+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

Глава № 1: Практическая теория налогового планирования

1.1 Что такое «налоговое планирование»

В практической деятельности белорусского бизнеса понятие «налоговое планирование» считается скорее теоретическим понятием нежели практическим. На практике мало кто из руководителей может ответить, что такое налоговое планирование и зачем оно вообще необходимо для предприятия.

Как правило, белорусским бизнес оперирует более понятным и близким понятием «налоговая оптимизация», под которой понимается такая организация работы предприятия, при которой сумма исчисленных и уплаченных в бюджет налогов будет минимальной. Другие вопросы, связанные с налоговым планированием, в большинстве своем бизнесу не интересны и понятно почему. Дело в том, что, не зная сути понятия налогового планирования, мало кто из действующих руководителей предприятий сможет отметить, на вопрос о том, какую пользу приносит налоговое планирование для бизнеса.

Не вдаваясь в глубокие теоретические рассуждения о сути и терминах налогового планирования, остановимся на наиболее простом и понятном для бизнеса определении данного понятия. Сразу же отметим, что данное определение не академично, а основано на практическом двадцатилетнем опыте автора с темой налогового планирования в Беларуси.

Налоговое планирование – это часть управленческой деятельности предприятия, которое представляет собой процесс системного и постоянного использования законных способов и методов, основанных на правовых нормах действующего законодательства, для юридически и экономически обоснованного и законного достижения оптимально возможного уровня налоговой нагрузки на предприятии в целях достижения желаемого финансового состояния бизнеса.

Приведенное определение базируется как на классическом подходе к налоговому планированию, как к процессу управления и достижения желаемого будущего финансового состояния предприятия, так и к практической оценке роли и возможностей налогового планирования в условиях белорусского экономического законодательства. Важным в данном определении являются следующие три аспекта из определения понятия налоговое планирование.

Во-первых, само понятие планирование предполагает, что бизнес может самостоятельно планировать или прогнозировать свои действия связанные с исчислением и уплатой налогов, а, следовательно, может самостоятельно планировать свой уровень налоговой нагрузки. Именно уровень налоговой нагрузки являются определяющим и наиболее важным показателем для подавляющего большинства белорусских субъектов предпринимательства. На практике же необходимо знать свой уровень налоговой нагрузки, чтобы планировать сумму налогов, которые следует уплатить в бюджет.

Например: В случае, если предприятие знает свой уровень налоговой нагрузки то оно сможет спланировать сумму налогов, которое оно будет уплачивать в предстоящем отчетном периоде (квартале). Например, если у производственного предприятия налоговая нагрузка составляет 20%, то при квартальной выручке 1 млн. рублей, данное предприятие с большой долей вероятности должно будет уплатить налоги на сумму 200 тыс. рублей. Но все ли руководители бизнеса знают уровень своей налоговой нагрузки? А это обязательный атрибут грамотного налогового планирования на предприятии.

Во-вторых, необходимо учитывать, что налоговое планирование должно осуществляться исключительно в рамках действующего законодательства. Сознательное применение незаконных схем налоговой оптимизации изначально является экономически не выгодным управленческим решением. Правоприменительная практика Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в совокупности с новыми методами налогового контроля, утвержденными в статье 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, вступившей в силу с 1 января 2019 года, делают теневую налоговую оптимизацию заведомо убыточной и невыгодной для белорусского бизнеса.

Например: Заключение сомнительных договоров с лжепредпринимательскими структурами на практике приводит к дополнительному доначислению налога на прибыль и НДС в соответствии с методикой, прописанной в указе № 488. При этом доказать свою правоту следственным органам или в экономическом суде на практике белорусский бизнес фактически не может. В свою очередь виновность белорусского субъекта предпринимательства на практике доказывается достаточно просто по факту наличия договорных отношений с лжепредпринимателем. При этом никаких дополнительных доказательств виновности белорусского бизнеса контролерам предоставлять не надо. Такова реальная правоприменительная практика, которую необходимо учитывать при грамотном налоговом планировании в Беларуси.

В-третьих, в условия особенностей белорусского налогового и экономического законодательства необходимо говорить не столько о желаемом, сколько об оптимально возможном уровне налоговой нагрузки на бизнес. Акцент на оптимально возможном, а не желаемом уровне налоговой нагрузки обусловлен спецификой белорусской налоговой системы и налогового администрирования, которая требует несколько иного подхода к понятию налогового планирования.

Например: Одной из особенностей белорусского налогового администрирования является пристальный контроль органов власти, в том числе и налоговых органов над рентабельностью работы белорусских предприятия. В этой связи желание достичь оптимально желаемого уровня налоговой нагрузки за счет убыточной работы предприятия и соответственно неуплаты налога на прибыль на практике не всегда возможно.

Многие руководители предприятий и главные бухгалтера из опыта знают, что налоговые инспектора с «неохотой» принимают налоговые декларации по налогу на прибыль, в которых показан убыток. Для «не посвященных» поясним, что речь в данной ситуации идет не о физическом не принятии декларации, а о «просьбе» налогового инспектора представить декларацию с указанием в ней минимального уровня прибыли, который позволил бы исчислить налог на прибыль. Указанное предложение базируется на негласной уверенности белорусских чиновников о том, что все предприятия работают рентабельно, и только в целях налогообложения «стесняются» показать свою прибыль.

Отказ от исполнения «просьбы» налогового инспектора может иметь последствия, связанные с включением предприятия в ближайший полугодовой план выборочных проверок предприятий. Об этом зачастую намекают непонятливым главным бухгалтерам. С целью избегания последствий, связанных с дополнительным контролем налоговых органов, предприятия вынуждены не показывать в налоговом учете все затраты, которые законодательно необходимо учитывать при исчислении налога на прибыль.

Указанная особенность налогового законодательства и налогового администрирования характерна лишь для белорусской налоговой системы и для других государств не характерна. Но именно такие особенности налогового администрирования требует от белорусского бизнеса искать компромисс между собственными интересами по достижении желаемого уровня налоговой нагрузки предприятия и «необходимостью» уплатой налога на прибыль в ситуации экономически объективной убыточной работы. То есть возникает дилемма между желаемой и оптимально возможной налоговой нагрузкой на бизнес. Как поступать предприятию в данной ситуации?

Приведенную в примере особенность белорусского налогового администрирования необходимо учитывать исходя из возможностей налогового планирования на предприятии. По факту белорусский бизнес может поступить двумя способами.

Во-первых, организация может настоять на правильности предоставленной налоговой декларации, предоставив в налоговую инспекцию экономическое обоснование убыточной деятельности. Правовых оснований в отказе от принятия налоговой декларации по налогу на прибыль у налоговых инспекторов нет. Поэтому чиновники в любом случае примут декларацию. С другой стороны такая настойчивость предприятия может привести к назначению выборочной плановой налоговой проверки в ближайшем полугодии. К такому повороту событий предприятие должно быть готово. Подготовка к налоговой проверке связана с необходимостью проведения предварительной самопроверки либо приглашение аудиторской организации для определения возможных нарушений налогового законодательства. То есть за счет риска возможной дополнительной налоговой проверки предприятие достигает желаемого или объективного уровня налоговой нагрузки.

Второй способ реагирования на «просьбу» налоговых органов связан с изменением налоговой декларации по налогу на прибыль с указанием в ней минимально необходимой для исчисления налога прибыли. При этом по факту предприятие будет вынуждено искусственно увеличить уровень своей налоговой нагрузки по налогу на прибыль. В свою очередь вероятность назначения выборочной налоговой проверки будет минимальной.

Какой из вариантов поведения выбрать? Все зависит от того, каким образом построено налоговое планирование на предприятии.

Так, если предприятие уверенно в правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии, если оно постоянно проходит аудиторские проверки, то и возможное назначение выборочной проверки такому предприятию не страшно. То есть возможен выбор первого варианта поведения.

В свою очередь и второй вариант поведения не всегда свидетельствует о «проигрыше» для бизнеса. Так, указывая минимальную прибыль, предприятие не только избегает возможной выборочной налоговой проверки, но и «вынуждено» проводить мероприятия по налоговой оптимизации по другим налогам. Так, уплата налога на прибыль, может быть компенсировано проведением налогового планирования по другим платежам, например, по налогу на добавленную стоимость (НДС). Тем самым и интересы государства будут соблюдены, и предприятие обеспечит себе приемлемый уровень налоговой нагрузки.

Существенным фактором в выборе варианта поведения является то, каким образом организовано налоговое планирование на предприятии и есть ли оно вообще на предприятии. Чтобы понять то, проводится ли налоговое планирование на вашем предприятии и надо ли его проводить, рассмотрим основные преимущества и выгоды, которые связаны с проведение налогового планирования на предприятии. Для этого необходимо понять, почему налоговое планирование – это важно для любого белорусского предприятия.

14 марта 2019 года

1.2 Почему налоговое планирование - это важно

Обращаясь к теме значения налогового планирования для белорусского бизнеса, следует отметить следующее важное обстоятельство. Уплата налогов является конституционной обязанностью любого белорусского субъекта предпринимательства. По факту налогами облагаются доходы и имущество белорусского бизнеса, а, следовательно, механизм уплаты налогов напрямую связан с получением доходов или наличием имущества у предприятий или индивидуального предпринимателя. При этом под доходами понимается не только прибыль, но и выручка предприятия и иные денежные поступления, связанные с предпринимательской деятельностью (проценты банка по депозитам и остаткам по счетам и так далее).

Не платят налоги лишь не субъекты предпринимательства, у которых нет имущества и доходов, поэтому самый простой способ налоговой оптимизации, это не иметь никакого имущества или доходов, и тогда никаких налогов платить не нужно. Между тем вряд ли такой способ налогового планирования кого-либо устроит. В связи с этим основной целью налогового планирования является не столько достижение минимального (нулевого) уровня налоговой нагрузки, сколько обеспечение приемлемого для предприятий (не обременительного для субъектов предпринимательства) уровня налоговой нагрузки. Такого уровня налоговой нагрузки, который устроит и бизнес, и белорусские контролирующие органы.

Исходя из этих предпосылок, и следует оценивать важность налогового планирования для белорусского бизнеса. Для этого следует определиться с теми направлениями или элементами организации работы субъекта предпринимательства, эффективность которых может повыситься в результате реализации на предприятии мероприятий налогового планирования.

Условно все выгоды налогового планирования можно подразделить на прямые, непосредственно связанные с уплатой налогов, и косвенные, связанные с повышением эффективности деятельности предприятия. При этом прямые выгоды от налогового планирования непосредственно влияют и на косвенные последствия налогового планирования и наоборот. Зачастую на практике не всегда можно разграничить, какие действия по налоговому планированию прямые, а какие косвенные.

Например: С целью проведения налоговой оптимизации уровня налоговой нагрузки по налогу на прибыль предприятие решило проверить правильность ведения бухгалтерского учета. Соответственно в ходе налогового планирования возможно улучшение порядка ведения бухгалтерского учета на предприятии.

Обратной может быть ситуация, когда в ходе аудиторской проверки были выявлены нарушения налогового законодательства, которые в дальнейшем помогут избежать штрафных санкций от налоговой проверки. То есть в результате работы по улучшению работы бухгалтерии предприятия были проведены мероприятия налогового планирования направленные на минимизацию возможных сумм штрафных санкций в ходе налоговой проверки.

Первой и основной выгодой для предприятия от мероприятий налогового планирования является получение информации о том, какую сумму налогов и в какие сроки должно уплатить предприятие в результате осуществления тех или иных хозяйственных операций. Указанная информация служит не только для оценки эффективности налогового планирования, но может быть использована и при составлении бизнес-плана развития предприятия, составления плана платежей и управлении денежными потоками на предприятии.

Например: С целью расширения сбыта продукции в новом году организацией разрабатывается бизнес-план развития, в котором определяется сумма денежных средств необходимых для уплаты налогов. Важность суммы уплачиваемых налогов обусловлена необходимостью привлечения кредитные ресурсы, что требует составления графика расчетов по кредитам, с учетом сумм уплачиваемых платежей в бюджет.

Для точности определения суммы уплачиваемых платежей в бюджет необходимо учитывать много факторов: направление реализации товаров (экспорт или внутренний рынок), планируемый уровень рентабельности (важно для налога на прибыль) и так далее. Точность планируемого уровня налоговой нагрузки будет влиять не только на своевременность расчета по кредиту, но и позволит минимизировать сумму земных средств.

Контроль над уровнем налоговой нагрузки является одним из элементов управленческого учета, дополнительным инструментом контроля над эффективностью работы предприятия. Это является вторым важным элементов налогового планирования для белорусского бизнеса. Так, изменение уровня налоговой нагрузки, произошедшее в течение года, и не связанное с нововведениями в налоговом законодательстве может свидетельствовать о следующем:

- в случае снижения уровня налоговой нагрузки об ошибках в исчислении налогов или о высокой эффективности налогового планирования (если налоговое планирование целенаправленно проводилось);

- в случае увеличения уровня налоговой нагрузки о необходимости проведения мероприятия налогового планирования или неэффективности менеджмента на предприятия, принятии управленческих решений без учета их влияния на уровень налоговой нагрузки.

Важным в данной ситуации является возможность определения с помощью налогового планирования ошибок и недоработок в деятельности предприятия, не позволяющих организации повысить эффективность своей деятельности. Фактически уровень налоговой нагрузки в данном случае является своеобразным «градусником» определяющим уровень налогового здоровья предприятия.

Третьим аспектом, связанным с налоговым планированием, является определение возможностей по оптимизации уровня налоговой нагрузки. Налоги по своей экономической сути являются затратами для предприятия, поэтому по факту оптимизация уровня налоговой нагрузки является оптимизацией затрат предприятия. Указанное обстоятельство делает налоговую оптимизацию общераспространённой и наиболее важной для большинства белорусских субъектов предпринимательства составляющей налогового планирования. На практике к стандартным мероприятиям, направленным на оценку возможностей оптимизации уровня налоговой нагрузки относят следующие:

- сравнительная оценка существующего уровня налоговой нагрузки предприятия со средним значением в отрасли или в динамике на предприятии;

- оценка степени использования на предприятии налоговых льгот, предусмотренных законодательством;

- оценка договорных отношений, с точки зрения их влияния на налогообложение;

- оценка организационной структуры работы предприятия с подходов налогообложения;

- оценка бухгалтерского учета предприятия, с точки зрения его влияния на налогообложение;

- оценка направлений сбыта продукции предприятия с точки зрения налогообложения и так далее.

Приведенные направления налоговой оптимизации не являются исчерпывающими, а скорее стандартными минимальными мероприятия по налоговому планированию. Но даже этот перечень мероприятий позволяет понять насколько существенно влияние налогового планирования. Фактически налоговое планирование связано и с бухгалтерским учетом на предприятии, и с системой сбыта и организации юридической работы предприятия и так далее.

Непосредственной выгодой от процесса оптимизации уровня налоговой нагрузки является поиск оптимальных управленческих решений, оказывающих влияние на размер финансовых ресурсов предприятия, эффективность его работы с точки зрения рентабельности. По своей сути налоговое планирование является одним из составных элементов управленческого учета, который оказывает комплексное влияние на показатели деятельности предприятия.

Например: Одним из направлений налоговой оптимизации является ревизия договорных отношений, то есть по факту юридические вопросы увязаны с уровнем налоговой нагрузки предприятия. Так, для плательщиков НДС является существенным вопрос того являются ли контрагенты поставщики плательщиками НДС, а также в какие сроки необходимо рассчитываться за поставленный товар. Это с одной стороны позволяет оптимизировать уровень налоговой нагрузки по НДС за счет входного НДС, а с другой стороны может позволить сэкономить денежные средства на уплату налогов в случае получения отсрочки по оплате товаров.

Четвертым аспектом, связанным с налоговым планированием является анализ экономических и юридических рисков, связанных с деятельностью предприятия. Вопрос выявления и минимизации налоговых рисков является одним из направлений налогового планирования, который делает схожим налоговое планирование с аудитом. При этом следует отметить существенное отличие между этими двумя направлениями. Аудит проверяет правильность осуществленных сделок с точки зрения законодательства, а налоговое планирование определяет возможности оптимизации работы предприятия с точки зрения существующего законодательства, вырабатывает управленческие направленные на повышение эффективности работы предприятия.

Например: Если предприятие с целью минимизации уплаты налога на прибыль решит осуществить какие-либо расходы, то аудит будет оценивать правильность отражения в операции в бухгалтерском и налоговом учете только по факту совершения операций, в то время как налоговое планирования будет оценивать влияние этого решения на планируемый уровень налоговой нагрузки, а также вырабатывать предложения по минимизации возможных отрицательных последствий от этого решения. Речь идет о возможных претензиях контролирующих органов в ходе проверок.

Следует отметить, что налоговое планирование в отличие от аудита рассматривает не только существующие, то есть отраженные в налоговом и бухгалтерском учете факты, но и вероятные налоговые риски, связанные как с деятельностью налоговых органов, так и обусловленные недостатками в работе предприятия. Последнее может быть, например, связано с тем, что предприятие, по сути, работает правильно, но в результате «человеческого фактора», то есть ошибок работников, может быть наказано контролирующими органами.

Очевидно, что на практике все аспекты налогового планирования осуществить бывает невозможно. Поэтому каждый субъект предпринимательства должен оценить для себя, какое налоговое планирование для него будет оптимальным исходя из конкретных условий осуществления предпринимательской деятельности, наличия квалифицированных кадров и масштаба предприятия.

16 марта 2019 года

1.3 Какое налоговое планирование оптимально

Для того, чтобы начать осуществлять налоговое планирование на предприятии необходимо определиться, какое налоговое планирование для предприятия является оптимальным с точки зрения соотношения затрат и выгод от налоговой оптимизации. Возможно, что предприятие не нуждается в налоговом планировании или налоговое планирование уже осуществляется на предприятии. Чтобы понять это руководителю или собственнику предприятия (человеку, заинтересованному в налоговой оптимизации) необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Кто занимается налоговым планированием на предприятии?

Для ответа на это вопрос необходимо определиться с тем, есть ли на предприятии человек или группа людей (отдел, сектор, управление), который целенаправленно занимается налоговым планированием или нет. Речь в данном случае не идет об обязательном наличии в штате предприятия должности «налоговый консультант» или «специалист по налоговому планированию» или, например, отдел внутреннего аудита, осуществляющий налоговую оптимизацию. Здесь важно наличие в штате предприятия работника или группы людей, который может ответить на вопросы, связанные с налоговым планированием, или налоговой оптимизацией. То есть необходимо понять, есть ли на предприятии сотрудник, который анализирует показатели работы предприятия, оценивает влияние новаций законодательства, системы договорных отношений и так далее на уровень налоговой нагрузки.

В данной ситуации необходимо понимать, что наличие сотрудников, которые целенаправленно занимаются налоговым планированиям, связано с дополнительными затратами предприятия на оплату труда и налоги из заработной платы. Поэтому для того, чтобы понять целесообразность наличия в штате предприятия сотрудников по налоговому планированию важно ответить на следующие вопросы.

2. Каков уровень и структура налоговой нагрузки на предприятии?

Понятие «налоговая нагрузка» и его значения для предприятия будет рассмотрено далее в книги. Здесь же отметим, что налоговая нагрузка является основным или базовым показателем налоговой оптимизации и определяет долю налогов в доходах предприятия (выручка + внереализационные доходы + операционные доходы). Если мы знаем уровень налоговой нагрузки, то можем определить, оптимальна налоговая нагрузка или нет, что в свою очередь является основой для определения необходимости налогового планирования, для определения возможных мероприятий по налоговой оптимизации.

Например: В ходе оценки показателей работы предприятия, осуществляющего оптовую торговлю, было установлено, что его налоговая нагрузка составляет 20%. Много это или мало для предприятия? Вопрос не однозначный и зависит от многих факторов, как-то направления реализации товаров, уровень рентабельности, размер заработной платы работников предприятия и так далее. Каждый из этих факторов по-своему влияет на уровень налоговой нагрузки предприятия и оценивается через структуру налоговой нагрузки предприятия.

В этой ситуации важно учитывать, что показатель налоговой нагрузки не должен рассматриваться как самоцель, то есть работа предприятия не должна быть подчинена исключительно минимизации уровня налоговой нагрузки. Показатель налоговой нагрузки является лишь одним из показателей эффективности работы предприятия и поэтому должен учитываться на всех стадиях осуществления налогового планирования в качестве ориентира, характеризующего оптимальность мероприятий по налоговой оптимизации деятельности предприятия. В свою очередь информация о структуре налоговой нагрузки позволяет определить налоги, оказывающие наиболее существенное влияние на деятельность предприятия. Последняя информация не только позволяет определить мероприятия налогового планирования в разрезе налогов, но и позволяет повысить эффективность работы предприятия.

3. Отслеживается ли на предприятии динамика уровня и структуры налоговой нагрузки, причины, повлиявшие на налоговую нагрузку?

Если предприятие оценивает уровень налоговой нагрузки, то должно делать это систематически, то есть не реже 1 раза в полугодие. Именно такой минимальный интервал оценки налоговой нагрузки позволяет эффективно осуществлять налоговое планирование на предприятии. В свою очередь регулярная оценка динамики налоговой нагрузки свидетельствует о том, что предприятие своевременно учитывает факторы, влияющие на налоговое бремя предприятия, финансово-экономические показатели деятельности предприятия. При этом предприятие имеет возможность своевременно адаптироваться к новому законодательству посредством мероприятий налогового планирования.

Например: С 1 января 2019 года в Республике Беларусь принята новая редакция Налогового кодекса, в которой изменяется порядок налогового контроля. Так, в статье 33 Налогового кодекса введены новые методы налогового контроля, которые необходимо учитывать при проведении мероприятий налоговой оптимизации. Это позволит в дальнейшем избежать штрафных санкций при проведении проверок со стороны контролирующих органов.

То есть, систематическая работа по налоговому планированию, оценка динамики налоговой нагрузки позволяет прогнозировать влияние изменения налогового законодательства не только на уровень налоговой нагрузки предприятий, но и своевременно оптимизировать затраты предприятия, в целом повысить показатели эффективности работы предприятия. С учетом практики ежегодного изменения белорусского налогового законодательства процесс оценки динамики уровня налоговой нагрузки является не только важным фактором эффективности налогового планирования на предприятии, но и важным элементом эффективного управления всей работы предприятия.

4. Учитывается ли при заключении договоров его влияние на уровень налогообложения?

Осуществление налогового планирования означает, что предприятие учитывает сумму уплачиваемых налогов на всех стадиях ведения бизнеса. Так одним из элементов налогового планирования является оценка влияния заключаемых договор на уровень налоговой нагрузки предприятия. Зачастую именно на стадии заключения договор осуществляется первоначальное налоговое планирование.

Например: В ситуации, когда предприятие является плательщиком НДС, то важным фактором при заключении договоров является вопрос того, являются ли контрагенты-поставщики товаров или услуг плательщиками НДС или нет. Это позволяет оптимизировать уровень налоговой нагрузки за счет входного НДС. При этом сам факт уплаты НДС не должен быть определяющим при заключении договоров, так как помимо НДС предприятие уплачивает также и налог на прибыль, а также важным являются сроки расчетов по сделкам. А это значит, что сама стоимость товара или услуги может быть более важным для эффективности работы предприятия, нежели факт уплаты НДС.

Таким образом, уже на стадии заключения договоров предприятие может производить предварительный налоговый мониторинг сделки, чтобы определиться является ли данная операция выгодной для предприятия с точки зрения налогового планирования или нет. Очевидно, что не всегда экономически целесообразным является налоговый анализ всех хозяйственных договоров. Но по крупным экономическим договорам такой анализ, как правило, целесообразен. Крупной сделок для целей налогового планирования, будет являться та сделка, которая существенно влияет на работу предприятия, что зависит от масштаба предприятия и особенностей его деятельности.

Более подробно о возможностях использования договоров в налоговом планировании будет описано далее в книге. Здесь лишь отметим, что грамотно составленный договор позволяет не только оптимизировать уровень налоговой нагрузки, но и позволяет избежать ошибок в исчислении и уплате налогов. Указанный вывод подтверждается практическим опытом работы автора в качестве аудитора и налогового инспектора.

5. Составляется ли на предприятии график уплаты обязательных платежей для оценки влияния налогообложения на движение денежных потоков?

Составление графиков расчета с бюджета по налогам является составным элементом баланса движения денежных средств на предприятии, составляемым в процессе бюджетирования деятельности организации. Знание периодичности уплаты платежей в бюджет в совокупности с информацией о налоговой нагрузке предприятия позволяет не только избежать начисления пени по задолженности перед бюджетом, в случае отсутствия денежных средств на счетах предприятия, но и позволяет избегать возможной блокировки счетов предприятия со стороны контролирующих органов.

Например: Практический опыт показывает, что средний уровень налоговой нагрузки на предприятиях составляет порядка 10-20% от выручки. Соответственно зная средний уровень налоговой нагрузки на предприятии и планируемый объем выручки можно прогнозировать сумму денежных средств необходимую к перечислению в бюджет ежеквартально 22 числа. Так, например, если выручка предприятия за квартал составила 900 тыс. рублей, то предприятию необходимо 22 числа месяца следующего за отчетным кварталом резервировать на счете средства в размере от 90 до 180 тыс. рублей для своевременности расчетов с бюджетом.

Экономия денежных средств на пене и экономических санкциях, а также отсутствие запрета на расходные операции по счету является дополнительным источником оборотных средств, наряду с оптимальным уровнем налоговой нагрузки. Суть налогового планирования заключается не только в достижении налоговой экономии, но и в умении избежать дополнительных выплат (экономические санкции и пени), связанные с неверным или несвоевременным исчислением и уплатой налогов.

6. Как оценить затраты на налоговое планирование?

Для ответа на данный вопрос необходимо понять, нужно ли иметь в штате предприятия человека - собственного работника или возможно привлечение внешних консультантов. Наличие в штате собственного специалиста по налоговому планированию означает постоянные затраты на заработную плату и налоги из заработной платы, которые должны окупаться результатами работы специалиста по налоговому планированию.

Практика показывает, что такие расходы не всегда целесообразны для малых предприятий, у которых потребность в налоговом планировании не постоянна, а возникает лишь в случаях изменения налогового законодательства или изменения видов деятельности, проведения налоговой проверки на предприятии и т.д. В таком случае возможное привлечение сторонних специалистов по налоговому планированию является экономически более выгодным для предприятия, нежели содержать в штате предприятия своего налогового специалиста.

Например: В случае, если предприятие знает свой уровень налоговой нагрузки, который не являются обременительными для предприятия, так как предприятие своевременно рассчитывается по налогам и не имеет долгов перед бюджетом, то специалист по налоговому планированию вообще-то и не нужен. Другая ситуация, когда предприятие не справляется с налоговым бременем и поэтому постоянно имеет проблемы по расчетам с бюджетом, постоянно допускает ошибки в исчислении налогов или постоянно подвергается камеральному контролю, то возможно следует подумать о наличии в штате предприятия человека, который сможет осуществлять налоговое планирование. В этом случае очевидно, что затраты на специалиста по налоговому планированию должны с лихвой компенсироваться потерями от претензий контролирующих органов (штрафы, пени, налоговые ошибки и так далее).

Следует отметить, что перечисленные вопросы не являются исчерпывающим перечнем ситуаций, характеризующим порядок применения налогового планирования на предприятии. Вместе с тем они позволяют понять то необходимо ли налоговое планирование и то, каким способом осуществлять налоговое планирование: собственными силами или с привлечением внешних консультантов. В ситуации, если предприятие самостоятельно будет осуществлять налоговое планирование, то необходимо знать базовые элементы налогового планирования.

21 марта 2019 года

1.4 Базовые элементы налогового планирования

Прежде, чем начать осуществлять налоговое планирование необходимо определиться с тем, на каких принципах или базовых элемента базируется налоговая оптимизация. Разговор о принципах налогового планирования не случаен. Зачастую люди, осуществляющие налоговое планирование, одержимы одной целью по минимизации суммы уплачиваемых налогов и не задумываются о последствиях своих действий. Как правило, все руководители или собственники белорусского бизнеса считают, что их налоговая нагрузка сильно завышена и пытаются ее оптимизировать. При этом на практике все цели и средства хороши, что не всегда правильно.

Для того чтобы осуществить налоговое планирование на предприятии с минимальными отрицательными последствиями для бизнеса необходимо учитывать следующие базовые элементы налогового планирования. Так на практике белорусские экономисты, бухгалтера и иные специалисты, осуществляющие налоговое планирование, должны применять следующие апробированные на практике принципы налогового планирования:

- оптимизация налоговой нагрузки;

- минимальное вмешательство в условия деятельности предприятия;

- разумный налоговый риск;

- конфиденциальное налоговое планирование.

Рассмотрим указанные базовые элементы налогового планирования на практических примерах.

Оптимизация налоговой нагрузки.

Как неоднократно отмечалось ранее, целью налогового планирования является вопрос не минимизации, а оптимизации уровня налогообложения в его чистом виде. При этом минимальный уровень налоговой нагрузки не всегда будет оптимальным. Так, нам необходимо учитывать ограничения, которые устанавливает государство и собственники предприятия.

Например: Мы не можем с целью минимизации налоговой нагрузки довести уровень прибыли до нуля. Помимо налоговых органов нулевому уровню рентабельности будут препятствовать доводимые государством плановые параметры рентабельности (для государственных предприятий) и желание собственников (для частного предприятия). Хотя в последнем случае доходы от деятельности предприятия могут выплачиваться не в форме дивидендов, а в форме заработной платы, если собственник одновременно является и работником предприятия, или иных формах. В данном случае происходит сравнение налоговой нагрузки на заработную плату и прибыль (дивиденды) предприятия, где налоговая нагрузка меньше, тем способом и выплачиваются доходы собственнику предприятия.

Таким образом, интересы собственников, наряду с ранее отмечаемыми требованиями налоговых органов, являются одним из основных ограничений для минимизации уровня налоговой нагрузки по налогу на прибыль. Убыточная работа предприятия не только является отрицательным показателем работы предприятия для его собственников, но и является фактором повышенного интереса к бизнесу со стороны контролирующих органов. Последнее для налоговой оптимизации не приемлемо.

Минимальное вмешательство в условия деятельности

Минимальное вмешательство в деятельность предприятия означает, что все мероприятия налогового планирования должны учитывать особенности финансово-экономической деятельности предприятия. Каждая организация является сложным механизмом, состоящим из определенной управленческой, производственной и организационной структуры. Любое вмешательство в её деятельность посредствам изменения организационной структуры или системы прохождения информации и т.д., может привести к отрицательным последствиям. Речь может идти как об ухудшении управляемости бизнесом, так и о снижении финансово-экономических результатов работы (прибыли). Эти последствия нужно просчитывать и учитывать.

Например: Разделение крупной организации на 10 мелких предприятий, с переводом каждой из них на упрощенную систему звучит глупо. Но с точки зрения налогового планирования это может быть выгодным. С другой стороны, если у предприятия имеется непрофильный вид деятельности, планируемая выручка которого соответствует критериям по применению упрощенной системы налогообложения, то иногда имеет экономический смысл произвести расчет обоснованности выделения направления в отдельное предприятие, использующее упрощенную систему налогообложения. С точки зрения налоговой оптимизации это может быть выгодным.

Указанный принцип основывается на взаимосвязи методов налогового планирования и существующих экономических связей и организационной структуры предприятия, выбор оптимального характера вмешательства в деятельность предприятия. Любое вмешательство в существующий бизнес должно быть экономически и юридически обоснованным.

Разумный налоговый риск

Разумный налоговый риск предполагает, что применение схем налоговой оптимизации, которые наверняка вызовут споры с налоговыми органами, как правило, экономически и юридически не оправданны. Расходы на споры с налоговыми органами, а также дополнительные штрафные санкции и пени могут превысить экономию на налоге.

Например: В практике иногда встречаются ситуации, когда предприятия с целью минимизации суммы начисленного НДС или налога на прибыль идут на заключение сделок с лжепредпринимательскими или рискованными предпринимательскими структурами. С первого взгляда это кажется довольно эффективными и быстрым способом оптимизации уровня налоговой нагрузки. Но с другой стороны практика показывает, что все указанные сделки подвержены повышенному контролю со стороны контролирующих органов и на практике, как правило, однозначно трактуются в пользу государства. Следовательно, сделки с лжепредпринимательскими структурами являются сделками с повышенным, а иногда и не допустимым, для нормального бизнеса уровнем риска, а значит, в налоговом планировании не приемлемы.

В процессе налогового планирования, как правило, возникает налоговый риск, который необходимо учитывать. При этом грамотно организованное налоговое планирование предполагает, что налоговый риск прогнозируем и экономически обоснован. В свою очередь если предприятие не готово пойти на налоговый риск, то налоговое планирование, связанное с выработкой схем налоговой оптимизации, применять не следует, лучше ограничиться аудиторскими проверками, проводимыми с целью предотвращения нарушений налогового законодательства, а значит направленными ни минимизацию сумм экономических санкций и пеней со стороны контролирующим органов.

Конфиденциальное налоговое планирование

Конфиденциальное налоговое планирование предполагает организацию налоговой оптимизации таким образом, чтобы она не привлекала внимание контролирующих органов. Практика показывает, что чем реже предприятие подвергается проверкам со стороны контролирующих органов, тем более эффективным является результат налоговой оптимизации.

Например: Обычной практикой налоговых органов является контроль над субъектами предпринимательства, пользующимися налоговыми льготами. Как правило, предприятия льготники чаще проверяются налоговыми органами, нежели предприятия льготами не пользующимися. В этой ситуации с точки зрения налогового планирования более выгодным может быть отказ от налоговых льгот, особенно если применение налоговой льготы на практике не всегда однозначно. Возможная экономия от налоговой льготы на деле может быть нивелирована повышенным контролем со стороны налоговых органов.

В процессе налогового планирования необходимо организовывать работу таким образом, чтобы у окружающих (партнеров, конкурентов, контролирующих органов и так далее) даже не возникло мысли о том, что предприятие занимается налоговой оптимизацией. Последнее возможно только в том случае, если информацией о налоговом планировании владеет максимально ограниченный круг лиц. По сути мероприятия налогового планирования для предприятия являются коммерческой тайной, которая позволяет повысить эффективность управления предприятия, а также улучшить его финансово-экономические показатели. А соответственно, как к коммерческой тайне, к налоговому планированию и следует относиться.

Перечисленные принципы или базовые элементы организации налогового планирования носят универсальный характер и применимы в условиях любого законодательства, о чем имеется практический белорусский опыт. При этом, чтобы понять как применить перечисленные принципы налогового планирования на практике рассмотрим примерную организационную структуру налогового планирования на типовом белорусском предприятии.

27 марта 2019 года

1.5 Как организовать налоговое планирование

Одним из наиболее существенных вопросов, связанных с налоговым планированием, является вопрос организации процесса налоговой планирования на каждом конкретном предприятии. Сразу же отметим, что порядок организации налогового планирования зависит от масштабов предприятия и целей, которых планируется достичь посредствам налогового планирования. При этом есть некоторые общие правила и процедуры организации налогового планирования.

Во-первых, налоговое планирование это комплекс управленческих решений, который непосредственно связано с тремя сферами деятельности предприятия: юридическая, экономическая и бухгалтерский учет. Все эти три направления деятельности предприятия должны быть учтены при налоговом планировании для того, чтобы налоговое планирование или налоговая оптимизация были действительно комплексными. В случае, если предприятие или индивидуальный предприниматель преследует определенные конкретные цели или нет финансовых ресурсов для учета всех сфер деятельности, то налоговое планирование может производиться только в определенной сфере деятельности.

Например: Если предприятие работает по упрощенной системе налогообложения, то основным критерием налогового планирования, который необходимо учитывать является экономический показатель – размер выручки предприятия. При этом остальные элементы налогового планирования (юридические и бухгалтерские) могут быть проигнорированы без особого ущерба для предприятия.

В свою очередь если предприятие работает по общей системе налогообложения, то важно учитывать не только экономические, но и юридические и бухгалтерские аспекты работы предприятия. Так, для уплаты НДС, важным является юридический критерий, а именно с какими контрагентами, и на каких условиях заключаются договора. В свою очередь для налога на недвижимость важным являются бухгалтерские аспекты, а именно каким образом начисляется амортизация, и как в бухгалтерском учете отражается стоимость основных средств.

В этой связи важно, чтобы налоговым планированием на предприятии занимались, как экономисты, так юристы и бухгалтера предприятия. При этом необходимо учитывать размеры предприятия и наличие специалистов осуществляющих бухгалтерский учет, экономические расчеты и юридическое сопровождение деятельности предприятия. На некоторых малых предприятиях данные вопросы могут осуществляться одним человеком, например, главным бухгалтером.

Во-вторых, важно, чтобы налоговое планирование было максимально конфиденциально. Чем меньше человек на предприятии знает об осуществлении налогового планирования, тем меньше вероятность того, что на предприятии будет допущена «утечка информации» об особенностях налоговой оптимизации работы предприятия. Идеальным случаем является ситуация, когда об особенностях налоговой оптимизации бизнеса знает только директор или учредитель предприятия.

Например: В ситуации, когда учредитель предприятия не может полностью доверять наемному директору в силу его профессионализма и человеческих качеств, то возможен вариант привлечения внешнего консультанта по налоговому планированию. В данном случае внешний консультант по налоговому планированию помогает определить проблемные места в работе предприятия и предложить перечень мероприятий, которые помогут оптимизировать налоговую нагрузку предприятия. При этом грамотный перечень мероприятий налогового планирования не должен акцентировать внимание именно на налоговой оптимизации, а должен быть направлен на повышение эффективности работы предприятия в целом.

Не идеальным, но вполне приемлемым, является ситуация, когда помимо директора или учредителя особенностями налогового планирования на предприятии владеет еще один человек. Таким человеком может быть главный бухгалтер или заместитель директора по экономике и финансам, или юрист предприятия. Важно, чтобы этот человек был максимально профессиональным и порядочным по отношению к руководителям предприятия и имел навыки и общие представления о налоговом планировании. Исходя из того, какой человек на предприятии ответственен за налоговое планирование и определяется возможная структура управления на предприятии.

В-третьих, важной составляющей эффективной организации налогового планирования является определение структуры управления данным процессом и порядок организации обмена и контроля над информацией, связанной с налоговой оптимизацией. На практике возможны два варианта организационной структуры: 1) с привлечением внешнего консультанта и 2) без привлечения внешнего консультанта.

В первом случае, при привлечении внешнего консультанта, создается такая структура управления налоговым планированием, при которой внешний консультант периодически (не реже одного раза в квартал) имеет доступ к отчетной информации предприятия. Такой отчетной информацией являются налоговые декларации, балансы, оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета и так далее. Доступ к такой информации позволяет оперативно контролировать уровень налоговой нагрузки предприятия и вырабатывать предложения по оптимизации уровня налоговой нагрузки предприятия.

Во втором случае, когда организационная структура создается без привлечения внешнего консультанта, важным является выбор человека, который будет координировать, и анализировать всю информацию, связанную с налоговым планированием. На практике таким человеком может быть, как юрист, так и экономист, так и бухгалтер. Каждый из этих специалистов связан с налоговым планированием.

Например: Для избегания возможных неточностей связанных с исполнением договорных отношений (например, порядок расчетом между контрагентами, порядок поставки товара и так далее) важно юридически правильное составление хозяйственного договора. Без грамотного юриста здесь не обойтись. В свою очередь только высококвалифицированный экономист может определить, какой вид договора (например, договор комиссии или договор купли-продажи) предприятию более выгодно заключить в данных экономических условиях для оптимизации уровня налоговой нагрузки. При этом если в бухгалтерском учете будут допущены ошибки, связанные с отражением в бухгалтерском и налоговом учете хозяйственных операций, то все усилия экономиста и юриста по налоговой оптимизации могут оказаться напрасными.

В этой связи успешной будет только та структура организации налогового планирования, при которой главным будет тот специалист, который сочетает в себе как высокие профессиональные качества (знания теоретических и практических основ и составных элементов налогового планирования), так и высокие человеческие качества (порядочность, компетентность, ответственность и так далее). При этом не является принципиальным, к какой профессии (юрист, экономист или бухгалтер) относится данный человек.

Воспользоваться экономическими и юридическими выгодами, связанными с налоговым планированием, можно в случае создание комплексной системы налогового планирования, включающей в себя создание штатной структуры или определения перечня работников предприятия, нацеленных на оптимизацию налогов. Последняя цель в частности предполагает определение конкретных работников, за которыми закрепляются должностные обязанности, связанные с налоговым планированием.

20 апреля 2019 года

1.6 Кто должен заниматься налоговым планированием

Определение персонального перечня работников, которые должны заниматься налоговым планированием, базируется на следующих предпосылках. Во-первых, необходимо понять, есть ли среди работников предприятия люди, которые знают базовые основы налогового планирования, а именно знание налогового законодательства, экономической теории, хозяйственного права и бухгалтерского учета. Без этих знаний квалифицированного специалиста по налоговому планированию на предприятии быть не может.

Во-вторых, необходимо определиться с тем, есть ли на предприятии работники, которые помимо профессиональных знаний обладают и высокими человеческими качествами: порядочность, компетентность, профессионализм, скромность, доброжелательность и другие. Перечень данных качеств не случаен. Человек, который занимается налоговым планированием, должен не только профессионально и со знанием относится к своей работе, но и должен уметь хранить в секрете всю конфиденциальную информацию о работе предприятия, не должен быть мстительным в случае конфликтных ситуаций с руководством предприятия. Мировая практика показывает, что до 90% нарушений в ходе проверок выявляются на основании информации полученных от бывших работников предприятия либо конкурентов, или иных недоброжелателей. В этой связи люди, которые занимаются налоговых планированием, должны быть безупречны по человеческим качествам, иначе к налоговому планированию данных людей лучше не привлекать, чтобы избежать отрицательных последствий. В этом случае лучше найти хорошо зарекомендовавшего себя специалиста по налоговому планированию со стороны на аутсорсинге.

В-третьих, на основании вышеуказанного анализа профессиональных и человеческих качеств работников предприятия можно определиться создавать ли на предприятии собственную структуру, осуществляющую налоговое планирование, или привлечь людей со стороны. В крупных компаниях возможно создание целого отдела (или сектора) налогового планирования либо наделить этой функцией службу внутреннего аудита, финансовую службу или юридическое управление. В небольших организациях функции налогового планирования возлагаются на главного бухгалтера или директора предприятия. В данной ситуации важно понимать, что первоочередным является не количество людей, занимающихся налоговых планированием, а качество их работы. На практике один высококвалифицированный специалист может принести больше пользы, чем целый отдел.

Для того, чтобы даже один специалист по налоговому планированию работал на предприятии эффективно, он должен получать от других работников и подразделений предприятия всю необходимую для него информацию. Так, условный руководитель направления налогового планирования должен иметь тесный контакт с финансовым (плановым) отделом, юристом, отделом сбыта и снабжения, бухгалтерией предприятия. Каждый из перечисленных субъектов выполняет определенные функции, связанные с налоговой оптимизацией.

Руководитель налогового планирования осуществляет общую координацию работы по налоговому планированию на предприятии, принимает решения по методам и формам налогового планирования с учетом структуры организации, ее кадрового потенциала и технологических особенностей производственного процесса и реализации товаров (работ, услуг).

Работники финансового (планового) отдела вырабатывают мероприятия и предложения по реализации налогового планирования на предприятии. Они осуществляют мониторинг за движением денежных потоков, оценивают эффективность экономических показателей и производят все экономические расчеты по запросу руководителя налогового планирования.

Юридическая служба осуществляет юридическое сопровождение вырабатываемых руководителем налогового планирования мероприятий по налоговой оптимизации, оказывает помощь в разрешении споров с налоговыми и иными контролирующими органами.

Отдел сбыта, и отдел снабжения организовывают поставку сырья и реализацию продукции с учетом рекомендаций по реализации мероприятий налогового планирования.

Бухгалтерия предприятия осуществляет документальное сопровождение в бухгалтерском и налоговом учете хозяйственных операций, связанных с налоговой оптимизацией, отражает окончательный результат налоговой оптимизации, который выражается в сумме исчисленных налогов. Бухгалтерия предоставляет информацию из бухгалтерской и налоговой отчетности для определения эффективности налогового планирования.

В должностные обязанности специалиста, осуществляющего налоговое планирование на предприятии, могут быть включены следующие пункты:

1. Оценка порядка исчисления и уплаты налогов с точки зрения налоговой оптимизации, проверка достоверности составления налоговой декларации. Речь в данном случае идет не только о том, что налоги должны быть исчислены в соответствии с требованиями законодательства, но и о том, что было сделано или не сделано для того, чтобы налоги были оптимальными для предприятия. Одним из этапов проверки декларации являются анализ применяемых льгот, расчет уровня налоговой нагрузки по каждому из платежей, оценка возможностей по оптимизации уровня налоговой нагрузки. Фактически специалист по налоговому планированию должен предварительно оценивать составленную бухгалтерией налоговую декларацию, до момента её сдачи в налоговую инспекцию.

2. Проведения анализа своевременности расчетов предприятия с бюджетом, выявление причин образования задолженности. Данная должностная обязанность предполагает составление плана движения денежных потоков на предприятии, графика расчетов с контрагентами и государственным бюджетом. Это позволит избежать дополнительных расходов, связанных с начислением пени и экономических санкций по своевременно не уплаченным налогам.

3. Ежеквартальный анализ уровня, структуры и динамики налоговой нагрузки на предприятие. Это позволяет определить, оптимальна ли нагрузка на организацию, и выявить направления налогового планирования. Дополнительно это позволяет определить влияние изменения налогового законодательства на уровень налоговой нагрузки предприятия.

4. Выработка предложений по оптимизации налоговой нагрузки с учетом использования договорных отношений, элементов текущего и долгосрочного налогового планирования. Это позволяет учитывать особенности налогового законодательства для конкретного предприятия в зависимости от вида деятельности и особенностей финансового положения, договорных отношений с поставщиками и подрядчиками. Указанная должностная обязанность является основой для выработки долгосрочной стратегии по оптимизации уровня налоговой нагрузки предприятия.

Приведенный сжатый перечень должностных обязанностей работника налогового планирования, определяет основные функции работника и может быть дополнен другими обязанностями по усмотрению нанимателя. Важным в данной ситуации является создание такой системы сбора и обработки информации на предприятии, при которой окончательная информация о принимаемых на предприятиях методах налогового планирования концентрируется у строго ограниченного круга пользователей (руководитель и собственник предприятия). Сохранение конфиденциальности в части информации о мероприятиях налоговой оптимизации позволяет избежать возможных неблагоприятных последствий, связанных с утечкой указанной информации контролирующим органом от «доброжелателей предприятия».

В этой связи необходимо помнить основное правило или принцип налоговой оптимизации: «Лучше не заниматься налоговой оптимизацией вообще, нежели оптимизировать налоги и получить за это штраф от контролирующих органов». К налоговому планированию следует относиться рационально, взвешено, юридически и экономически обосновано. Для того, чтобы понять, как реализовать этот принцип на практике рассмотрим далее на практических примерах особенности налогового планирования в Беларуси.

29 апреля 2019 года

Предисловие Книги "Налоговое планирование в Беларуси: Теория и практика"
По всем практическим и теоретическим вопросам, связанным с налоговым планированием в Республике Беларусь Вы можете обращаться по следующим координатам:

Консультант по налоговому планированию - Жук Александр Леонидович

+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

220007 г. МИНСК, УЛ. АРТИЛЛЕРИСТОВ Д. 8 КОРПУС 3 (одноэтажное здание) КОМНАТА. № 3. ПЕРЕД ПРИЕЗДОМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗВОНИТЕ.