+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

Глава № 7: Налоговое планирование и договора

7.1 Особенности налогового планирования договоров

В данном разделе книги на примере некоторых форм договоров будет предложен алгоритм анализа предмета договора и его существенных условий с точки зрения налогового планирования. Сразу же следует отметить, что для налоговой оптимизации правильно составленным является такой договор, который учитывает сразу несколько аспектов деятельности предприятия.

Во-первых, традиционно любой финансово-экономический договор должен быть составлен грамотно юридически. То есть в договоре должны быть учтены все правовые нюансы отраженные не только в Гражданском кодексе, но и в других нормативных документах, каковыми являются указы и декреты Президента Республики Беларусь, законы и так далее.

Например: Порядок заключения гражданско-правых договор с физическими лицами (договора подряда), предметом которых является выполнение работ, оказания услуг и создание объектов интеллектуальной собственности регламентируется не только Гражданским кодексом Республики Беларусь. Некоторые существенные условия, которые обязательно должны быть отражены в договоре подряда, закреплены в указе Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам». Так, договор подряда, в котором, например, не будет указан порядок расчетов сторон, включая суммы подлежащие оплате, будет признан недействительным согласно указу № 314.

В этой связи мнение и знания юриста должны быть первоочередными и определяющими при заключении договоров с точки зрения налогового планирования. Без профессионального юриста составить юридически грамотный документ не всегда возможно. Особенно важна работа юриста в том случае, когда предприятие использует не типовые договора, а договора направленные на налоговую оптимизацию работы предприятия, а именно такие договора и являются основой налогового планирования.

Во-вторых, для целей налоговой оптимизации важно, чтобы при составлении договоров учитывалось мнение экономиста или финансиста предприятия. Так, в договоре должны быть учтены не только юридические, но и экономические аспекты работы предприятия, должна быть проведена экономическая оценка или экспертиза эффективности договора. Например, в ситуации, когда государство разрешило использовать свободные договорные цены в хозяйственных договорах, размер цены не всегда является юридической составляющей, а является скорее экономическим аспектом договорных отношений. Соответственно именно экономисты должны оценивать уровень цен в хозяйственном договоре.

Например: Очевидно, что предприятию выгодно продать товар по максимально возможной цене, но это не всегда возможно и не всегда необходимо. Иногда для предприятия выгодным может быть продажа товара на экспорт по цене ниже, чем цена реализации на внутреннем рынке. Сразу же отметим, что это однозначно выгодно, когда цена реализации на экспорт отличается от цены реализации на внутреннем рынке менее, чем на сумму НДС. То есть если товар реализуется в Беларуси с НДС в 10% (продовольственные товары), то при реализации этого же товара на экспорт со скидкой в 6%, предприятие получит выручку на 4% больше (10-6), за счет экономии на НДС. Кроме того, при экспорте предприятие может вернуть из бюджета входной НДС, приходящийся на этот экспорт. В этой связи даже 10% скидка на экспортный товар все равно может быть выгодной предприятию за счет возврата входного НДС из бюджета.

В этой связи мнения и знания экономиста или финансиста обязательно должны быть учтены при составлении любого договора в части касающейся финансовых или экономических показателей. При этом именно мнение экономиста или финансиста должно быть определяющим в вопросах связанных с оценкой экономической эффективности договорных отношений, порядка расчетов и иных финансово-экономических аспектах договорных отношений.

В-третьих, важным аспектом эффективности налогового планирования договорных отношений является оценка договора со стороны бухгалтера предприятия. В данном случае важно оценить договор с точки зрения его трудоемкости для его отражения в бухгалтерском и налоговом учете. Последнее влияет на то, сколько затрат, связанных с оплатой труда бухгалтерской службы, потребуется на отражение договорных отношений в бухгалтерском и налоговом учете.

Например: На практике возникают сложности с автоматизацией в бухгалтерском и налоговом учете договоров комиссии и агентских договоров, в которых обязательства выражены в иностранной валюте. При этом трудоемкость «ручного» отражения договоров комиссии в иностранной валюте в бухгалтерском и налоговом учете весьма существенна и может быть сопряжена с многими ошибками. В свою очередь от того, насколько правильно будут отражены в бухгалтерском и налоговом учете договора комиссии и будет зависеть эффективность налоговой оптимизации по договорам комиссии.

На практике вопрос трудоемкости договоров для бухгалтерии не является праздным вопросом, так как именно от работы бухгалтерии зависит правильность отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете. Соответственно от правильности работы бухгалтерского подразделения предприятия зависит то, сколько нарушений найдут контролирующие органы в ходе проверок. Поэтому однозначно не эффективным будет являться то налоговое планирование, которое по факту выльется в наказание предприятия из-за ошибок в налоговом или бухгалтерском учете, связанных с недостаточной проработкой договорных отношений бухгалтерией предприятия

В связи с изложенным далее в книге мною будут представлены на примерах конкретных договоров некоторые аспекты деятельности предприятия, связанные с использованием различных форм договоров, которые оказывают существенное влияние на уровень налоговой нагрузки предприятия. При этом от порядка, подчиненности и характера взаимоотношений между юристом, бухгалтером и экономистом на предприятии, будет зависеть алгоритм разработки оптимальных договорных отношений, а также способы разрешения возможных конфликтных ситуаций, будет зависеть степень эффективности совместной работы всех подразделений и должностных сотрудников субъекта предпринимательства. Последнее обстоятельство определяет возможности достижения запланированных финансово-экономических показателей деятельности предприятия, целей налогового планирования, в том числе и запланированного уровня налоговой нагрузки.

Под эффективностью работы предприятия в данном случае понимается работа организации по достижению максимально возможной прибыли при оптимальном для данного предприятия уровне налоговой нагрузки. Важным фактором в достижении поставленной цели является грамотное сочетание юридических, экономических и бухгалтерских (прежде всего налоговых) аспектов порядка заключения договоров с контрагентами, выработка четкого алгоритма работы всех подразделений предприятия.

03 апреля 2019 года

7.2 Договор комиссии и налоговое планирование

Продолжение следует ...

Предисловие Книги "Налоговое планирование в Беларуси: Теория и практика"
По всем практическим и теоретическим вопросам, связанным с налоговым планированием в Республике Беларусь Вы можете обращаться по следующим координатам:

Консультант по налоговому планированию - Жук Александр Леонидович

+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

220007 г. МИНСК, УЛ. АРТИЛЛЕРИСТОВ Д. 8 КОРПУС 3 (одноэтажное здание) КОМНАТА. № 3. ПЕРЕД ПРИЕЗДОМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗВОНИТЕ.