможет Вам подготовиться к выборочной проверке. Так, например, аудиторы могут провести предварительную проверку соблюдения предприятияем или индивидуальным предпринимателем налогового законодательства или правильности отчислений в ФСЗН, что позволит минимизировать нарущения при проведении выборочной проверки налоговыми органами.
  • В-четвертых, целесообразно провести экспресс-аудит внутренний (своими силами) или внешний (с помощью аудитора) после того, как предприятие получит предписание с перечнем вопросов, подлежащих проверки в ходе выборочной проверки. Экспресс-аудит позволит существенно минимизировать риски выявления контролерами нарушений на предприятии или у индивидуального предпринимателя.
  • В-пятых, если Ваше предприятие или индивидуальный предприниматель не включены в план выборочных проверок, то это не значит, что Вас не будут проверять. На практике существует вероятность проведения в отношения Вас внеплановой проверки или иной формы государственного контроля: мониторинга или иной формы государственного контроля. В этой ситуации необходимо быть готовыми к государственному контролю и периодически проводить аудит работы предприятия либо самостоятельно, либо с помощью внешних консультантов. Это не только поможет Вам избежать ошибок при внезапных внеплановых проверках государственных контролирующих органов, но и позволит контролировать ситуацию на предприятии, понимать реальное финансово-экономическое состояния своего субъекта предпринимательства.
  • Если у Вас возникли вопросы по подготовке к выборочной проверке, то звоните в ООО "БелШтойерн" (+ 375 (29) 678 21 82). Мы поможем Вам пройти выборочную проверку с минимальными финансовыми и временными затратами. Устная ознакомительная консультация – БЕСПЛАТНО.

  • Как работать с запросами контролирующих органов (подготовлено 15.10.2017 года)

    На практике возникают многочисленные ситуации, когда государственные контролирующие органы (налоговая, таможня, комитет государственного контроля, финансовая милиция, ОБЭП) обращаются на предприятие с запросом о предоставлении финансовой или экономической информации, либо выдвигают какие-либо требования и предписания обязательные для исполнения предприятием. В связи с этим возникает вопрос, как правильно, то есть с наименьшими потерями для бизнеса, подготовить ответ на запросы контролирующих органов. ООО "БелШтойерн" рекомендует к применению следующий апробированный на практике алгоритм работы с запросами контролирующих органов.

  • Во-первых, все запросы подразделяются на письменные и устные запросы. Сразу же отметим, что предприятию прежде чем отвечать на устный запрос нужно удостовериться, что информацию запрашивает именно контролирующий орган, а не мошенник. При этом при поступлении устного запроса в ходе проверки на него отвечать необходимо, а при устном запросе поступающем по телефону ответ на него не обязателен. В последнем случае не стоит бояться "мести контролеров", так как направление письменных запросов - это обязанность контролеров предусмотренная, например, пунктом 4 контрольного Указа № 510 или пунктом 2 статьи 75 Налогового кодекса.
  • Во-вторых, нужно понимать, что максимально возможная ответственность за "неправильный ответ" на запрос контролирующего органа закреплена в статье 23.1 Кодекса об административных правонарушениях и может составить штраф в размере до 20 базовых величин. Штраф налагается за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений. Подчеркнем, что ключевыми словами в данной статье являются слова: "в установленной законодательством форме требования". Так, например, в статье 17 Закона «О комитете государственного контроля» последнему предоставлено право, получать письменные и устные объяснения от предприятий по вопросам входящим в компетенцию КГК. Обращаем внимание, что объяснения предоставляются не по всем вопросам, а только по вопросам входящим в компетенцию КГК.
  • В-третьих, подготовка "правильного ответа" предполагает учет следующих обстоятельств. В случае если запрос законодательно обоснован правильно, то необходимо подготовить такой ответ, которое минимизирует претензии контролирующих органов. В случае если запрос законодательно не обоснован, то необходимо подготовить такой ответ, который покажет знание предприятием своих прав, а также знание обязанностей контролирующих органов. Последнее позволит минимизировать дальнейшие претензии контролирующих органов. Работники контрольных органов тоже люди и они тоже могут ошибаться, поэтому, когда они сталкиваются с юридически обоснованными ответами, то они стараются минимизировать дальнейшую работу с ними. Проще работать с юридически безграмотными предприятиями, чем зачастую и пользуются контролирующие органы.
  • В-четвертых, для того, чтобы определить, законодательно обоснован или нет запрос контролирующих органов, нужно хорошо знать свои права и обязанности, а также хорошо знать права и обязанности контролирующих органов. Только в этом случае можно определить законодательную степень обоснованности запросов, требований, предписаний и претензий контролирующих органов, и только в этом случае можно подготовить "правильный ответ" на любой письменный запрос белорусских контролирующих органов.
  • Если у Вас возникли вопросы по подготовке ответов на запросы контролирующих органов, то звоните или пишите в ООО "БелШтойерн" (+ 375 (29) 678 21 82) и сотрудники нашей компании обязательно Вам помогут подготовить "правильный ответ". Устная консультация по телефону – БЕСПЛАТНО.

  • Как в 2019 году пройти проверку белорусских контролирующих органов с минимальными финансовыми потерями (подготовлено 28.02.2019 года)

    В 2019 году государственный финансовый и налоговый контроль характеризуется следующими особенностями, которые необходимо знать каждому белорусскому субъекту предпринимательства, который хочет минимизировать суммы возможных штрафных санкий по результатам проверок.

  • Особенностью белорусского государственного контроля 2019 года стало сокращение количества проверок которые проводятся планово. Перечень плановых выборочных проверок определен на сайте Комитета государственного контроля. Количество выборочных проверок в 2019 году на порядок меньше аналогичного показателя 2017 года. В этой связи каждое предприятие, которые попадает в план выборочных проверок должно быть готово к более тщательному контролю и более существенной сумме возможных штрафных санкций. Для того, чтобы избежать отрицательных последствий для бизнеса от проверок белорусским субъектам предпринимательства следует пользоваться помощью сторонних консультантов специализирующихся на помощи в прохождении государсвтенного контроля;
  • Второй особенностью белорусского государственного контроля 2019 года стало большее количество внеплановых внезапных проверок белорусского бизнеса. Внеплановые проверки белорусских субъектов предпринимательства проводятся в случае наличия информации у контролирующих органов о наличии нарушения законодательства. Таким источников информации может быть два. Во-первых, это неосмотрительные действия самого субъекта предпринимательства, как-то несвоевременная сдача налоговых деклараций, наличие задолженности по платежам в бюджет, работы с лжепредпринимателями для минимизации сумм налогово и так далее. Во-вторых, это сведения получения от бывших работников предприятия или конкурентов по бизнесу. В этом случае, как правило, контролирующие органы проводят целевые проверки по тем вопросам, по которым у них имеются точные сведения. В этой ситуации важно придерживаться на предприятии правил деловой конфидинциальности и ограниченности доступа сотрудников предприятия к финансово-экономической документации субъекта предпринимательства. В случае же назначения внеплановой проверки, важно своевременно решать все спорные ситуации в ходе проверки и своевременно обжаловать все действия и бездействия контролирующих органов, нарушающие законодательство.;
  • Как выбрать внешнего консультанта, который сможет оказать квалифицированную помощь в прохождении государственной проверки? Квалифицированный внешний консультант никогда не даст гарантии того, что проверка вашего предприятия пройдет без нарушений. Спецификой белорусского контроля является ситуация, когда каждая проверка должна быть результативна, а значит контролер без нарушения не уйдет. В этой связи внешний консультант который гарантирует Вам прохождение проверки без нарушений скорее всего либо является неквалифицированным специалистом, либо будет склонять Вас к незаконным действиям (взятка, подарки контролерам и т.д.). Данные действия являются уголовно наказуемыми и не должны рассматриваться законопослушным субъектом предпринимательства в качестве варианта решения проблем с прохождением проверки на предприятии;
  • Наиболее оптимальным вариантом сотрудничества с внешними консультантами является ситуация, когда внешний консультант приглашается только в экстренно необходимых случаях и предлагает комплексную услугу на всех стадиях проведения проверок. Так, на стадии подготовки к проверке важным является проведение экспресс-теста, который позволит выявить возможные нарушения, которые могут быть выявлены в ходе проведения проверки. На стадии проведения проверки важным является согласование всех спорных вопросов для избегания включения в акт проверки всех сомнительных и не доказанных нарушений в работе субъекта предпринимательства. На стадии обжалования результатов проверки важным является соблюдение всех сроков и процедур, позволяющих эффективно и своевременно обажаловать все законодательно не обоснованные действия белорусских контролирующих органов.
  • ООО "БелШтойерн" предлагает комплексную услугу по сопровождению работы бизнеса при проведении государственных проверок финансово-экономической деятельности субъекта предпринимательства, как то:

    - консультации до проведения проверки с возможностью проверки достоверности бухгалтерского и налогового учета на предприятии,

    - консультации в ходе проведения проверки с целью минимизации сумм штрафных санкций;

    - консультации после проведения проверок по обжалованию результатов проверок в вышестоящих контролирующих органах и экономическом суде;

  • Обращайтесь в ООО "БелШтойерн" и мы обязательно Вам поможем (+ 375) 29 678 21 82

    ООО «БелШтойерн» предлагает помощь в прохождении налоговой проверки с минимиальными затратами и убытками для предприятия, в рамках действующего налогового законодательства и Указа Президента Республики Беларусь № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".

    Для эффективного прохождения налоговогой проверки необходимо соблюдать следуюшие правила:

    Правило 1 – Проверка - это дополнительный налог.

    Любая проверка - это дополнительный налог для субъекта хозяйствования. Определите для себя сумму штрафных санкций, которая для предприятия будет "безболезненной". Это поможет Вам пройти налоговую проверку более эффективно финансово и менее затратно психологически.

    Правило 2 – Превентивный налоговый контроль.

    Предварительная оценка аудитором или внешним консультантом правильности ведения бухгалтерского и налогового учета до момента проведения налоговой проверки существенно снижает вероятность нахождения нарушений со стороны налоговых органов.

    Правило 3 – Формальности налоговой проверки.

    Необходимо знать все сроки и обязательства налоговых органов согласно Указа Президента Репсублики Беларусь № 510"О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Это позволит обжаловать необоснованные действия налоговых органов и результаты налоговой проверки по формальным признакам.

    Правило 4 – Процедура налоговой проверки.

    Практика показала, что наиболее эффективное отстаивание прав предприятия возможно до момента подписания акта проверки. Для этого необходимо хорошо знать налоговое законодательство, чтобы агрументированно отстаивать свои права в ходе налоговой проверки. Все агрументированные и законодательно обоснованные доводы контролерами принимаются, что доказано консалтиноговым опытом ООО "БелШтойерн".

    Правило 5 – Обжалование результатов проверки.

    Как показала практика, бороться за свои права никогда не поздно и никогда не бесполезно. Обжалование актов и решений налоговых органов является возможным и эффективным особенно в ситуации, когда у предприятия есть аргументированные доводы, подкрепленные нормами налогового законодательства, или существуют спорные моменты в налоговом законодательстве.

    Правило 6 – Помощь внешних консультантов.

    Если Вы не уверены в собственных силах, то необходимо обратиться за помощью к внешним консультантам - людям профессионально отстаивающим интересы бизнеса в спорах с проверяющими органами. Даже, если не удасться достичь желаемого Вами результата, то можно получить неоценимый опыт, который в дальнейшем поможет Вам самостоятельно отстаивать свои права в спорах с налоговыми органами и другими контролирующими органами.

    Первая ознакомительная консультация по телеыону по любому вопросу, связанному с налоговой проверкой или иной проверкой финансово-экономической деятельности Вашего бизнеса – БЕСПЛАТНО!

    Если Вы заинтересовались нашими предложениями, то обращайтесь в ООО "БелШтойерн":

    +375 (29) 678-21-82