+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

Глава № 4: Налоговое планирование и управленческий учет

4.1 Анализ хозяйственной деятельности и налоговое планирование

Налоговое планирование является неотъемлемой частью эффективного комплексного управленческого учета бизнеса. Взаимосвязь налогового планирования и управленческого учета неслучайна, так как налоговое законодательство и уровень налоговой нагрузки оказывает существенное влияние на порядок и методы принятия управленческих решений на предприятии.

При этом специфика белорусского законодательства и особенности ведения бизнеса в Беларуси зачастую приводят к ситуации, когда налоговая оптимизация ставиться в качестве первоочередной и, пожалуй, единственной задачи управленческого учета белорусского предприятия. По мнению многих белорусских бизнесменов именно уровень налоговой нагрузки напрямую влияет на размер прибыли предприятия и является основной и зачастую единственной причиной убыточной или неэффективной работы предприятия. Данные выводы базируются на неверном представлении о влиянии налогов и налогового законодательства на условия ведения бизнеса в Беларуси, а также неумение или незнание правил организации эффективной работы предприятия посредством правильной организации управленческого учета. В свою очередь правильная оценка влияния налогов на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволяет избегать многих ошибочных решений в управленческом учете.

В связи с изложенным в данном разделе книги будут представлены особенности анализа хозяйственной деятельности предприятия с точки зрения налогового планирования. Выбор и дифференциация показателей финансово-экономической деятельности предприятия по их важности с точки зрения налогового планирования работы предприятия. То есть будет представлен анализ влияния и взаимосвязи налогов и налогового планирования и показателей финансово-экономической деятельности белорусского бизнеса.

Анализ влияния налогового законодательства на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия следует проводить по нескольким направления. Во-первых, это анализ налоговой нагрузки предприятия, в разрезе перечня налогов формирующих налоговую нагрузку предприятия. Во-вторых, это анализ внутренних локальных нормативных документов, которые могут оказать влияние на финансово-экономические показатели работы предприятия. К таким локальным нормативным документам относятся, например, приказы, а также учетная политика предприятия, которая не только определяет принципы организации бухгалтерского учета, но и оказывает влияние на результаты работы предприятия. В-третьих, это анализ показателей деятельности предприятия с точки зрения из важности для налогового планирования, а также оценка влияния данных показателей на результаты работы предприятия.

Анализ налоговой нагрузки с точки зрения управленческого учета строится на следующем алгоритме: а) анализ общего размера налоговой нагрузки; б) анализ налогов формирующих налоговую нагрузку; в) анализ факторов влияющих на конкретный налог в общей налоговой нагрузке. Проведем последовательность действий алгоритма анализа налоговой нагрузки на условном примере предприятия оптовой торговли, у которого основным налогом, оказывающим влияние на уровень налоговой нагрузки, является налог на добавленную стоимость (НДС).

Например: В результате анализа уровня налоговой нагрузки у предприятия оптовой торговли установлено, что общая налоговая нагрузка составляет по итогам 2019 года 15%. При этом 11% от данной налоговой нагрузки составляет налоговая нагрузка по НДС, а 4% налоговой нагрузки составляют другие налоги (налог на прибыль, отчисления в ФСЗН). Для каких предприятий может быть характерна такая налоговая нагрузка? Это предприятия, которые основную долю своего товара импортируют из дальнего зарубежья (не Россия и не Казахстан), а реализуют на внутреннем белорусском рынке. При этом данные предприятия отражают в бухгалтерском и налоговом учете минимальный размер прибыли и близкой к минимальному размеру заработную плату.

О чем говорит такой размер и структура налоговой нагрузки? Во-первых, такой размер налоговой нагрузки свидетельствует скорее об отсутствии налогового планирования на предприятии, нежели о его наличии. Для предприятий оптовой торговли размер налоговой нагрузки в пределах 15% является пограничным знанием, свидетельствующим об эффективности управления предприятия. Если налоговая нагрузка превышает 15% от выручки, то можно однозначно говорить о неэффективности управления предприятия, которая, скорее всего, приводит к сложностям с исполнением предприятием своих обязательств перед бюджетом. На практике это выражается в периодическом «попадании» предприятия на картотеку по обязательствам перед бюджетом. Дополнительным показателем неэффективности налогового планирования является «перекошенность» структуры налоговой нагрузки, когда один налог составляет более 2\3 общей структуры налоговой нагрузки предприятия.

Что делать в данной ситуации? Необходимо оценить, какие факторы могут влиять на данный уровень налоговой нагрузки. Во-первых, к таким факторам можно отнести нерегулярность закупки импортных товаров, когда поставки приходятся на последний месяц квартала, что не позволяет принять входной импортный НДС в отчетном периоде. Последнее искусственно увеличивает уровень налоговой нагрузки по НДС. Во-вторых, это отгрузка товаров покупателям со значительной отсрочкой оплаты (2 и более месяцев), что ведет к дефициту оборотных средств, что затрудняет расчеты с бюджетом, а также завышает уровень налоговой нагрузки по НДС, так как НДС начисляется по факту отгрузки товаров. В-третьих, это анализ поставщиков товаров, работ, услуг на предмет уплаты ими НДС. Исходя из приведенной структуры налоговой нагрузки, можно предположить, что предприятие для минимизации уровня налоговой нагрузки по налогу на прибыль пользуется услугами индивидуальных предпринимателей, которые не платят НДС. Как правило, это какие-либо консультационные, маркетинговые или управленческие услуги, с помощью которых минимизируется налоговая нагрузка по налогу на прибыль и при этом обналичиваются денежные средства для выплаты реальной заработной платы работникам предприятия. Отсюда и такое несущественное влияние на уровень налоговой нагрузки налога на прибыль и отчислений в ФСЗН.

Приведенный пример показывает однобокость существующей на белорусских предприятиях системы налогового планирования и налоговой оптимизации, направленной на минимизацию налога на прибыль и налогов из заработной платы без учета их влияния на размер налоговой нагрузки по НДС. В то же время предприятие вполне могут минимизировать уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль за счет выплаты всей официальной заработной платы. При этом, скорее всего, вырастет налоговая нагрузка по налогам из заработной платы, влияние которых на общую налоговую нагрузку можно минимизировать грамотным налоговым планированием налоговой нагрузки по НДС. В среднесрочной перспективе предприятие не только не увеличит общий уровень налоговой нагрузки, но и может привлечь более высококвалифицированных работников, которые заботятся о своем пенсионном обеспечении и поэтому желают получать официальную заработную плату в полном объеме. В долгосрочной же перспективе это будет являться показателем успешности организации управленческого учета на предприятии, которое, безусловно, приведет к улучшению финансово-экономических показателей работы предприятия.

После анализа налоговой нагрузки предприятия необходимо проанализировать влияние тех локальных нормативных документов (приказов, договоров, распоряжений, учетной политики и так далее), которые могут оказать влияние на размер налоговой нагрузки предприятия. Указанный анализ следует производить исходя из структуры налоговой нагрузки, определения тех налогов, которые оказывают наиболее существенное влияние на размер налоговых обязательств предприятия перед бюджетом.

Если вернуться к выше приведенному предприятию оптовой торговли, то следует отметить необходимость анализа договорных отношений на предмет отражения в договорах условий поставки и реализации товаров. С целью оптимизации уровня налоговой нагрузки по НДС важным являться отражение в договорах поставки ритмичности поступления товаров: не одна партия в квартал или полугодие, а ежемесячная равномерная поставка импортного товара. Это позволит принять к вычету максимально возможную сумму импортного входного НДС. В свою очередь при реализации товаров важным является отражение в договорах сроков расчета за реализуемый товар. Чем быстрее покупатель рассчитается за полученный товар, тем больше у предприятия будет возможностей по своевременному расчету с бюджетом, и тем меньше будет налоговая нагрузка по НДС.

После анализа локальный нормативных документов руководство предприятия должно проанализировать и показатели работы предприятия, которые косвенно характеризуют уровень налоговой нагрузки на предприятии. Все показатели, по степени и характеру их взаимосвязи с уровнем налоговой нагрузки предприятия условно можно условно подразделить на показатели, которые являются важными для налогового планирования, и показатели, которые не являются важными для налогового планирования.

18 февраля 2020 года

4.2 Какие показатели важны для налогового планирования

Продолжение следует ...

4.3 Какие показатели не важны для налогового планирования

Продолжение следует ...

Предисловие Книги "Налоговое планирование в Беларуси: Теория и практика"
По всем практическим и теоретическим вопросам, связанным с налоговым планированием в Республике Беларусь Вы можете обращаться по следующим координатам:

Консультант по налоговому планированию - Жук Александр Леонидович

+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

220007 г. МИНСК, УЛ. АРТИЛЛЕРИСТОВ Д. 8 КОРПУС 3 (одноэтажное здание) КОМНАТА. № 3. ПЕРЕД ПРИЕЗДОМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗВОНИТЕ.