+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
"БЕЛШТОЙЕРН"

Глава № 7: Налоговое планирование и договора

7.1 Особенности налогового планирования договоров

В данном разделе книги на примере некоторых форм договоров будет предложен алгоритм анализа предмета договора и его существенных условий с точки зрения налогового планирования. Сразу же следует отметить, что для налоговой оптимизации правильно составленным является такой договор, который учитывает сразу несколько аспектов деятельности предприятия.

Во-первых, традиционно любой финансово-экономический договор должен быть составлен грамотно юридически. То есть в договоре должны быть учтены все правовые нюансы отраженные не только в Гражданском кодексе, но и в других нормативных документах, каковыми являются указы и декреты Президента Республики Беларусь, законы и так далее.

Например: Порядок заключения гражданско-правых договор с физическими лицами (договора подряда), предметом которых является выполнение работ, оказания услуг и создание объектов интеллектуальной собственности регламентируется не только Гражданским кодексом Республики Беларусь. Некоторые существенные условия, которые обязательно должны быть отражены в договоре подряда, закреплены в указе Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам». Так, договор подряда, в котором, например, не будет указан порядок расчетов сторон, включая суммы подлежащие оплате, будет признан недействительным согласно указу № 314.

В этой связи мнение и знания юриста должны быть первоочередными и определяющими при заключении договоров с точки зрения налогового планирования. Без профессионального юриста составить юридически грамотный документ не всегда возможно. Особенно важна работа юриста в том случае, когда предприятие использует не типовые договора, а договора направленные на налоговую оптимизацию работы предприятия, а именно такие договора и являются основой налогового планирования.

Во-вторых, для целей налоговой оптимизации важно, чтобы при составлении договоров учитывалось мнение экономиста или финансиста предприятия. Так, в договоре должны быть учтены не только юридические, но и экономические аспекты работы предприятия, должна быть проведена экономическая оценка или экспертиза эффективности договора. Например, в ситуации, когда государство разрешило использовать свободные договорные цены в хозяйственных договорах, размер цены не всегда является юридической составляющей, а является скорее экономическим аспектом договорных отношений. Соответственно именно экономисты должны оценивать уровень цен в хозяйственном договоре.

Например: Очевидно, что предприятию выгодно продать товар по максимально возможной цене, но это не всегда возможно и не всегда необходимо. Иногда для предприятия выгодным может быть продажа товара на экспорт по цене ниже, чем цена реализации на внутреннем рынке. Сразу же отметим, что это однозначно выгодно, когда цена реализации на экспорт отличается от цены реализации на внутреннем рынке менее, чем на сумму НДС. То есть если товар реализуется в Беларуси с НДС в 10% (продовольственные товары), то при реализации этого же товара на экспорт со скидкой в 6%, предприятие получит выручку на 4% больше (10-6), за счет экономии на НДС. Кроме того, при экспорте предприятие может вернуть из бюджета входной НДС, приходящийся на этот экспорт. В этой связи даже 10% скидка на экспортный товар все равно может быть выгодной предприятию за счет возврата входного НДС из бюджета.

В этой связи мнения и знания экономиста или финансиста обязательно должны быть учтены при составлении любого договора в части касающейся финансовых или экономических показателей. При этом именно мнение экономиста или финансиста должно быть определяющим в вопросах связанных с оценкой экономической эффективности договорных отношений, порядка расчетов и иных финансово-экономических аспектах договорных отношений.

В-третьих, важным аспектом эффективности налогового планирования договорных отношений является оценка договора со стороны бухгалтера предприятия. В данном случае важно оценить договор с точки зрения его трудоемкости для его отражения в бухгалтерском и налоговом учете. Последнее влияет на то, сколько затрат, связанных с оплатой труда бухгалтерской службы, потребуется на отражение договорных отношений в бухгалтерском и налоговом учете.

Например: На практике возникают сложности с автоматизацией в бухгалтерском и налоговом учете договоров комиссии и агентских договоров, в которых обязательства выражены в иностранной валюте. При этом трудоемкость «ручного» отражения договоров комиссии в иностранной валюте в бухгалтерском и налоговом учете весьма существенна и может быть сопряжена с многими ошибками. В свою очередь от того, насколько правильно будут отражены в бухгалтерском и налоговом учете договора комиссии и будет зависеть эффективность налоговой оптимизации по договорам комиссии.

На практике вопрос трудоемкости договоров для бухгалтерии не является праздным вопросом, так как именно от работы бухгалтерии зависит правильность отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете. Соответственно от правильности работы бухгалтерского подразделения предприятия зависит то, сколько нарушений найдут контролирующие органы в ходе проверок. Поэтому однозначно не эффективным будет являться то налоговое планирование, которое по факту выльется в наказание предприятия из-за ошибок в налоговом или бухгалтерском учете, связанных с недостаточной проработкой договорных отношений бухгалтерией предприятия

В связи с изложенным далее в книге мною будут представлены на примерах конкретных договоров некоторые аспекты деятельности предприятия, связанные с использованием различных форм договоров, которые оказывают существенное влияние на уровень налоговой нагрузки предприятия. При этом от порядка, подчиненности и характера взаимоотношений между юристом, бухгалтером и экономистом на предприятии, будет зависеть алгоритм разработки оптимальных договорных отношений, а также способы разрешения возможных конфликтных ситуаций, будет зависеть степень эффективности совместной работы всех подразделений и должностных сотрудников субъекта предпринимательства. Последнее обстоятельство определяет возможности достижения запланированных финансово-экономических показателей деятельности предприятия, целей налогового планирования, в том числе и запланированного уровня налоговой нагрузки.

Под эффективностью работы предприятия в данном случае понимается работа организации по достижению максимально возможной прибыли при оптимальном для данного предприятия уровне налоговой нагрузки. Важным фактором в достижении поставленной цели является грамотное сочетание юридических, экономических и бухгалтерских (прежде всего налоговых) аспектов порядка заключения договоров с контрагентами, выработка четкого алгоритма работы всех подразделений предприятия.

03 апреля 2019 года

7.2 Договор комиссии и налоговое планирование

Одним из наиболее интересных с точки зрения налоговой оптимизации является договор комиссии (или договор поручения). Общие юридические требования к порядку составления договор комиссии определены в главе 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Основные вопросы, возникающие в ходе составления договоров комиссии, заключаются в определение двух важных «налоговых аспектов»: 1) в размере вознаграждения комиссионера и 2) в порядке расчетов между сторонами договора комиссии. От данных факторов во многом зависит порядок начисления НДС и налога на прибыль.

Общий порядок определения размера вознаграждения комиссионера определен в статье 881 Гражданского кодекса.

Правовая справка: Статьей 881 Гражданского кодекса определено, что комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, если комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), - также дополнительное вознаграждение в размере и порядке, установленных в договоре комиссии.

Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение уплачивается после исполнения договора комиссии в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 394 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 статьи 394 Гражданского кодекса определено, что в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Кроме того, статьей 891 Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях - и дополнительного вознаграждения за делькредере возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение поручения суммы. Комиссионер не имеет права на возмещение расходов по хранению находящегося у него имущества комитента, если в законодательстве или договоре комиссии не установлено иное.

Порядок определения комиссионного вознаграждения, а также перечень и размер возмещаемых комиссионеру сумм, связанных с исполнением договора поручения являются ключевыми моментами в договоре комиссии с точки зрения налогообложения. То есть, размер, исчисляемых по договорам комиссии налогов, и уровень налоговой нагрузки на предприятии зачастую существенно зависит от процедуры описания перечня расходов, возмещаемых комиссионеру. подробности и точности описания юристами или главными бухгалтерами (на малых предприятиях) данных аспектов в договоре комиссии.

В современной правоприменительной налоговой практике сложился подход, по которому в договорах комиссии целесообразно указывать все расходы, которые комитент будет возмещать комиссионеру. При этом перечень расходов, возмещаемых комиссионеру, с точки зрения налогового планирования должен учитывать «налоговую субъектность» как комиссионера, так и комитента. Под «налоговой субъектностью» в данном случае понимается вопрос уплаты комитентом и комиссионером НДС и налога на прибыль. На практике возможны четыре варианта определения размера комиссионного вознаграждения.

1. Комитент является плательщиком НДС и налога на прибыль, и комиссионер является плательщиком НДС и налога на прибыль. В этом случае для комитента наиболее выгодным с точки зрения налоговой оптимизации является устанавливать в договоре максимально возможную сумму комиссионного вознаграждения. В этом случае сумма уплачиваемого НДС и налога на прибыль для комитента будет минимальной.

Для комиссионера наиболее выгодной с точки зрения налогового планирования является ситуация установление минимально экономически обоснованной суммы комиссионного вознаграждения. В этом случае сумма уплачиваемого НДС и налога на прибыль для комиссионера будет минимальной. Здесь еще раз необходимо отметить об экономически обоснованном размере комиссионного вознаграждения, так как минимизация сумм уплачиваемых налогов не является главной целью ведения бизнеса. Главная цель ведения бизнеса — это получение прибыль, и уже исходя из этой цели следует строить процедуры налоговой оптимизации и определять размер минимально возможного для комиссионера комиссионного вознаграждения, которая приведет к рентабельности и экономическому смыслу сделки.

2. Комитент является плательщиком НДС и налога на прибыль, а комиссионер не является плательщиком НДС и налога на прибыль. В этом случае для комитента наиболее выгодным с точки зрения налоговой оптимизации налога на прибыль является устанавливать в договоре максимально возможную сумму комиссионного вознаграждения. На налоговую оптимизации НДС размер комиссионного вознаграждения в этом случае напрямую влиять не будет.

Для комиссионера наиболее выгодной с точки зрения налогового планирования является установление минимально экономически обоснованной суммы комиссионного вознаграждения. В этом случае сумма уплачиваемого налога по упрощенной системе налогообложения будет минимальной. Здесь еще раз необходимо отметить об экономически обоснованном размере комиссионного вознаграждения, о чем было написано выше.

3. Комитент не является плательщиком НДС и налога на прибыль, и комиссионер является плательщиком НДС и налога на прибыль. В этом случае для комитента с точки зрения налоговой оптимизации не имеет значения размер возможной суммы комиссионного вознаграждения, так как это не влияет на сумму исчисляемого налога по упрощенной системе налогообложения.

Для комиссионера наиболее выгодной с точки зрения налогового планирования является установление минимально экономически обоснованной суммы комиссионного вознаграждения. В этом случае сумма уплачиваемого НДС и налога на прибыль для комиссионера будет минимальной. Здесь еще раз необходимо отметить об экономически обоснованном размере комиссионного вознаграждения, о чем было написано выше.

4. Комитент не является плательщиком НДС и налога на прибыль, и комиссионер не является плательщиком НДС и налога на прибыль. В этом случае для комитента с точки зрения налоговой оптимизации не имеет значения размер возможной суммы комиссионного вознаграждения, так как это не влияет на сумму исчисляемого налога по упрощенной системе налогообложения.

Для комиссионера наиболее выгодной с точки зрения налогового планирования является установление минимально экономически обоснованной суммы комиссионного вознаграждения. В этом случае сумма уплачиваемого налога по упрощенной системе налогообложения будет минимальной. Здесь еще раз необходимо отметить об экономически обоснованном размере комиссионного вознаграждения, о чем было написано выше.

В дополнение к изложенному следует сделать несколько уточнений. Во-первых, помимо рассмотренной ранее ситуации по применению предприятием упрощенной системы налогообложения НДС может не уплачиваться и в случаи применения экспортных договоров, или работа с нерезидентами Республики Беларусь. Также и по налогу на прибыль субъект предпринимательства может не являться плательщиком в случае применения налоговых льгот. При этом не смотря на все многообразие возможных экономических и юридических ситуаций общий подход к налоговому планированию сохраняется.

Во-вторых, при определении размера и перечня возмещаемого комиссионеру вознаграждения следует учитывать меняющуюся макроэкономическую и правовую ситуацию. А это значит, что целесообразно с периодичностью не реже, чем один раз в год пересматривать условия договоров комиссии на предмет уточнения размера и структуры комиссионного вознаграждения. Это существенно повышает не только эффективность налоговой оптимизации, но и общую макроэкономическую эффективность работы предприятия.

В-третьих, при определении перечня возмещаемых комиссионеру затрат необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Правовая справка: Пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса определено, что затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) законодательством.

Согласно положениям пункта 1 статьи 169 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь в налоговом учете учитываются только экономически обоснованные затраты, а это значит, что при определении перечня возмещаемых комиссионеру затрат необходимо перечислять только те затраты, которые непосредственно связаны с исполнением договора комиссии.

Например, если комитент планирует возмещать комиссионеру расходы на рекламу и продвижение на рынке комиссионного товара, то об этой услуге комиссионера необходимо обязательно прописать в договоре, иначе возможны вполне обоснованные претензии со стороны контролирующих органов об экономическом и документальном обосновании затрат, понесенных комиссионером.

При этом из представленных комиссионером первичных бухгалтерских документ должно четко следовать, что данные расходы комиссионера непосредственно связаны с исполнением договора комиссии, а не являются собственными расходами комиссионера по иной деятельности. Данное замечание является существенным в ходе проведения проверок договоров комиссии со стороны государственных контролирующих органов.

Вторым налоговым аспектом, связанным с налоговым планированием договор комиссии является порядок расчетов между сторонами договора комиссии. Порядок расчета комитента с комиссионером помимо непосредственно определения размера комиссионного вознаграждения дополнительно предполагает и определение сроков и порядка расчета между комитетом и комиссионером. На практике зачастую предусматриваются два варианта расчетов:

1) зачисление денежных средства за реализованный товар на счета комиссионера с последующим удержанием из данных сумм комиссионного вознаграждения и перечисления оставшейся суммы комитенту;

2) зачисление денежных средств за реализованный товар на счета комитента с последующим перечислением в определенный в договоре срок комиссионного вознаграждение комиссионеру.

Выбор варианта расчетов между комитентом и комиссионером помимо юридических особенностей дополнительно должен предусматривать и экономический (налоговый) аспект, связанный с уплатой НДС.

Правовая справка. Пунктом 12 статьи 121 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что днем отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав их собственником, правообладателем на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров признается по выбору плательщика одна из следующих дат:

дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав их собственником, правообладателем комиссионеру, поверенному или иному аналогичному лицу;

дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателю, заказчику с учетом положений пункта 2 настоящей статьи.

Выбранный плательщиком порядок определения дня отгрузки (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав отражается в учетной политике организации (решении индивидуального предпринимателя) и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит.

Данные законодательные налоговые ограничения необходимо учитывать при выборе в учетной политике предприятия метода определения выручки в целях налогообложения (экономический аспект) и определения счетов, на которые будут поступать деньги за реализованный товар (юридический аспект). Оба данных положения должны быть взаимосвязаны и учтены при заключении договора комиссии.

С точки зрения оптимизации налогообложения выбор счетов, на которые зачисляются денежные средства за реализованный товар, не столь важен, так как в современном налоговом законодательстве фактическое начисление налогов осуществляется по факту отгрузке товаров. Наиболее важным является закрепление в учетной политике комитента даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Для комитента наиболее выгодным с точки зрения налоговой оптимизации является использование варианта, когда датой определения момента реализации комиссионного товара с точки зрения исчисления НДС является дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателю, заказчику с учетом положений пункта 2 настоящей статьи.

Правовая справка: Пунктом 2 статьи 121 Налогового кодекса определено, что днем отгрузки товаров признаются:

дата их отпуска покупателю (получателю или организации (индивидуальному предпринимателю), осуществляющей перевозку (экспедирование) товара, или организации связи), если продавец не осуществляет доставку (транспортировку) товаров либо не производит затрат по их доставке (транспортировке);

дата, определяемая в соответствии с учетной политикой организации (решением индивидуального предпринимателя), но не позднее даты начала их транспортировки - в иных случаях.

В случае, когда дата реализации комиссионного товара в целях исчисления НДС определяется по дате отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателю, заказчику комитент получает максимально возможный временной интервал по отсрочке в уплате НДС. В рассмотренном случае уплата НДС производится только когда комиссионер реализует товаров конечному покупателю, а не тогда, когда товар передается от комитента комиссионеру. В этом случае исключается уплата НДС за тот период, в котором товар находился на складах комиссионера и не был фактически реализован. Сохраняются не только оборотные средства комитента, но и уплата НДС производится по фактической реализации товара (работы, услуги).

Важным аспектом налогового планирования системы расчетов между комитентом и комиссионером является своевременное перечисление денег от комиссионера к комитенту и обратно. То есть важным является своевременное получение комитентом оплаты за реализованный товаров, а также важным является получение комиссионером своевременно комиссионного вознаграждения за выполнение условий договора комиссии. Своевременность расчетом между комитентом и комиссионерам позволяет обоим участникам сделки договора комиссии иметь денежные средства для своевременных расчетов с бюджетом. А именно своевременный расчет с бюджетом является одним из важных элементов налогового планирования.

Приведенный налоговый анализ правовых коллизий, связанных с договором комиссии является наглядным примером того, насколько важна с экономической (налоговой) точки зрения слаженная работа юристов и экономистов по составлению и реализации на практике договоров. От того, насколько юридически грамотно будет составлен и реализован на практике договор комиссии, зависит не только уровень налоговой нагрузки предприятия, но и возможные дополнительные расходы предприятия на судебные тяжбы с контролирующими органами. Поэтому еще на стадии составления договора, а также в процессе реализации договора комиссии должен быть выработан единый юридический подход к трактовке договоров комиссии, выработана методика его «защиты» от проверяющих органов. При этом методика «защиты» должна не только присутствовать в организации, но и должна на практике применяться в случае возникновения споров с налоговыми органами. Последнее замечание не является излишним, так как автору на практике приходилось сталкиваться с ситуацией, когда предприятию не удавалось отстаивать свои юридически обоснованные требования, связанные с реализацией на практике договоров комиссии, перед налоговыми органами в связи с возникающими разногласиями между юристами и экономистами. В результате уплачивались дополнительные налоги и экономические санкции, хотя последнего обстоятельства можно было и избежать.

27 августа 2023 года

7.3 Договор подряда (оказания услуг) и налоговое планирование

По своей экономической и юридической сути договор подряда и договор возмездного оказания услуг во многом схожи. Пожалуй, единственным, с точки зрения экономиста, существенным различием в использовании данных договоров в хозяйственной деятельности предприятия является предмет договора – работы или услуги. Следует отметить, что пунктом статьи 13 Налогового кодекса Республики определено, что термины гражданского права и других отраслей права, используемые в Налоговом кодексе, применяются в тех значениях, в которых они используются в этих отраслях права, если иное не установлено Налоговым кодексом. Налоговым кодексом не определено понятие работы и услуги, поэтому в налоговом праве используются те же понятия, что и в гражданском праве.

Правовая справка: Пунктом 1 статьи 656 Гражданского кодекса определено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон. Пунктом 1 статьи 733 Гражданского кодекса определено, что по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Разграничение между материальным и нематериальным выражением результатов исполнения договоров подряда и возмездного оказания услуг и определяют случаи использования того или иного договора в экономической деятельности предприятия, а особенно в сфере налогового планирования. Так в случаи, когда возможно определить материальную форму договора, например, составление бизнес-плана, бухгалтерской или налоговой отчетности, то речь идет о договоре подряда. Когда материальной формы договора невозможно определить точно, например, погрузка грузов или уборка территории, то целесообразным будет заключение договора возмездного оказания услуг. В остальных аспектах данные договора схожи и связаны с исполнением подрядчиком (исполнителем) определенных работ (услуг) по заданию заказчика. В свою очередь заказчик обязуется по договору подряда (оказания услуг) принять указанные работы (услуги) и оплатить их результаты.

Договора подряда (оказания услуг) с точки зрения налогового планирования может заключаться с юридическими лицами или с физическими лицами. В зависимости от того заключен договор подряда (оказания услуг) с юридическим или физическим лицом зависит и то, какие налоги будут оптимизированы субъектом хозяйствования.

Договор подряда (оказания услуг) с юридическими лицами

С точки зрения налогообложения использование договоров подряда (оказания услуг) особенно актуально в ситуациях экономических кризисов или роста конкуренции на рынке, когда возникает вопрос необходимости оптимизации затрат предприятия за счет использования аутсорсинга. Суть аутсорсинга заключается в передаче организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, которая производит данные работы с наименьшими затратами.

Следует отметить, что в современном белорусском праве термин «аутсорсинг» практически не используется. Исключением является применение данного термина в нормативных документах Национального Банка Республики Беларусь. Несмотря на отсутствие в белорусском законодательстве определения термина «аутсорсинг» сам аутсорсинг фактически законодательством не запрещен и используется, например, в Декрете Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики».

На практике наиболее часто аутсорсинг в отношениях с юридическими лицами используется при заключении договоров на оказание бухгалтерских или юридических услуг. Как правило в таких договорах в разделе «предмет договора» указывается оказание юридических либо бухгалтерских услуг. Возможно также заключение договоров с юридическими лицами на клиринговые услуги или услуги по перевозке или доставке товаров или материалов.

С точки зрения налогового планирования все вышеперечисленные договора аутсорсинга необходимо анализировать по следующим параметрам:

1) Влияние на размер затрат предприятия и налог на прибыль;

2) Влияние на налоговую экономию по налогу на добавленную стоимость;

3) Влияние на налоговую экономию по налогам из оплаты труда.

Во-первых, при оценке влияния аутсорсинга на затраты предприятия производится сопоставление затрат, которые несет предприятие при выполнении определенной работы самостоятельно, либо с использованием услуг сторонней организации. В этом случае с точки зрения налогового планирования оценивается влияние договор подряда (оказания услуг) на начисление налога на прибыль.

Например: Если предприятие решило использовать аутсорсинг при перевозке товаров и материалов, то экономия затрат будет определяться как разница между расходами на содержание собственного транспорта и расходами на услуги сторонней организации. В этом случае экономия затрат, как правило достигается в том случае, когда расходы по перевозке товаров и услуг носят не регулярный характер, то есть производятся не ежедневно, что позволяет применять аутсорсинг, как экономически более выгодное решение.

Экономия затрат в данном случае влияет на размер исчисляемого налога на прибыль. Так, чем больше будет экономия затрат, тем больше будет исчислен налог на прибыль (в 2023 году – 20% от суммы налоговой экономии).

С точки зрения налога на прибыль аутсорсинг с использованием договора подряда (оказания услуг) вроде бы и не выгоден. Но здесь следует учитывать и другие налоги: НДС и налоги из оплаты труда.

Во-вторых, при оценке аутсорсинга юридических лиц с точки зрения налогового планирования необходимо учитывать и возможное влияние НДС на эффективность сделки. Так, если предприятие, которое, пользуется услугами аутсорсинга является плательщиком НДС и предприятие, которое оказывает услуги по аутсорсингу является плательщиком НДС, то возникает налоговая экономия по НДС.

Например: Если предприятие приобретает юридические услуги по договору оказания юридических услуг и при этом юридическая фирма является плательщиком НДС, то фактически сумма уплачиваемого предприятием НДС будет уменьшатся. В этом случае юридическая фирма будет предоставлять для вычета входной НДС и сумма фактически уплачиваемого НДС в бюджет для предприятия будет минимальным.

В-третьих, при оценке аутсорсинга юридических лиц с точки зрения налогового планирования необходимо учитывать и налоговую экономию по платежам из заработной платы. В случае применения аутсорсинга с юридическими лицами предприятие не будет уплачивать подоходный налог и отчисления в Фонд социальной защиты (ФСЗН).

Например: Если предприятие приобретает бухгалтерские услуги по договору аутсорсинга, то соответственно нет необходимости уплачивать подоходные налог и отчисления в ФСЗН из заработной платы главного бухгалтера и прочих бухгалтеров. Напомним, что в 2023 году ставка подоходного налога составляет 13%, а отчисления в ФСЗН составляют 35%, а значит налоговая экономия может быть существенной.

Обобщая изложенное, можно отметить, что использование аутсорсинга с юридическими лицами с точки зрения налогообложения приводит к «переплатам» по налогу на прибыль, может привести к «налоговой экономии» по НДС и как правило приводит к «налоговой экономики» по налогам из заработной платы. Помимо налоговых аспектов важным аспектом аутсорсинга является следующие два вопроса, которые необходимо учитывать при выборе контрагентов при аутсорсинге.

Важным аспектом договоров подряда (оказания услуг) является вопрос четкое распределение ответственности сторон в случае ненадлежащего исполнения обязательств. Последнее обстоятельство особенно важно в ситуации, когда не до конца известны возможности исполнителя по качеству оказания аутсорсинговых услуг. При этом если аутсорсинговые услуги оказываются не качественно, то весь «налоговый эффект» для предприятия может быть нивелиров в отрицательное значение, с экономической точки зрения.

Также важным аспектом договоров аутсорсинга является вопрос порядка расчета между сторонами, а именно определение механизма определения стоимости услуг и порядка перечисления денег за выполнение работ или услуг. Данный вопрос напрямую связан с качеством оказания аутсорсинговых услуг, а также возможностью контроля заказчика над исполнением для избегания ситуации завышения расходов исполнителя или недобросовестностью исполнителя.

При заключении договора подряда или оказания услуг, важно соблюдение следующего принципа: «Чем более подробно прописаны условия договора, тем больше вероятности надлежащего его исполнения или возможности успешного отстаивания своих интересов через суд в случае ненадлежащего исполнения договора». При этом налоговая экономия, достигаемая в результате использования договора подряда (оказания услуг), должна стать одним из существенных факторов в выборе партнеров, что является показателем эффективности менеджмента бизнеса.

Договор подряда (оказания услуг) с физическими лицами

При использовании договоров подряда (оказания услуг) в отношении с физическими лицами следует выделить два момента: 1) заключение договоров с физическими лицами; 2) заключение договоров с индивидуальными предпринимателями, которые по своей юридической сути тоже являются физическими лицами. В обоих случаях при заключении договоров подряда (оказания услуг) с физическими лицами происходит оптимизация расходов предприятия и налоговая оптимизация по налогам, исчисляемым из заработной платы. При этом общий порядок налоговой экономии существенно различается.

При заключении договоров подряда (оказания услуг) непосредственно с физическими лицами происходит налоговая экономия по затратам связанным с начислением отпускных физическим лицам. Соответственно на сумму отпускных не начисляются подоходный налог и отчисления в ФСЗН. При это указанная экономия по отпускным вместе с налогами является экономией затрат, которые облагаются налогом на прибыль. На практике налоговая экономия по платежам из заработной платы (составляющая в совокупности 48%) существенно больше нежели возможное дополнительное начисление налога на прибыль по ставке 20%.

Дополнительным преимуществом использования договор подряда с физическими лицами является возможность лучшего подбора кадров. В условиях высокой текучести кадров и низкой квалификации работников руководителям предприятий выгодно вместо заключения трудового договора с испытательным сроком в три месяца заключать договор возмездного оказания услуг на месяц на выполнение определенного вида услуг (грузчика, уборщика помещений, менеджера, мерчендайзера и так далее). В данной ситуации уже по итогам работы за месяц или несколько месяцев (если с одним работником последовательно было заключено несколько договоров возмездного оказания услуг), работодатель решает вопрос о возможности заключения трудового договора.

В случае заключения договоров подряда (оказания услуг) с индивидуальными предпринимателями, являющимися по своей сути тоже физическими лицами, механизм налоговой оптимизации отличен. Данные отличия условно можно разделить на трех аспектах налоговой оптимизации.

Во-первых, стоимость услуг индивидуальных предпринимателей по оказания услуг включает в себя только стоимость вознаграждения и не учитывает, как суммы отпускных, так и суммы больничных. При этом согласно требованиям законодательства индивидуальных предприниматель имеет возможность учитывать сумму расходов для исчисления подоходного налога, то есть подоходный налог исчисляется, как разность между суммой полученного дохода и суммой имеющихся расходов.

Правовая справка: Пунктом 30 статьи 205 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что Суммы расходов подлежат исключению в пределах доходов, полученных в отчетном (налоговом) периоде, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Сумма превышения в налоговом периоде расходов плательщика над суммой доходов, полученных в этом налоговом периоде, переносится на последующие налоговые периоды до полного ее использования в части расходов на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (регистрацию нотариального бюро), открытие счетов в банках, аренду недвижимого имущества, получение лицензий, квалификационных аттестатов, свидетельств об аттестации.

Пунктом 36 статьи 205 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что вместо произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской, нотариальной деятельности, плательщики имеют право определить расходы в размере двадцать (20) процентов общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской, нотариальной деятельности. При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц такие расходы не могут учитываться одновременно с расходами, подтвержденными документально.

Дополнительно следует указать на то, что согласно законодательству ставка подоходного налога для индивидуальных предпринимателей и физических лиц отличается. Так, физические лица платят подоходный налог по ставке 13%, а индивидуальные предприниматели по ставке 20% в 2023 году, и по ставке подоходного налога в 25% в 2024 году. В этой связи важно учитывать имеются ли у индивидуального предпринимателя документально подтвержденные затраты, чтобы можно было провести налоговую оптимизацию подоходного налога.

Во-вторых, при использовании договор оказания услуг с индивидуальными предпринимателями происходит налоговая оптимизация и по отчислениями в ФСЗН. Согласно требованиям белорусского законодательства отчисления в ФСЗН уплачиваются со всей суммы исчисленной заработной платы для физического лица, и только с минимальной заработной платы для индивидуального предпринимателя.

Правовая справка: Пунктом 2 статьи 11 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2021 года № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон о ФСЗН) определено, что Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты самостоятельно начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы со дня постановки их на учет в качестве плательщиков, за исключением случаев, установленных статьей 13 настоящего Закона.

Обязательные страховые взносы не уплачиваются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами за периоды неосуществления в отчетном году предпринимательской, нотариальной, адвокатской деятельности с указанием таких периодов в документах индивидуального персонифицированного учета в системе государственного социального страхования (далее - документы персонифицированного учета).

Статьей 9 Закона о ФСЗН определено, что сумма обязательных страховых взносов, исчисленная из дохода физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, за исключением физических лиц - плательщиков налога на профессиональный доход, которые не являются получателями пенсий, а также не применяют налоговый вычет по этому налогу, должна быть не менее суммы таких взносов, исчисленной из размеров минимальных заработных плат, установленных и проиндексированных в соответствии с законодательством в месяцах, за которые уплачиваются взносы.

В этой связи применения договоров услуг в целях налоговой экономии отчислений в ФСЗН становится весьма выгодным при заключении договорных отношений с индивидуальным предпринимателями по высокооплачиваемым работам: составление бизнес-планов, бухгалтерской отчетности, руководства предприятием и так далее. В этом случае налоговая экономия от отчислений в ФСЗН будет больше, нежели возможные дополнительные суммы начислений по подоходному налогу, связанную с разностью налоговых ставок.

В-третьих, заключение договоров оказания услуг с индивидуальными предпринимателями может привести не только к налоговой экономии по отчислениям в ФСЗН, но и к налоговой экономии по отчислениям НДС. Так если индивидуальный предприниматель является плательщикам НДС, то предприятие получает дополнительную экономию и по суммам исчисленного к уплате НДС за счет входного НДС от индивидуальных предпринимателей.

Правовая справка: Пунктом 1 статьи 113 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что плательщиками налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются:

1.1. индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения, если сумма определяемых в порядке, установленном статьей 205 настоящего Кодекса, выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 500 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки.

1.3. индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения, независимо от возникновения обстоятельства, указанного в подпункте 1.1 настоящего пункта, если им принято решение об уплате налога на добавленную стоимость и в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого будет исчисляться налог на добавленную стоимость, представлено в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о принятом решении об уплате налога на добавленную стоимость по установленной форме.

В заключение данной главы следует остановиться на ограничениях в использовании договоров подряда и договоров оказания услуг установленные законодательством. Данные ограничения установлены статьей 33 Налогового кодекса Республики Беларусь и направлены на привлечение дополнительных поступлений в бюджет.

Правовая справка: Пунктом 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2022 года № 465 (далее – постановление 465) определено, что для целей настоящего постановления основаниями для отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, не обусловленным разумными экономическими или иными причинами, в отсутствие намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности могут являться:

заключение гражданско-правовых договоров с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, которые фактически выполняют функции, предусмотренные трудовыми договорами (подмена трудовых отношений гражданско-правовыми);

намеренная государственная регистрация нескольких юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и (или) намеренное разделение деятельности между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, имеющими право на применение особых режимов налогообложения и (или) налоговых льгот;

Фактически государство определило, что может признать незаконными любые договорные отношения с индивидуальными предпринимателями, если посчитает, что данный договор «скрывает» трудовой договор. Также незаконными признаются договорные отношения с индивидуальными предпринимателями, специально созданными для применения особых режимов налогообложения. Для того, чтобы минимизировать претензии контролирующих органов необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, при заключении договоров подряда (возмездного оказания услуг) юристам необходимо закрепление в договоре некоторых обязательных условий, предусмотренных законодательством.

Правовая справка: Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 года № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» определено, что обязательными условиями договора подряда (возмездного оказания услуг) являются:

- порядок расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;

- обязательство заказчика - юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам (далее - заказчик), по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

- обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора, и ответственность за их невыполнение;

- основания досрочного расторжения гражданско-правового договора;

- ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 процента невыплаченной суммы за каждый день просрочки.

Отсутствие вышеперечисленных условий в договорах подряда (возмездного оказания услуг), заключенных с физическими лицами, является нарушением трудового законодательства, и может признаваться лжепредпринимательством согласно Постановлению № 465.

Второй особенностью применения договоров подряда является обязательное наличие в приложениях к договору смет, экономически обосновывающих стоимость работ или услуг. Наличие экономического обоснования позволяет минимизировать возможные претензии со стороны контролирующих органов.

Третье особенностью применения договор подряда (возмездного оказания услуг) является четкое определение в договоре перечня работ, услуг, выполняемых физическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Последнее обстоятельство весьма важно в случае выполнения договора услуг, которые не имеют материальной основы.

При проведении расчетов по таким договорам подряда необходимо составление акта выполненных работ, с точным указанием объема работ по каждой из должностных обязанностей. К акту должны прилагаться первичные документы (приказов, протоколов совещаний, протоколов переговоров, подписанных договорах и так далее) подтверждающих фактический объем выполненных работ. Отсутствие указанных документом может вызвать претензии контролирующих органов к обоснованности указанных затрат.

Четвертой особенностью применения договоров подряда (возмездного оказания услуг) являются сроки, на которые заключаются данные договора.

Правовая справка: Статьей 292 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что временными признаются работники, принятые на работу на срок до двух месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (должность), - до четырех месяцев. Статьей 293 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что условия о временном характере работы должны быть указаны в трудовом договоре.

Одной из ошибок при заключении договоров возмездного оказания услуг или договор подряд. является установление сроков выполнения работ или оказания услуг на период более одного месяца. Так, в практике автора, встречались случаи заключения договоров возмездного оказания услуг (уборка территорий) сроком до одного года. В данной ситуации нарушается трудовое законодательство, так как с работником, принятым на работу на срок, равный или более двум месяцам следует заключать трудовой договор. Данный работник в соответствии с Трудовым кодексом является временным работником. Не соблюдение формы заключения трудового договора является нарушением не только трудового законодательства, но и может стать обвинением в лжепредпринимательстве согласно критериям Постановления № 465.

Использование договоров подряда и договоров возмездного оказания услуг в экономической деятельности предприятия является одним из существенных резервов повышения эффективности работы предприятия в современных макроэкономических условиях. Экономический эффект от использования данных договоров во многом будет зависеть не только от экономического расчета эффективности его использования, но и от юридически и экономически правильного оформления всех правовых аспектов, связанных с использованием договоров подряда и возмездного оказания услуг в экономической деятельности предприятия. В случае юридически или экономически неверного оформления договоров подряда и возмездного оказания услуг к субъектам хозяйствования могут быть применены экономические санкции, как в соответствии с трудовым, так и в соответствии с налоговым законодательством. Последнее обстоятельство не позволят достичь запланированных результатов налоговой оптимизации от применения договоров подряда и договоров оказания услуг с юридическими и физическими лицами

28 октября 2023 года

7.4 Смешанные договора и налоговое планирование

В последнее время весьма популярными стали смешанные договора – договора, которые по сути предмета договора сложно отнести к какому-либо конкретному договору согласно требованиям Гражданского кодекса Республики Беларусь. Юридически процедура заключения и оформления смешанных договор регламентируется статьей 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Правовая справка: Пунктом 2 статьи 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что, если иное не предусмотрено законодательными актами, стороны могут заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Фактически в данном случае действует требования статьи 391 Гражданского кодекса о том, что «граждане и юридические лица свободны в заключении договора». При этом «условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством».

На практике законодательство зачастую не может регулировать все нормы и положения заключаемых договор, а поэтому при определении предмета гражданского договора важно понять его суть с точки зрения действующего белорусского законодательства. Последнее является весьма важным с точки зрения налогового законодательства Республики Беларусь, так как от того каким будет определен предмет договора зависит и порядок налогообложения данного смешанного договора. Фактически налогообложения является вторичным по отношению к гражданско-правовым отношениям, так как именно от того, в чем именно предмет договорам зависит порядок налогообложения, а не наоборот.

В этой связи показательными с точки зрения анализа смешанных договор могут является публичный Агентский договор, заключаемый ООО «Интернет Решения» (торговая марка «OZON» или «ОЗОН») со своими Принципалами (далее – договор «OZON»), и договор Оферта о реализации товара на сайте WILDBERRIES, заключаемый ООО «Вайлдберриз» (торговая марка «WILDBERRIES») со своими Продавцами (далее – договор «WILDBERRIES»). Обе формы этих договоров не предусмотрены в Гражданского праве Республики Беларусь, а следовательно, являются по своей сути смешанными договорами. Рассмотрим каждый из договоров по отдельности.

Агентский договор от «ОЗОН» («OZON»)

Согласно условиям договора «ОЗОН» («OZON») компания ООО «Интернет Решения» является – Агентом, а Принципалом является любое юридическое лицо или индивидуальных предприниматель, который зарегистрировался в Личном кабинете сайта OZON.RU. (Для анализа рассмотрен действующий договор в последней редакции на 12 августа 2022 года). В соответствии с условиями Договора Агент обязуется по поручению, от своего имени и за счёт Принципала совершать юридические и иные действия, а именно:

1) Принимать, обрабатывать, доставлять, вручать Заказы Клиентам.

2) Участвовать в расчётах наличными денежными средствами (или в расчётах с использованием банковских карт) с Клиентами.

3) Совершать иные действия, предусмотренные Договором и направленные на исполнение обязательств.

Исходя из сути предмета договора, можно уверенно говорить о том, что мы имеем дело с элементами договором поручении комиссии, договоров оказания услуги и иных договоров, который российской стороной, компанией ООО «Интернет Решения» поименован «агентским договором». В этой связи при определении налоговых отношений по договору с ООО «Интернет Решения» следует руководствоваться положениями сразу нескольких договоров: договор поручения, договор комиссии и договора оказания услуг. При этом следует учитывать особенности формирования затрат Агента (по белорусскому законодательству – поверенный) и Принципала (по белорусскому законодательству – доверитель).

Следует отметить, что перечень оказываемых ООО «Интернет Решение» услуг, их сроки, стоимость и прочие условия предоставления определены в приложениях к Договору, которые являются его неотъемлемой частью Договора. В этой связи особенности налогового планирования договоров, заключенных с ООО «Интернет Решения» (торговая марка «ОЗОН»), зависят от особенностей приложения к Договору. Здесь же отметим, наиболее часто встречающиеся условия договора, заключаемого белорусским бизнесом с ООО «Интернет Решения» (торговая марка «ОЗОН»).

Так, как правило, обязательными опциями договора с ООО «Интернет Решения» (торговая марка «ОЗОН») являются следующие услуги:

- рекламирование товара на сайте OZON.RU;

- прием оплаты от покупателей;

- доставка товаров до покупателей.

В этой связи с Агентских отчетах предоставляемые ООО «Интернет Решения в адрес белорусского бизнеса как правило указывается следующие данные: выручка, комиссионного вознаграждение, стоимость доставки товара, прочие расходы. При этом следует отметить, что Агентские отчеты составляются в форме таблицы Excel в которых дается расшифровка выручки и всех расходов в разрезе всех проданных товаров.

Основными налоговыми вопросами, которые могут возникать при реализации Агентского договора с ООО «Интернет Решения» (торговая марка «ОЗОН»), являются следующие вопросы:

1. Правильность определение выручки, получаемой от реализации товаров по Агентским договорам с ООО «Интернет Решение». Так, выручка в целях налогообложения включает стоимость всех отгруженных и реализованных с помощью ООО «Интернет Решение» товаров, а не сумму полученных на расчетный счет денег от ООО «Интернет Решение».

2. Следует учитывать в составе затрат белорусского предприятия все предусмотренные в Агентском договоре услуги, оказываемые ООО «Интернет Решение». Это услуги по доставке товара, комиссионные вознаграждение в пользу ООО «Интернет Решения», прочие услуги. Что включается в стоимость прочих услуг определяется индивидуально в каждом приложении к Агентскому договору с ООО «Интернет Решение».

Особенностью налогового планирования Агентского договора с ООО «Интернет Решения» (торговая марка «ОЗОН» или «OZON») является правильное определение выручки для целей исчисления НДС, а также правильность определения затрат белорусского предприятия, исходя из условий Агентского договора с ООО «Интернет Решения» (торговая марка «ОЗОН» или «OZON»). От того насколько правильно определены эти две составляющие (выручка и затраты) и будет зависеть правильность исчисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Оферта о реализации товар от ООО «Вайлдберриз» (торговая марка «WILDBERRIES»)

Согласно условием договора Оферты о реализации товар от ООО «Вайлдберриз» (торговая марка «WILDBERRIES») размещенном на сайте WILDBERRIES.RU предметом договора является:

Продавец поручает, а Вайлдберриз принимает на себя обязательство за вознаграждение совершать от имени Продавца и за счет Продавца сделки по реализации товаров, принадлежащих Продавцу на праве собственности (далее – Товаров) физическим лицам, приобретающим Товары на сайтах, доменные имена которых указаны в Правилах использования Портала к договору (далее – покупателям). Вайлдберриз от имени Продавца принимает оплату за Товары от покупателей и передает вырученные от реализации Товара денежные средства Продавцу. Порядок исполнения поручения определяется Вайлдберриз самостоятельно за исключением случаев, предусмотренных Договором.

Дополнительно следует отметить, что Оферта о реализации товар от ООО «Вайлдберриз» (торговая марка «WILDBERRIES») включает в себе следующие дополнительные условия:

- в случаях, предусмотренных Договором, Продавец обязуется возместить Вайлдберриз издержки, понесенные при исполнении поручения;

- кроме выполнения поручения, указанного предмете Договора, Вайлдберриз может оказывать Продавцу иные услуги, маркировку товаров, обработка товаров на складах Вайлдрерриз;

- кроме выполнения поручения, указанного в предмете Договора, Вайлдберриз может оказывать Покупателю следующие услуги в отношении реализованных Покупателям Товаров: организация доставки и выдачи Товаров до Покупателей, приемки от Покупателей возвращаемых ими Товаров, хранение Товара на складах Вайлдберриз (или партнеров Вайлдберриз), а также утилизация Товаров Продавца.

Следует отметить, что по аналогии с Агентским договором с ООО «Интернет Решения» (торговая марка «ОЗОН» или «OZON») Оферты о реализации товар от ООО «Вайлдберриз» (торговая марка «WILDBERRIES») также является смешанным договором, который включает в себя условия договора комиссии, договора поручения и договора оказания услуг. То есть, как отмечено выше при налоговом планировании договора Оферты о реализации товар от ООО «Вайлдберриз» (торговая марка «WILDBERRIES») следует учитывать особенности связанные с определением выручки и затрат, связанных с реализацией договора Оферты.

При этой отдельной особенностью договора Оферты о реализации товар от ООО «Вайлдберриз» (торговая марка «WILDBERRIES»), которая встречается на практике, бывает ситуация реализация товаров со скидкой. В этом случае размер скидки возмещается ООО «Вайлдберриз» (торговая марка «WILDBERRIES»), что может привести к ситуации, когда комиссионное вознаграждение отражается с «минусом». Это значит, что фактически ООО «Вайлдберриз» (торговая марка «WILDBERRIES») возмещает белорусскому бизнесу разницу между фактической ценой реализации и ценой по которой белорусское предприятия планировало реализовывать товар. В этом случае важным является правильное определение общей выручки белорусского предприятия для исчисления налога на добавленную стоимость, которая должна включать как фактическую стоимость реализации, так и сумму скидки, которая компенсируется ООО «Вайлдберриз» (торговая марка «WILDBERRIES») и фактически является доходом белорусского предприятия.

Обобщая изложенное, следует отметить, что при налоговом планировании смешанных договоров необходимо четко определять предмет договора и обязанности сторон для того, чтобы определить суть договора с точки зрения белорусского налогового законодательства. Эта процедура определения юридической сути договора является основой для правильности налогообложения смешанных договоров, определения какие налоги и в каком порядке должны исчисляться.

20 апреля 2023 года

7.5 Договор аренды (лизинга) и налоговое планирование

Налоговое планирование договорных отношений, связанное с договорами аренды (лизинга) проводится в двух аспектах: для арендаторов (лизингополучателей) и арендодателей (лизингодателей). Для арендодателей (лизингодателей) исполнение договоров аренды связано с получением выручки в качестве арендных (лизинговых) платежей. Соответственно для арендодателей (лизингодателей) юридически правильное оформление договора аренды (лизинга) важно с точки зрения верного исчисления суммы выручки в целях налогообложения.

С точки зрения арендаторов (лизингополучателей) договора аренды (лизинга) связаны с затратами, что напрямую влияет на сумму исчисляемого налога на прибыль. Дополнительно следует отметить, что до недавнего времени договора лизинга активно использовались в налоговой оптимизации при приобретении автомобильного транспорта. Исходя из указанных двух аспектов и необходимо оценивать договора аренды (лизинга) в целях налоговой оптимизации.

7.5.1. Арендаторы (лизингополучатели)

Для арендаторов (лизингополучателей) основным налоговым аспектом договоров аренды (лизинга) является аспект, связанный с верным (соответствующим условиям договора) определением суммы арендных (лизинговых) платежей. Так, например, при аренде недвижимого имущества важно определять не только размер непосредственно арендной платы за арендуемые помещения, но и оплата услуг, связанных с арендой (коммунальные платежи, электроэнергия, теплоснабжение, стоянка автомобиля и так далее). На практике отмечаются ситуации, когда в договоре аренды не четко прописан или вообще не прописан порядок определения стоимости услуг, связанных с арендованным имуществом. Рассмотрим несколько примеров, связанных с неточностями в договорных отношениях.

Например: В договоре аренды может быть указано, что порядок определения стоимости коммунальных услуг, эксплуатационных услуг определяется в отдельном договоре, прилагаемом к договору аренды, при этом на практике этого договора может и не быть, либо сроки действия этого договора могут не соответствовать срокам действия основного договора аренды.

Вторая ситуация может возникнуть в случаи, когда в договорах не четко прописано какие именно дополнительные коммунальные и эксплуатационные услуги будут оплачиваться арендатором. Входит ли в перечень этих услуг покупка телевизора или холодильника для сторожа или нет? Или как возмещаются дополнительные расходы арендодателя, связанные с текущим ремонтом или покрытием убытков на содержание, переданных в аренду помещений? Какое количество мест парковки оплачивается по договору аренды и соответствует ли количество этих мест фактическому наличию автомобилей на предприятии?

Данные вопросы на первых взгляд кажутся несущественными, но на практике именно этот вопрос может привести к ситуации, когда отсутствие в договорах аренды четкого описания процедуры и перечня дополнительных коммунальных и эксплуатационных услуг, оплачиваемых арендатором, является основанием для снятия с затрат предприятия, учитываемых при исчислении налога на прибыль, коммунальных и эксплуатационных расходов, не прописанных в договоре. В этой связи важно четко знать и понимать какие дополнительные коммунальные и эксплуатационные расходы несет арендатор, для того чтобы четко все прописать в договоре аренды и включить данные расходы в перечень затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

В договорах лизинга, с точки зрения лизингополучателя, как правило вопросов не возникает. На практике в договорах лизинга четко прописываются все расходы, которые оплачивает лизингополучатель. Здесь существует другой вопрос.

В последние годы договора лизинга зачастую использовались для приобретения легкового или грузового автомобильного транспорта юридическими лицами с целью их ускоренной амортизации и перенесения на затраты стоимости автомобиля для налоговой минимизации суммы исчисляемого налога на прибыль. В дальнейшем этот автомобильный транспорт, как правил, реализовывался физическим лицам или индивидуальным предпринимателям по ценам ниже рыночной, но при этом выше остаточной стоимости, сформированной по данным бухгалтерского учета. В свою очередь в дальнейшем физическое лицо или индивидуальный предприниматель имели возможность личного использования или перепродажи данного автомобиля по рыночной стоимости, получая разницу в ценах в качестве своего дохода.

Ситуация с применением данной схемы налоговой оптимизации существенно усложнилась в последние годы в связи с принятием ряда нормативных документов. Это статья 33 Налогового кодекса Республики Беларусь и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2022 года № 465 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций». (далее – Постановление № 465).

Правовая справка: Пунктом 4 Статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). Особенности отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь;

Пунктом 2 Постановления №465 определено, что для целей настоящего постановления основаниями для отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, не обусловленным разумными экономическими или иными причинами, в отсутствие намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности могут являться:

реализация основных средств, товарно-материальных ценностей юридическим и (или) физическим лицам, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, по стоимости, значительно заниженной по отношению к рыночной стоимости, с дальнейшей продажей указанными субъектами (лицами) этих основных средств, товарно-материальных ценностей по рыночной (близкой к рыночной) стоимости.

На основании вышеуказанных норм налогового законодательства белорусские государственные контролирующие органы производят перерасчет сумм недоплаченных в бюджет налогов. При этом с предприятия, являющегося лизингополучателем, и реализующим основные средства или иные активы по цене ниже рыночной взыскивается НДС и налоги на прибыль с разницы между ценой реализации и рыночной ценой. В свою очередь с покупателя физического лица взыскивается подоходный налог с разницы между ценой приобретения автомобиля и ценой его реализации.

Приведенное ранее правоприменительное обстоятельство не означает, что предприятия в своей деятельности должны отказываться от договоров лизинга. Данное обстоятельство означает, что договора лизинга не должны использоваться, исключительно в целях налоговой оптимизации. Договора лизинга должны использоваться как элемент налоговой оптимизации и элемент повышения эффективности бизнес-процессов на предприятии. А это значит, что предмет лизинга должен использоваться на предприятии максимально необходимое для интересов бизнеса количество лет, и впоследствии должен быть реализован по рыночным ценам. В этом случае действия белорусского бизнеса будут обусловленным разумными экономическими или иными причинами, а значит и не будет претензий со стороны государственных контролирующих органов.

7.5.2. Арендодатели (лизингодатели)

Для арендодателей налоговый аспект договоров аренды связан с верным определением суммы арендной платы, которую должен уплатить арендатор. Указанная сумма является для арендодателей выручкой, облагаемой налогом на добавленную стоимость (НДС). В этой связи для арендодателей важным является определение в договорах размера (площади) арендуемого помещения или территории и сумму арендной ставки за единицу площади.

Относительно площади передаваемых в аренду помещений необходимо учитывать суммы арендной платы, связанные с используемыми арендаторами площадями вспомогательных помещений, мест общего пользования, парковок и так далее. Перечисленные места зачастую используются арендаторами, но никоем образом не прописаны в договорах аренды, что ведет к не получению выручки арендодателей, а это в свою очередь ведет к повышению налоговой нагрузки на бизнес. Рост налоговой нагрузки в данном случае обусловлен тем, что арендодатели, не получая выручки в форме арендной платы при этом несут расходы по оплате налога на недвижимость и земельного налога по имуществу фактически используемому арендатором.

Относительно определения суммы арендной платы необходимо выполнять требования законодательства, действующего в 2023 году, на момент написания данного материала. Возможно, что действие данного законодательства будет продлено в дальнейшем и на 2024 и 2025 годы.

Правовая справка: Статьей 4 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 года № 197-З «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг» определено, что до 1 января 2024 г. приостанавливается действие законодательства в части права арендодателя определять в договоре размер арендной платы за пользование имуществом в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. Действие части первой настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие из договора финансовой аренды (лизинга).

Фактически государство на 2022 и 2023 годы запретило привязывать ставки арендной платы к валютным эквивалентам. В этой связи у арендаторов пока не возникает вопросов по определению размера арендной платы. Но такие вопросы могут возникать у лизингодателей.

Правовая справка: Разъяснениями Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27 марта 2018 года № 15-1-7/26/2-2-10/00561 «О некоторых вопросах определения выражения в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств» определено следующее:

С учетом частей первой и второй пункта 5 статьи 31 Налогового кодекса Республики Беларусь, в бухгалтерском и налоговом учете выраженная в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимость активов и обязательств считается выраженной в белорусских рублях, начиная с даты определения в соответствии с законодательством или соглашением сторон подлежащей оплате суммы в белорусских рублях, и в дальнейшем не пересчитывается.

Учитывая данное разъяснение следует, что лизингодатель не имеет право переоценивать задолженность лизингополучателя, после даты платежа, определенной в договоре или законодательством. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении суммы выручки лизингодателя, иначе возможно нарушение бухгалтерского и налогового законодательства в части исчисления выручки, внереализационных доходов и расходов бизнеса. А это в свою очередь приведет к неверному исчислению НДС и налога на прибыль.

Вторым аспектом налогового планирования, которые необходимо учитывать лизингодателю является порядок приобретения объектов лизинга. С точки зрения налоговой оптимизации весьма важным является приобретение предмета лизинга с входящим НДС, который в дальнейшем будет уменьшать сумму исчисленного к уплате НДС у лизингодателя.

Правовая справка: Пунктом 10 статьи 120 Налогового кодекса определено, что налоговая база при передаче лизингодателем предмета лизинга лизингополучателю определяется как сумма лизинговых платежей. При выкупе предмета лизинга лизингополучателем в налоговую базу включается также сумма выкупной стоимости предмета лизинга.

По договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, являющегося транспортным средством согласно приложению 25 и приобретенного без налога на добавленную стоимость лизингодателем у физических лиц, в том числе являющихся индивидуальными предпринимателями, на территории Республики Беларусь, налоговая база в части контрактной стоимости такого предмета лизинга:

определяется как разница между его контрактной стоимостью с налогом на добавленную стоимость и инвестиционными расходами лизингодателя на приобретение такого транспортного средства, предназначенного для последующей передачи в качестве предмета лизинга. Настоящее положение применяется также в отношении физических лиц, в том числе являющихся индивидуальными предпринимателями, реализующих транспортные средства согласно приложению 25 через организацию, являющуюся посредником, по договору комиссии, поручения или иному аналогичному гражданско-правовому договору;

определенная в порядке, установленном настоящей частью, не корректируется в случае досрочного расторжения по требованию одной из сторон договора финансовой аренды (лизинга), не завершенного выкупом предмета лизинга.

Таким образом, лизингодатели приобретающие предмет лизинга без входного НДС у физических лиц или индивидуальных предпринимателей не получают входной НДС, а значит увеличивают свою налоговую нагрузку по НДС к уплате. В этой связи «потери входного НДС» с точки зрения налоговой оптимизации могут быть компенсированы либо увеличением размера лизингового вознаграждения, либо отказом от договорных отношений с субъектами, которые не являются плательщиками НДС. Если такой отказ с экономической точки зрения не целесообразен, то лизингодатель будет вынужден платить «дополнительный НДС».

Правоприменительная практика и принятые в последнее время изменения в нормативные правовые документы, регламентирующие порядок предоставления имущества в аренду и лизинг, требуют от белорусского бизнеса уточнения своих подходов в вопросах налоговой оптимизации. Весьма важным является отказ от налоговых схем направленных исключительно на минимизацию суммы уплачиваемого налога, а необходимо переходить на бизнес-схемы, учитывающие как возможности налоговой оптимизации, так и направленные на повышение эффективности бизнес-процессов на предприятии. В этой связи налоговое планирование договоров аренды и лизинга требует комплексного подхода, учитывающего не только налоговые, но и экономические аспекты повышения эффективности ведения бизнеса.

16 ноября 2023 года

7.6 Внешнеэкономические договора и налоговое планирование

Внешнеэкономическая деятельность является одним из существенных факторов налогового планирования, который может быть использован бизнесом для оптимизации своей налоговой нагрузки. При этом в зависимости от того, как построена система внешнеэкономических договорных отношений во многом будет зависеть и эффективность налогового планирования.

В этой связи все налоговое планирование внешнеэкономических договор следует разделить на два направления. Во-первых, это внешнеэкономические договора заключаемые с субъектами предпринимательства резидентами Евразийского экономического союза. Во-вторых, это внешнеэкономические договора заключенные с субъектами предпринимательства нерезидентами Евразийского экономического союза. Третий «общий» аспект, который необходимо учитывать при заключении внешнеэкономических договоров – это порядок расчетов по таким договорам.

7.6.1 Договора с резидентами Евразийского экономического союза

Одним из существенных преимуществ использования внешнеэкономических договор является возможность применения нулевой ставки НДС по товарам, реализуемым на экспорт. При этом входной НДС уплаченный белорусским субъектом предпринимательства по товарам, относящимся к экспортным договорам в дальнейшем, может быть возвращен из бюджета, если сумма вычетов по НДС больше нежели сумма начисленного к уплате НДС. Соответственно возврат НДС из бюджета существенно уменьшает налоговую нагрузку бизнеса.

Данное «правило» налоговой оптимизации НДС безупречно работает при отгрузке товаров нерезидентам Евразийского экономического союза, но при этом могут возникнуть сложности при подтверждении нулевой ставки НДС при реализации товаров резидентами Евразийского экономического союза. Дело в том, что в рамках Евразийского экономического союза отсутствуют таможенные границы, а это значит, что подтверждение нулевой ставки НДС производится не белорусскими таможенными органами, а налоговыми органами государств Евразийского экономического союза, в которое был отгружен товар.

В этой ситуации недобросовестные контрагенты резиденты Евразийского экономического союза в целях «оптимизации» НДС могут не подавать в свои налоговые органы заявления об уплате ввозного НДС, и тем самым белорусское предприятие не сможет получит подтверждение экспорта в государство Евразийского экономического союза. Соответственно по истечении 180 дней после отгрузки в государство Евразийского экономического союза в случае неполучения заявления от налоговых органов об уплате ввозного НДС белорусский субъект предпринимательства должен будет уплатить НДС по ставке 20%. В этом случае никакой налоговой экономии у белорусского бизнеса не будет, а налоговое планирование внешнеэкономической деятельности будет не эффективно.

Для избегания подобной ситуации целесообразно с новыми контрагентами резидентами государств Евразийского экономического союза работать по предоплате и учитывать в стоимости реализации товаров на экспорт возможные риски неуплаты НДС. Как правило данные риски неуплаты НДС учитываются в стоимости отгруженный на экспорт товаров.

7.6.2 Договора с нерезидентами Евразийского экономического союза

При заключении внешнеэкономическими договоров с прочими субъектами предпринимательства, которые являются нерезидентами Евразийского экономического союза следует учитывать риски дополнительного налогообложения, связанные не с НДС, а с оффшорным сбором.

Правовая справка: 23 Главой Налогового кодекса Республики Беларусь установлен оффшорный сбор в Республики Беларусь. Оффшорный сбор взымается белорусских субъектов предпринимательства в размере 15% в случае перечисления денежных средств в оффшорные зоны. Перечень оффшорных зон определен Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 года № 353 «Об утверждении перечня оффшорных зон».

На момент написания книги в перечни оффшорных зон было указано 52 государства и территориальные объедения, которые согласно белорусскому налоговому законодательству признаны оффшорными зонами. Данный перечень оффшорных зон периодически пересматривается, поэтому прежде, чем заключать внешнеэкономические договора целесообразно проверить, не зарегистрирован ли Ваш контрагент в государстве или территории, которая является с точки зрения белорусского законодательства оффшорной зоной со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Методами налоговой оптимизации оффшорного сбора являются отказ от работы с резидентами оффшорных зон, либо применения льгот по оффшорному сбору, прописанные с статье 264 Налогового кодекса Республики Беларусь. Еще одним методом налогового планирования оффшорного сбора является учет в стоимости платежа в пользу резидентов оффшорного сбора суммы исчисляемого по белорусскому налоговому законодательству оффшорного сбора.

7.6.3 Порядок расчетов по внешнеэкономическим договорам

Третьим важным элементом налогового планирования внешнеэкономических договоров является учет порядка расчетов по таким договорам. В данном случае следует учитывать, что различие между сроками реализации товаров, работы, услуги по внешнеэкономическому договору и сроками расчетов по внешнеэкономическим договорам, связанным с реализацией товаров, работ, услуг приводит к образованию курсовых разниц. Курсовые же разницы напрямую влияют на сумму уплачиваемого налога на прибыль, и в целом влияют на финансово-экономические показатели работы белорусского бизнеса.

При налогового планировании внешнеэкономических договор следует учитывать следующие обстоятельства, связанные с тем, что предоплаты и авансы, номинированные в валюте, не переоцениваются. А это значит, что в ситуации постепенной девальвации белорусского рубля по различному будут влиять полученные или уплаченные авансы соответственно по экспортным и импортным договорам. Рассмотрим следующие типичные случаи в условиях характерной для Республики Беларусь постепенной девальвации белорусского рубля.

Во-первых, в случае экспорта товара, работы или услуги без получения аванса как правило в дальнейшем у предприятия образуются положительные курсовые разницы. Соответственно предприятие может либо покрыть свой убыток, либо уплатить дополнительный налог на прибыль из положительных курсовых разниц.

Во-вторых, в случае экспорта товара, работы или услуги с получением аванса как правило в дальнейшем у предприятия образуются отрицательные курсовые разницы. Соответственно предприятие может либо получить убыток, либо уменьшить сумму исчисленного налога на прибыль оптимизируя тем самым уровень своей налоговой нагрузки.

В-третьих, в случае импорта товара, работы или услуги без уплаты предоплаты как правило в дальнейшем у предприятия образуются положительные курсовые разницы. Соответственно предприятие может либо покрыть свой убыток, либо уплатить дополнительный налог на прибыль из положительных курсовых разниц.

В-четвертых, в случае импорта товара, работы или услуги с уплатой предоплаты как правило в дальнейшем у предприятия образуются отрицательные курсовые разницы. Соответственно предприятие может либо получить убыток, либо уменьшить сумму исчисленного налога на прибыль оптимизируя тем самым уровень своей налоговой нагрузки.

Данные типичные ситуации, базирующие на предположении о постепенной девальвации белорусского рубля, необходимо учитывать белорусскому бизнесу при налоговом планировании расчетов по внешнеэкономическим договорам. В целом же налоговое планирование внешнеэкономических договор должно учитывать высокие риски неплатежей, волатильности курса белорусского рубля и недобросовестности внешних контрагентов. Все эти факторы могут существенно повлиять на уровень налоговой нагрузки белорусского бизнеса по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль и оффшорному сбору.

08 февраля 2024 года

Предисловие Книги "Налоговое планирование в Беларуси: Теория и практика"
По всем практическим и теоретическим вопросам, связанным с налоговым планированием в Республике Беларусь Вы можете обращаться по следующим координатам:

Консультант по налоговому планированию, аудитор - Жук Александр Леонидович

+375 (29) 678-21-82 (ВЕЛКОМ)

+375 (29) 254 89 15 (MTC)

220007 г. МИНСК, УЛ. АРТИЛЛЕРИСТОВ Д. 8 КОРПУС 3 (одноэтажное здание) КОМНАТА. № 3. ПЕРЕД ПРИЕЗДОМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗВОНИТЕ.