+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

Глава № 5: Налоговое планирование и государственный контроль

5.1 Тип проверок и налоговое планирование

Одним из важных показателей эффективности налогового планирования является оценка результатов работа предприятия или индивидуального предпринимателя со стороны государственных контролирующих органов. Эффективность налогового планирования определяется не только промежуточными результатами работы по налогового оптимизации, выражающейся в уровне налогового нагрузки, но и окончательными результатами налогового планирования. Окончательным результатом налогового планирования является акт проверки государственного контролирующего органа (налоговые органы или департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля) с оценкой соответствия налоговых схем предприятия требованиям законодательства.

Именно результаты проверок государственных контролирующих органов являются окончательной оценкой эффективности налогового планирования, так как суммы экономических санкций и пеней по результатам проверок являются прямой потерей субъек-тов хозяйствования и являются объективным критерием эффективности налогового планирования предприятия. Для минимизации ущерба от проверок государственных контролирующих органов необходимо проведение комплекса мероприятий налогового планирования, направленных на создание эффективной системы работы с государственными контролирующими органами.

Отдельный раздел налогового планирования изучает мероприятия необходимые для минимизации влияния деятельности государственных контролирующих органов на работу предприятия по оптимизацию уровня налоговой нагрузки. При этом мероприятия по налоговому планированию влияния государственного контроля на деятельность субъектов предпринимательства направлено не только на минимизацию последствий проверок, но и проведение мероприятий направленных на достижения минимального внимания контролирующих органов к работе предприятия. Последнего можно достигнуть, если знать и применять на практике нормативные положения, закрепленные в Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510). Существенные изменения, внесенные в Указ № 510 в последние годы, существенно сократили количество плановых проверок государственных контролирующих органов и в целом изменили подходы государственных контролирующих органов к методам и формам государственного контроля.

В этой связи на первый план встаёт вопрос не того, как эффективно и с минимальными потерями пройти проверку, сколько вопрос о том, как избежать вообще проверок государственных контролирующих органов. Последнее возможно, если знать особенности законодательства регулирующего порядок организации и проведения государственного контроля, а также знать методы и приемы, используемые государственными контролирующими органами при проведении мероприятий государственного контроля. Отличительной особенностью белорусского субъекта предпринимательства, которое эффективно осуществляет налоговое планирование, является не только минимальное количество нарушений, выявленного по результатам проверок, но и минимальное внимание со стороны государственных контролирующих органов.

Все мероприятия налогового планирования, связанные с государственным контролем условно можно подразделить на два направления. Во-первых, это мероприятия налогового планирования, направленные на предотвращение проверок государственных контролирующих органов. Во-вторых, это мероприятия налогового планирования, направленные минимизацию отрицательных последствий, связанных с проверками государственных контролирующих органов. Данные два направления связаны с двумя основными формами государственного контроля, которые применяются в Беларуси, начиная с 2019 года – это мониторинг и проверки (выборочные или внеплановые).

Мероприятия налогового планирования, связанные с проверками, включают в себя следующие этапы: 1) подготовка к проверке; 2) прохождение проверки; 3) минимизация отрицательных итогов проверки. Все указанные этапы будут подробно рассмотрены в последующих разделах данной главы 5 «Налоговое планирование и государственный контроль». В данном же разделе рассмотрим вопрос того, как избежать проверки государственных контролирующих органов. Данный вопрос непосредственно связан с широко применяемом государственными контролирующими органами новом методе контроля – мониторинге.

Согласно Указу № 510, под мониторингом понимается форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга (далее - субъект) на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок. Из данного сложного определения белорусский субъект предпринимательства должен понять следующее: 1) мониторинг – это форма контроля, которая представляет собой оперативную оценку деятельности предприятия на предмет соответствия требованиям законодательства; 2) мониторинг – не предоставляет контролирующим органам полномочия для проведения проверок, то есть мониторинг не является проверкой с юридической точки зрения; 3) мониторинг включает в себя следующий формы контроля: наблюдение, анализ и оценку и не предполагает использование иных методов контроля; 4) по результатам мониторинга субъекту предпринимательства направляются рекомендации по устранению выявленных в ходе мониторинга нарушений без применения штрафных санкций в случае добровольного устранения нарушений.

Исходя из указанных особенностей мониторинга, предприятие должно определить для себя то, как избежать мониторинга, и то, как вести себя в ходе мониторинга, минимизировать последствия мониторинга для субъекта предпринимательства. Для того, чтобы минимизировать вероятность назначения мониторинга на предприятии в вопросе налогообложения необходимо придерживаться следующих несложных правил. Во-первых, необходимо своевременно предоставлять все налоговые декларации и отчеты в государственные контролирующие органы. Во-вторых, необходимо своевременно рассчитываться по своим обязательствам перед бюджетом. В-третьих, необходимо избегать договорных отношений с лжепредпринимательскими структурами или с предпринимательскими структурами с сомнительной деловой репутацией. В-четвертых, необходимо избегать разовых перечислений больших сумм денег, особенно заграницу. Любой большой платеж лучше всего разделить на несколько небольших платежей. В-пятых, соблюдать строгую конфиденциальность деловой информации и деловой переписки на предприятии. Максимально ограничить возможность утечки конфиденциальной информации с предприятия конкурентам, бывшим сотрудникам или контролирующим органам.

Все вышеперечисленные мероприятия направлены на ограничение в возможности получения контролирующими органами конфиденциальной или неблагоприятной для предприятия информации. Следует отметить, что согласно мировым исследованиям до 90% проверок, в том числе и мониторинга, назначается контролирующими органами на основании полученной оперативной информации о совершении правонарушения. В этой связи тем меньше у контролирующих органов будет информации о деятельности предприятия, тем лучше будет для предприятия, тем меньше вероятность назначения мониторинга.

Относительно рекомендаций по поведению в ходе мониторинга, то здесь необходимо помнить, что мониторинг - это не проверка, по результатам которой обязательно должен быть составлен документ (акт или справка проверки). Мониторинг – это такая форма контроля, которая не всегда предполагает наличие или выявление нарушения у белорусского субъекта предпринимательства. В этой связи важно отстаивать свои права и попытаться убедить всех проверяющих в ходе мониторинга, что все неточности законодательства трактуются в пользу предприятия в соответствии с Указом № 510. А это значит необходимо избегать попадания в рекомендации контролирующих органов по результатам мониторинга всех сомнительных или недоказанных вопросов и замечаний. При этом все существенные и доказанные замечания и нарушения, выявленные в ходе мониторинга, необходимо добровольно устранять и исправлять. Это позволит в дальнейшем избежать назначения внеплановых или выборочных проверок. При экономически и юридически правильном поведении в ходе мониторинга предприятия может создать условия для избегания проверок. В ситуации же когда проверки избежать не удалось, то необходимо подготовиться и пройти эту проверку с минимальными отрицательными последствиями для бизнеса, о чем речь пойдет далее.

9 марта 2020 года

5.2 Как подготовиться к налоговой проверке

Продолжение следует ...

5.3 Как самостоятельно пройти налоговую проверку

Продолжение следует ...

5.4 Как оспорить результаты налоговой проверки

Продолжение следует ...

5.5 Налоговое планирование и лжепредприниматели

Продолжение следует ...

Предисловие Книги "Налоговое планирование в Беларуси: Теория и практика"
По всем практическим и теоретическим вопросам, связанным с налоговым планированием в Республике Беларусь Вы можете обращаться по следующим координатам:

Консультант по налоговому планированию - Жук Александр Леонидович

+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

220007 г. МИНСК, УЛ. АРТИЛЛЕРИСТОВ Д. 8 КОРПУС 3 (одноэтажное здание) КОМНАТА. № 3. ПЕРЕД ПРИЕЗДОМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗВОНИТЕ.